- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Вопросы к экзамену по дисциплине «Философия» для студентов специальностей – «лечебное дело», «педиатрия», «фармация», «медицинская кибернетика» 2019-2020 уч. г.
- Готовые работы
- Ответы на билеты
- Философия
128 страниц
0 источников
Добавлена 14.06.2021 Опубликовано: studservis
858 ₽
1717 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
для студентов специальностей – «лечебное дело», «педиатрия», «фармация»,
«медицинская кибернетика» 2019-2020 уч. г.
1. Понятие мировоззрения и его исторические типы.
Мировоззрение появляется в глубокой древности, его показатель – членораздельная речь. Мировоззрение – сложное образование в духовном мире человека, опираясь на принципы которого, человек ориентируется в мире, формирует свое поведение, определяет цели своей деятельности.
Мировоззрение имеет структуру. В его основе – представление о смысле человеческого существования.
Уровни мировоззрения:
-мироощущение (самый примитивный)
-мировосприятие (ясные, логические представления)
-миропонимание (умозаключения о системе мира)
Мировоззрение всегда связано с уровнем самосознания, самопознания и самовоспитания.
Виды мировоззрения:
-обыденное
-концептуальное
Исторические типы мировоззрения:
1) обыденное (житейское)
− Носители – все люди.
− Положения передаются через воспитание и образование и строятся на здравом смысле и житейской логике.
− Цель - адаптироваться в окружающем мире.
2) мифологическое (эпоха палеолита)
− Человек не выделяет себя из природного мира, что приводит к антропоморфизации природного мира.
− Время не делится на прошлое, настоящее и будущее. Существует только сакральное (священное) и профанное (вечное настоящее)
− Все воззрения человека на мир определяют общественное устройство, индивидуальное бытие и выражаются во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
− В современном мире мифология сохраняет свое значение, проявляясь на бытовом уровне, в идеологических системах и в искусстве.
3) религиозное (эпоха верхнего палеолита)
− Структурирование мира
− Развитие абстрактного мышления
− Формирование специального языка
− Наличие священного писания, в котором четко зафиксирована истина
− Сосредоточение внимания на бытии человека (мир и человек не одно целое)
− Человек осознает, что он может познавать и преобразовывать, он осознает, что он слабее физически
− Человек признал свою индивидуальность
− Оно определило социально - политическое устройство человечества и оказало влияние на все сферы человеческой жизнедеятельности
4) научное (возникает в эпоху верхнего палеолита)
− Утверждает, что можно дать объективную картину мира, которая будет истинной
− Стремление доказывать свои положения наглядно
− В основе любой науки – абстрактная конструкция
− Научные истины объявляются истинами в последней инстанции, или абсолютной истиной
− Связано с социальной системой и часто является основой идеологии
5) философское (эпоха верхнего палеолита)
− Наиболее ранними текстами являются «упанишады» - «сидеть у ног учителя» (сер. II – нач. I тыс. дон.э.)
− Эпоха расцвета – сер. I тыс. до н.э., когда в древних цивилизациях формируются первые философские направления и создаются первые философские тексты (Др. Китай – «Лунь Юй» Конфуция, «Веды» в Др. Индии, трактаты «О Природе» в Др. Греции и т.д.)
− Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру
− Философия всегда социально детерминирована и одновременно с тем определяет социальную действительность
− Философское мировоззрение всегда отличается свободой в интерпретации основных понятий и логики их развития, в основе философского мировоззрения всегда лежит понятие о свободе личности
− Свобода в интерпретации основных понятий вела к тому, что даже предмет философии исторически менялся. Предметом философии выступали отдельные фрагменты или первоначала мира, либо абстрактные понятия. Со временем предметом становится человек, его духовный мир и смысло жизненная проблематика. (предмет – эпохальная проблематика)
− Основной метод философскогого мировоззрения – теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижение всех наук и культуры в целом.
2. Основные вопросы и направления философии.
Основной вопрос философии - это вопрос об отношении сознания к бытию, тела к душе, бытия и мышления, духовного к материальному.
Основные философские направления:
1 Материализм – философское течение, говорящее о первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, а сознание, дух, мышление, психическое, субъективное рассматривают как свойство материи.
Пространство, время, движение – объективно существующие формы бытия материи. Единство мира в его материальности.
Основные виды материализма: Наивный, стихийный, натурфилософия; метафизический; диалектический
2 Идеализм – философское течение, признающее, что сознание, мышление, духовное, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно, зависимо.
Виды идеализма: объективный идеализм- идеальное начало существует вне субъекта; субъективный идеализм – идеальное начало существует внутри субъекта.
3 Агностицизм – агностики отрицают познаваемость мира. (Юм, Кант, Протагор, софисты)
4 Скептицизм – сомнение в возможности получения достоверного знания.
5 Дуализм – телесное и духовное существуют самостоятельно и независимо друг от друга(Декарт)
6 Пантеизм – идея растворенности Бога в природе(Бруно)
3. Философия и медицина.
В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов.
1) Объектом и философского, и медицинского познания выступает человек. Философия рассматривает объект познания теоретически, а медицина носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни.
2) Философия по отношению к медицине, как и к любой другой частной науке, выполняет роль мировоззренческой и методологической базы. Господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира, дает научно обоснованные представления о природе человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова).
3) Наиболее очевидной связь философии и медицины выглядит в тех случаях, когда обе они становятся полем деятельности одной и той же личности. Речь идет о врачах-философах – людях, которые оставили заметный след в истории и медицины, и философии. Такие ученые были во все исторические эпохи. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой, проблему причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом и т.д.
В современном мире медицина становится одной из лидирующих областей научно-практической деятельности. Современные медико-биологические открытия требуют глубокого философского осмысления, включения в структуру медицинского знания вопросов этики и эстетики. Сформировался новый раздел философского знания – философия медицины, который изучает методологические и мировоззренческие аспекты феномена медицины, выявляет сущность медицинской деятельности, определяет ее место в культуре. Ее важным разделом является медицинская этика, предметом которой являются требования к профессиональному поведению и нравственным качествам врача. Корни медицинской этики уходят в глубокую древность (труды Гиппократа). В 70-х гг. ХХ в. сформировалась новая дисциплина – биоэтика («этика живого»), определяющая меру ответственности за применение в медицинской практике новых научных знаний и технологий, за выбор решения о методе лечения.
4. Философия, ее предмет и функции.
Философия – наука о человеке, обществе, системе мироздания и о познании.
Предмет философии – это всеобщие характеристики (стороны) различных типов отношений, складывающихся между человеком и миром.
Предмет философии – эпохальная проблематика.
− Человек
− Человечество
− Мир
− Процесс познания
Основной вопрос философии – «Что первично, бытие или сознание?»
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
−Мировоззренческая (формирование целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром)
− Методологическая (философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности)
− Мыслительно-теоретическая (философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы окружающего мира)
−Гносеологическая (цель - правильное и достоверное познание окружающей действительности)
− Критическая (подвергать сомнению окружающий мир. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение окостенелости знания, его модернизация, увеличение его достоверности)
− Аксиологическая (оценка вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.)
− Социальная (объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения)
− Воспитательно-гуманитарная (культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу)
− Прогностическая (на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества).
Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Только через их целостное единство проявится специфика и сущность философского знания.
5. Философия Древней Индии.
Индийская цивилизация является одной из самых древних на земном шаре. Она зародилась на полуострове Индостан почти 6 тысячелетий назад. В попытке осмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем, древние индийские философы стали предпринимать первые шаги в развитии мировоззренческих учений. Так зародилась философия Древней Индии, которая оказала значительное влияние на всю мировую культуру.
Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:
Ведический – период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.).
Эпический – период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н.э.)
Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.).
С древних времен индийская философия развивалась непрерывно и закономерно, без кардинальных смен идей и точек зрения. Все основные положения описаны в Ведах, датируемых XV в. до н. э. Практически вся литература, последовавшая за Ведами, связана с их толкованием. Веды были написаны на санскрите, и включали в себя четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.
К основным положениям философии Древней Индии относят:
совершенствование внутреннего мира человека;
желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;
искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;
восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;
неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого;
постижение знаний путем длительного сознательного погружения;
подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.
В Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные – те, то развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные.
К ортодоксальным школам относятся:
Ньия – самая первая ортодоксальная школа, согласно которой мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. В основе данной философской системы лежит исследование метафизических проблем, не чувственным, а логическим путем.
Вайшешика – проповедовала вечный круговорот жизни, состоящий из цепи многочисленных превращений и смены одной телесной оболочки на другую. Это так называемая сансара – колесо вечного перевоплощения. Вследствие реинкарнации душа находится в постоянном движении и поиске гармонии и идеала.
Йога – философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача – полное подчинение тела мозгу.
Возникновение неортодоксальных философских школ связано с поклонением материализму. В основе лежит лишь тело и его чувства, но никак не эфемерная душа.
К неортодоксальным школам Древней Индии относят:
Джайнизм – учит тому, что все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому – страшный грех. Достичь просветления в джайнизме невероятно трудно. Для этого нужно полностью заменить привычную пищу на солнечную энергию, никогда не отвечать на зло насилием и не причинять даже малейшего вреда ни одному живому существу.
Буддизм – согласно этому философскому учению, конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности – не причинение вреда окружающим.
Главной целью всех философских школ Древней Индии было достижение нирваны – состояния полной гармонии со Вселенной, утрата всех земных ощущений, растворение в Космосе.
6. Философия Древнего Китая.
Своими корнями философия Древнего Китая уходит в глубокое прошлое и насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Долгое время пребывая в изоляции от всего мира, она смогла пройти свой собственный путь, и приобрести ряд уникальных черт.
В период своего становления и развития философия Древнего Китая, как и культура в целом, не испытывала влияния никаких иных духовных традиций. Это абсолютно самостоятельная философия, которая имеет принципиальные отличия от западной.
Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. По мнению китайских философов, в основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией «Ци», которая делится на два начала – женское инь и мужское ян.
Предпосылкой для развития древнекитайской философии стало господствующее религиозно-мифологическое мировоззрение. В древности китайцы были уверены, что все в мире происходит по воле Неба, главным управителем которого являлся Шан-ди – Верховный император. У него в подчинении находились многочисленные духи и боги, похожие на птиц, животных или рыб.
К характерным особенностям философии Древнего Китая следует отнести:
Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей. При этом их воздействие имело положительный характер, поскольку в задачи духов входила искренняя забота о здравствующих.
Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов Инь и Ян произошло упорядочение Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало ян взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю.
Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления – конфуцианство и даосизм.
Конфуцианство. Одно из важнейших направлений философии Древнего Китая, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, человеколюбия, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера.
Детство Конфуция было очень тяжелым. После потери кормильца семья жила в страшной нищете, и мальчику приходилось много работать, чтобы помочь матери. Однако благодаря хорошему образованию, настойчивости и трудолюбию, ему удалось сделать успешную карьеру на государственной службе, а после перейти к преподавательской деятельности.
Даосизм. Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте.
Легизм. Основателем учения считается китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме.
Моизм. Школа получила свое название в честь учителя Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним.
7. Натурфилософия Древней Греции.
На раннем этапе философия Древней Греции была натурфилософией, то есть обращалась к теме природы, ее началам и стихиям. В этот период сформировалсякосмоцентризм– представление об окружающем мире как об огромном, таинственном и упорядоченном целом – Космосе. Термин «Космос» (порядок) ввел Гераклит. Он считал, что космос не создан ни богами, ни людьми, он постоянно изменяется, в нем идет борьба противоположных начал (день сменяется ночью, горячее остывает и т.д.).
Центральной темой античной философии была тема первоначал – основы окружающего мира:
Фалес, которого считают первым греческим философом, утверждал, что все произошло из воды, Гераклит – из огня, Демокрит – из мельчайших неделимых частиц – атомов. Эти философы стоят у истоков материализма («линия Демокрита»);
Платон считал, что основой мира являются бестелесные идеи, которые порождают из себя различные вещи. Самой крупной и яркой фигурой в античной философии был Аристотель, он считал, что основой мира является некая активная «форма», которая воздействует на пассивную материю и служит причиной появления вещей. Эти философы являются основоположниками идеализма («линия Платона»).
Начиная с Сократа, философия обращается к теме человека, смысла его жизни и счастья. Тем самым, стал осуществляться антропологический поворот, то есть переориентация философии с темы природы на тему человека – живого, познающего и ищущего себя в окружающем мире.
Сократ считал, что быть счастливым – значит познать самого себя (выявить сильные и слабые стороны), творить добро, вести умеренный образ жизни и жить в гармонии с природой.
Киники (самый яркий представитель – Диоген Синопский) – проповедовали полное освобождение индивида от общества, от его законов и морали. Их главная идея – ни перед кем не унижаться и не преклоняться, довольствоваться только самым необходимым. В то же время киники занимались попрошайничеством, вели паразитический образ жизни, «прославились» вызывающим аморальным поведением. От названия их философского течения возникло понятие «цинизм» – презрение к людям и обществу в целом.
Стоики (Зенон, Сенека, Марк Аврелий) – так же как и киники стремились к освобождению от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от внешнего мира в отвержении ценностей культуры, стоики избрали иной путь достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений культуры, мудрость. Благо, по мнению стоиков, четыре достоинства – благоразумие, умеренность, справедливость и мужество. Зло – неразумие, необузданность, несправедливость и трусость. Все остальное – жизнь и смерть, слава и бесславие, тяжкий труд и наслаждение, богатство и бедность, болезнь и здоровье – это от нас не зависит и потому относится к ним надо равнодушно.
Скептики (Пиррон) – главное внимание уделяли познанию окружающего мира, их лозунг – ничего не определять, ни с чем не соглашаться, то есть они были агностики – не верили в познаваемость мира.
Эпикур считал, что человек несчастлив, потому что боится богов, смерти и завтрашнего дня. Не нужно бояться богов, утверждал Эпикур, им не до нас; не нужно бояться смерти – когда мы есть, ее нет, когда она есть нас нет; нужно жить сегодняшним днем. Мудрец должен беречь свое здоровье, проводить время в беседах с такими же мудрецами и держаться подальше от суеты (политики, государственной службы, подальше от толпы).
8. Классическая античная философия. Сократ.
Классический этап развития античной философии связан с философским учением софистов. Софизм - философское направление, которое основывалось на признании двусмысленности понятий, умышленно ложном построении умозаключений, которые формально казались правильными. Софистов называли мудрецами, а сами себя они называли учителями. Их целью было - дать знания во всех возможных областях и выработать в учениках способность к различного рода деятельности. Они сыграли огромную роль в становлении техники философской дискуссии. Их размышления о практическом значении философии представляли практический интерес для последующих поколений мыслителей.
Классическая греческая философия представлена идеями Сократа, Платона, Аристотеля. Этот этап античной философии называют периодом её расцвета.
Сократа считают «Отцом» античной этики. Он сосредоточил своё внимание на человеке, считая бессмысленным изучать то, что не приводит к полезным для людей переменам. «Познай самого себя, чтобы переделать себя» - такова исходная позиция Сократа. Свой метод обнаружения истины Сократ сравнивал с повивальным искусством. Он говорил, что помогает родиться истине так же, как повивальные бабки помогают родиться человеку. Он вызывал оппонента на дискуссию, заставлял мыслить и, в конечном итоге, формировать собственную аргументированную позицию. Метод нахождения истины путём столкновения различных суждений Сократ назвал диалектикой.
Главной темой сократовских рассуждений была проблема морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Рядом с темой человека в его учении стояли проблемы жизни и смерти, этики, свободы и ответственности, личности и общества. В своих беседах Сократ сравнивал моральные поступки, выделял в них общие компоненты и в итоге приходил к общим понятиям. Главными человеческими добродетелями Сократ считал умеренность, храбрость и справедливость, то есть такие качества, которые полезны как отдельному человеку, так и обществу, государству в целом. Сократ не оставил после себя письменных источников, поэтому большая часть его высказываний дошла до нас через его учеников - историка Ксенофонта и философа Платона.
9. Классическая античная философия. Платон.
Классический этап развития античной философии связан с философским учением софистов. Софизм - философское направление, которое основывалось на признании двусмысленности понятий, умышленно ложном построении умозаключений, которые формально казались правильными. Софистов называли мудрецами, а сами себя они называли учителями. Их целью было - дать знания во всех возможных областях и выработать в учениках способность к различного рода деятельности. Они сыграли огромную роль в становлении техники философской дискуссии. Их размышления о практическом значении философии представляли практический интерес для последующих поколений мыслителей.
Классическая греческая философия представлена идеями Сократа, Платона, Аристотеля. Этот этап античной философии называют периодом её расцвета.
Платон - профессиональный философ, ученик Сократа, - один из виднейших мыслителей античности. Основал в Афинах философскую школу Академия. В платоновской философии вначале под влиянием Сократа доминировала этика, Платон не выдвигал положений от своего имени. Сочинения Платона написаны в форме бесед между Сократом и другими греческими философами называются «Диалогами», автор которых всегда разделяет позицию Сократа. Позднее Платон перешёл к рассмотрению вопросов политики, психологии, педагогики, натурфилософии и теории познания.
Платон является основателем философии идеализма. Он считал, что бытие - это нечто вечное, неизменное. Окружающие нас вещи такими качествами не обладают. Поэтому под бытием Платон понимает идеи. Он разделил действительность на два мира: мир идей и мир вещей. Первичным Платон считал мир идей, а вторичным, производным от него он полагал всё многообразие воспринимаемого мира. С его точки зрения, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что существуют идеи этих предметов. Для объяснения многообразия мира Платон вводит понятие материи. Материя у него - это первичный материал из которого сделаны вещи.
Платон в своей знаменитой работе «Государство» разработал теорию идеального государства, где каждый занимается лишь тем, к чему имеет способность. Поэтому все счастливы, а само государство - могущественно.
Платон разделил всех людей на три сословия:
носители мудрости - философы (они должны управлять государством, так как только они могут обрести полное знание о правильной жизни)
носители мужества - стражи (они должны защищать государство от внешних и внутренних врагов)
все остальные должны добросовестно выполнять свои производственные обязанности.
Платоновское государство контролирует все сферы жизнедеятельности своих граждан.
Концепция морали Сократа и Платона содержала в себе следующие идеи:
если человек владеет знанием о правильной, добродетельной, моральной жизни, то поступки его всегда будут моральны, добродетельны, правильны;
так как существует единый моральный образец жизни, представленный в «мире идей», то никаких иных вариантов правильной жизни, кроме этого единственного, быть не может.
10. Классическая античная философия. Аристотель.
Классический этап развития античной философии связан с философским учением софистов. Софизм - философское направление, которое основывалось на признании двусмысленности понятий, умышленно ложном построении умозаключений, которые формально казались правильными. Софистов называли мудрецами, а сами себя они называли учителями. Их целью было - дать знания во всех возможных областях и выработать в учениках способность к различного рода деятельности. Они сыграли огромную роль в становлении техники философской дискуссии. Их размышления о практическом значении философии представляли практический интерес для последующих поколений мыслителей.
Классическая греческая философия представлена идеями Сократа, Платона, Аристотеля. Этот этап античной философии называют периодом её расцвета.
Аристотель - древнегреческий философ и учёный, был учеником Платона, однако затем разошёлся с ним во взглядах и основал в Афинах собственную философскую школу Ликей.
Бытие, по Аристотелю, не может находиться вне вещей. Бытие - это сущность. Оно отвечает на вопрос, что есть вещь? и представляет собой то, что делает предмет тем, что он есть. Аристотель делит сущности на высшие и низшие. Низшая сущность - это материя (первичный материал, возможность вещей), высшая сущность - это форма, которая превращает ее из возможности в действительность.
Аристотель назвал причины бытия:
Материальные причины - то из чего состоят вещи.
Формальные причины - форма делает предмет тем, что он есть.
Действующие причины - база формирования вещей.
Целевая причина - отвечает на вопрос почему? отчего?
Учение Аристотеля - это телеология. Согласно ему, всё, что существует, обязательно имеет цель. Душа по Аристотелю, - это форма по отношению к телу. Ею обладают растения, животные и человек. Растительная душа имеет функции питания, роста и размножения. У животных добавляется способность желания: стремление к приятному и избегание неприятного. Человеческая душа разумна, человек способен к интеллектуальной жизни.
Аристотель впервые в истории этической мысли исследовал структуру человеческого поведения, выявляя в ней цель, средства и действия. Он утверждал, что люди формируют понятия блага и блаженства сообразно с жизнью, которую они ведут. Например, для мудреца благо - созерцательная деятельность, для необразованной толпы - грубые наслаждения и удовольствия, для деятельных и образованных людей - почести, получаемые от политической деятельности.
11. Философия эллинизма. Школа Эпикура.
Эллинистически-римскую философию нередко определяют, и не без оснований, как гибель античной философии, ее постепенное разложение и деградацию. В области «физики» (натурфилософии) она возвращается к «досократикам», в этике — к сократическим школам; неоплатонизм же вообще погрязает в мифологии. Но это ведь и отрицание отрицания: послеаристотелевские системы включают и систематически учитывают результаты, достигнутые классической греческой философией, а творцы их прошли суровый искус этого рода философствования. «Существует, правда, очень избитая истина, которая гласит, что возникновение, расцвет и гибель образуют тот железный круг, в который заключено все человеческое и который оно должно пройти до конца. В таком случае не было бы ничего удивительного, если бы греческая философия, достигнув в лице Аристотеля высшего расцвета, затем увяла. Но смерть героев подобна закату солнца, а не смерти лягушки, лопнувшей с натуги».
Школа Эпикура.
Основатель: Эпикур (ок. 342/341 —270/271 гг. до н. э.)
Представители: Лукреций («О природе вещей»), Метродор из Лампсака, Полиэн из Лампсака же, Гермарх из Митилены, Леонтий и его жена Фемиста, Колот и Идоменей
Суть учения(девиз): «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие — высшее благо»
У Эпикура на первом плане стоит этика, понимаемая как обоснование свободного поведения, не связанного природной необходимостью. Эпикур интересуется не столько объектом, которому надо дать объяснение, сколько субъектом, который дает это объяснение и действует на его основе, всегда имея в виду, что возможны и другие объяснения. Хотя философ по существу воспроизвел гедонизм киренаиков, признававших удовольствие критерием нравственного поступка, он гораздо решительнее, чем они, подчеркивает независимость этики от религиозного и государственного авторитета. Не отвергая существования богов, Эпикур и эпикурейцы считают невозможным какое бы то ни было вмешательство богов в человеческую жизнь. Учение Эпикура — практический атеизм, предвещавший не только общество, чуждое суеверий, но атеистическое и в то же время нравственное общество, свободное не только от богов, но и от господ. В соответствии с эллинистической традицией, членившей философию на физику, логику и этику, Эпикур выделяет в своем учении физику, канонику (учение о познании) и этику.
КАНОНИКА И ФИЗИКА ЭПИКУРА
Познание состоит в обозначении предмета словом, критерием истины будут тогда восприятия (ощущения), предвосхищения и претерпевания. Восприятия неразумны и не зависят от разума. Знание — из ощущений. «Предвосхищение» есть выражение целостности восприятия, объединяющее его элементы в некоторую единую структуру. «Претерпевания» — удовольствие и страдание, — являются критериями предпочтения и избегания. Восприятия, по Эпикуру, возникают в результате проникновения в нас «образов» вещей. Объективность чувственных качеств связывается Эпикуром с тем, что «образ» состоит из частиц, устроенных таким образом, чтобы возбуждать соответствующий орган. Необходимость в эпикуреизме теории индукции, позволяющей устанавливать значения слов, и теории знаков. Универсальные принципы своей натурфилософии: ( 1 ) ничто не возникает из ничего и в ничто не превращается; (2) вселенная всегда была такой, какова она теперь и всегда будет такой, ибо нет ничего, во что она могла бы измениться; (3) вселенная состоит из тел и пустоты, о существовании тел свидетельствует ощущение, тогда как существование пустоты явствует из движения, без нее невозможного; (4) тела либо неделимы и неизменяемы (атомы), либо составлены из первых; (5) вселенная безгранична и по величине пустого пространства, и по числу составляющих ее тел — как соединений, так и атомов. Бесконечно по числу и количество миров в ней. Различие форм атомов, однако число различных форм конечно, хотя и необозримо велико, различия в величине возможны только в пределах очень малой величины атомов, делающей их незаметными. Тело, хотя и составлено из атомов, представляет собой некоторую целостность, характеризуемую устойчивыми качествами. Качества - форма, цвет, вкус, запах, величина, вес и т. д. — существуют объективно, поскольку они воспринимаются. Эпикур отличает непостоянные и случайные признаки. Пространство (пустота) выводится из факта движения — оно есть необходимое условие движения тел. пространство получает различные определения в зависимости от его взаимоотношений с материей: «по мнению Эпикура, из так называемой неосязаемой природы одна часть именуется пустотой (kenon), другая местом (topos), третья пространством (chöra)... поскольку та же самая природа, будучи лишенной всякого тела, называется пустотою, занимаемая телом носит название места, а при прохождении через нее тел зовется пространством». Время оказывается «случайным свойством» (признаком, симптомом) вещей. Приписывание атомам свойства тяжести как причины движения. Наличие движения атомов различного вида: падение по прямой вследствие тяжести, беспорядочное движение, имеющее причиной столкновение, и случайное отклонение от прямой, обусловливающее второй вид движения.
ОТ ФИЗИКИ К ЭТИКЕ И «ТЕОЛОГИИ»
Цель философии — достижение счастья. Счастье же, по Эпикуру, — это неомраченное ничем удовольствие. Человек обладает естественным стремлением к удовольствиям и столь же естественным отвращением к страданиям (поэтому ну этот экзамен, я хочу счастья); он избирает, следовательно, первые и избегает вторых. Подлинное удовольствие, составляющее критерий нравственного поведения, это удовольствие разумное и справедливое. Удовольствие как конечная цель жизни подразумевает «свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Чрезмерное удовольствие само собой превращается в страдание.
Боги, по Эпикуру, существуют, о чем свидетельствует всеобщее согласие, но они никак не могут влиять на людей. Боги — погруженные в самонаслаждение, высшее счастье и блаженство существа, состоящие из атомов тончайшей огненной природы. Они обитают в пространстве между мирами, совершенно безотносительно к этим мирам. Мудрость и счастье состоят в достижении независимости от всего того, что нарушает спокойствие духа — от влияний мира и от собственных страстей и пустых желаний. Душа смертна. смерть не имеет никакого отношения к нам: ибо то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет к нам никакого отношения». Уничтожение страха смерти и невежества, выступающих источником веры в богов, вмешивающихся в людские дела, Эпикур считал важнейшей задачей философии в поисках счастья.
Общество представляет собой сумму индивидов, каждый из которых, руководствуясь стремлением к удовольствиям, действует таким образом, чтобы не мешать другим индивидам. Из принципа удовольствия выводится понятие справедливости, определяемое на основе общественного соглашения не вредить друг другу.
12. Философия эллинизма. Стоики.
Эллинистически-римскую философию нередко определяют, и не без оснований, как гибель античной философии, ее постепенное разложение и деградацию. В области «физики» (натурфилософии) она возвращается к «досократикам», в этике — к сократическим школам; неоплатонизм же вообще погрязает в мифологии. Но это ведь и отрицание отрицания: послеаристотелевские системы включают и систематически учитывают результаты, достигнутые классической греческой философией, а творцы их прошли суровый искус этого рода философствования. «Существует, правда, очень избитая истина, которая гласит, что возникновение, расцвет и гибель образуют тот железный круг, в который заключено все человеческое и который оно должно пройти до конца. В таком случае не было бы ничего удивительного, если бы греческая философия, достигнув в лице Аристотеля высшего расцвета, затем увяла. Но смерть героев подобна закату солнца, а не смерти лягушки, лопнувшей с натуги».
Стоики.
Основатель: Зенон из Китиона (ок. 333—262 гг. до н. э.)
Представители: Клеанф,Хрисипп из Сол в Киликии, Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий
Суть учения: «Судьбы ведут желающего, нежелающего же тащат»
Система стоической философии состоит из трех частей: логики, физики и этики. Стоики сравнивали философию с яйцом, где желток — это этика, белок — физика, а скорлупа — логика. Сравнивали они ее также с организмом животного, в котором жилы и кости соответствуют логике, мясо — этике, а душа — физике. Все эти части философии заслуживают, согласно стоикам, внимания философа: логика скрепляет систему, тогда как физика учит о природе, а этика — как жить «согласно природе».
Если древний стоицизм представляет собой оригинальную систему философии, то Средняя Стоя характеризуется чертами эклектизма — в их учениях сказывается сильное влияние Аристотеля и особенно Платона. Римский стоицизмв основном этическое и социальное учение. Древняя Стоя создается представителями деклассированного слоя эллинистического общества. Поэтому можно сказать, что стоицизм адресован самым различным слоям эллинистического общества, а для этого он должен был выражать достаточно широко распространенное умонастроение эпохи, как и свойственную ей общую установку социальной активности. Применительно к стоицизму очевидно, что общее умонастроение, нашедшее в нем выражение, — это более или менее осознанное чувство неопределенности и ненадежности текучего и изменчивого постоянно угрожающего человеку бытия.
Идеал стоика — человек, который безропотно, но мужественно и с достоинством («стоически» — это слово вошло во многие языки) повинуется неизбежности, судьбе или воле богов, памятуя, что противостоять ей бессмысленно и тщетно.
Характерная черта логики стоицизма — ее обращение к языку как средству выражения мысли. Стоики делят ее на диалектику, учащую правилам связного изложения, и риторику как науку о правилах, руководящих беседой, т. е. вопросами и ответами на них. Диалектика, в свою очередь, разделяется на собственно логику, предметом которой является мысль или «обозначаемое», и грамматику, предмет которой слово или «обозначающее».
Наибольший интерес в стоической логике представляет учение об обозначаемом как словесно выраженном (lektôn). «Лектон» есть словесно оформленное содержание, мысль — понятие или представление. Специфика «лектона» в том, что он не существует вне словесного (звукового, письменного, вообще знакового) оформления, но и само слово вне «лектона» — пустой звук.
Всякое знание исходит из ощущений. Ощущение закрепляется в сознании посредством памяти, накопление образов в памяти дает опыт (эмпирия) (это важно).
Так, начиная с ощущений, стоик восходит к понятиям. В этой связи понятие определяется как «представление (phantasma), образованное рассуждением разумного животного». Стоицизм обращает внимание на активность субъекта в акте познания. Акт познания, включающий этот момент, получил название «каталепсис» (постижение), тогда как «каталептическая фантасия», или постигающее восприятие, становится критерием истины. Оно (1) происходит от наличного предмета; (2) запечатлевает этот предмет через изменение, произведенное им в душе, и (3) вызывает согласие субъекта. Поскольку «согласие» обусловлено волей, постольку суждение и оценка познаваемых явлений связаны с волевым актом, зависящим от нравственной природы человека. Вместе с деятельностью субъекта, ведущей, как говорилось выше, к формированию понятий ума (ennoia), волевой акт, включенный в познавательный процесс, образует нередуцируемый момент этого процесса, возвышающий понятие над простым восприятием. Разумная деятельность отлична от восприятия в том отношении, что наряду с постигающим восприятием она включает еще и логическое постижение. Познание, начавшись с восприятия, через логическое постижение ведет опять к восприятиям.
Высшей категорией стоицизма выступает «сущее» или «нечто». Сущее обязательно есть нечто субстанциальное (имеющее субстрат — hypokeimenon), и как таковое оно бескачественно. Определяясь в качественном отношении, сущее разделяется на отдельные субстанции (сущности — oysiai), т. е. вещи. Каждая из них обладает некоторыми общими качествами, и в то же время — собственными, присущими только ей качествами.
Наконец, она находится в отношениях с другими сущностями, в отношениях, которые ее конституируют как часть мира. Приведем упрощающий дело, но все же поясняющий сложную конструкцию стоиков пример (подумала, что он здесь не помешает).
Из множества сущностей (существ) выберем одну — человека по имени «Иван». Ему присуще некоторое общее качество «отцовства»: подобно многим другим людям, Иван — отец. Его собственным качеством будет тогда «отец Петра», а отношением по собственному качеству — «Иван, отец своего сына Петра» (качество «отцовства» подразумевает качество «сыновности», так же персонифицированное в личности Петра, как первое — в личности Ивана). При этом всякий отец — человек, отец Петра — отец и человек, и т.д., но не наоборот. Человек не необходимо отец, а отец — не необходимо отец Петра. Такова логическая и грамматическая сторона таблицы категорий.
НАТУРФИЛОСОФИЯ (ФИЗИКА) СТОИКОВ
Натурфилософия стоиков будет иметь материалистическую окраску. Стоики восприняли взгляд Гераклита, согласно которому первоначалом мира является огонь. Они считают, что существуют только тела — бестелесное (пустота, место и время, лектон) само по себе не существует: пустота есть небытие, место и время существуют лишь в связи с материей и ее состояниями, лектон существует только в связи с мыслью и словом. Стоики различают в мире два начала: пассивную материю и движущее начало, разум, логос или бога. Ведь стоический «бог» — это не неподвижный двигатель и не бестелесная «форма форм», тем более не личность. Он — изменчивое тело, «творческий огонь» (pur technikon), который находится в самой материи, смешан с нею. И огонь же выступает началом и элементом всех тел, их субстанцией и субстратом. Следовательно, «бога» можно отделить от материи лишь в абстракции. Бог не только творческий огонь, но также и разум (логос) мира, и семя (зародыш) мироздания, космоса.
Смешение в стоической натурфилософии физики и теологии привело к тому, что мир рассматривается как бы в двух ракурсах: физическом и теологическом. Физический: развитие мира периодично, подчиняясь закону вечного возвращения; исчерпав возможности своего развития, мир погибает в мировом пожаре (ekpyrosis), превращаясь в огонь. Зевс приемлет в себя мир, поглощает его и растворяет в себе — таково теологическое выражение мирового пожара. Обе картины объединяются, таким образом, в представлении о вечном возвращении: управляется ли мир законом или судьбой, мирообразование и разрушение следуют друг за другом в бесконечном круговороте. Поскольку же все события в мире определяются необходимостью (судьбой) и законом (разумом) мира однозначно, постольку сменяющие друг друга миры ничуть не отличаются друг от друга.
Исходный пункт понимания стоиками души материалистичен. Душа — это особое тело, «теплая и огненная пневма». Она имеет свои части. Смерть — это отделение души от тела. Материальная душа вместе с тем не разрушается по смерти тела и продолжает существовать самостоятельно; божественная по природе, она все же смертна, обладая бессмертием только в «душе целого», т. е. в боге.
СТОИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Высшее благо состоит в том, чтобы «жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью. Для каждого существа ценно и способствует его счастью лишь то, что согласно с разумом, — а это добродетель. Единственное же зло — это противоположность добродетели, т. е. порок.
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней