Фрагмент для ознакомления
2
5. Осуществление преемственности детского сада и школы в фор-мировании общеучебных умений и навыков.
6. Преемственность содержания образования и воспитания в дет¬ском саду и первом классе школы.
28. Общая характеристика профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.
Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.
Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.
Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.
Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.
В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и про социальную направленность.
Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность.
Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.
Структурные компоненты:
знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;
научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.
29. Взаимодействие педагога дошкольного образования с родителями: содержание, направления, формы.
Педагогическая культура родителей – педагогическая готовность их как воспитателей, которая дает реальные положи¬тельные результаты в процессе семейного и общественного воспи¬тания детей.
Методы семейного воспитания - совокупность способов воспи-тательных взаимодействий родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, организацию самостоя¬тельной жизнедеятельности, полноценное психофизическое, духов¬ное, нравственное развитие.
Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей является педагогически и психологически беспомощными как в налаживании семейных отношений, так и в воспитании детей. Педагогическая культура и воспитание родителей в конечном итоге поможет им: преодолеть неуверенность в своих силах и возможностях в качестве воспитателя; нормализовать спою личную жизнь; улучшить воспитание детей через гу¬манизацию их жизнедеятельности; снизить и предупредить отрица¬тельные явления непосредственно в семье.
Изучение положения психолого-педагогического просвещения и обучения родителей показало, что оно осуществляется в основ¬ном через:
1. обучение основам воспитания детей дошкольного возраста не-посредственно в яслях и детских садах;
2. обучение основам воспитания детей школьного возраста в лекториях и университетах педагогических знаний;
3. подготовка к материнству и отцовству в детских и женских консультациях, в специальных лекториях;
4. общее ознакомление взрослого населения с основами семейного воспитания посредством радио, телевидения, печати.
Воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для опти-мизации процесса воспитания ребенка, с другой стороны, для здоровья самого общества.
Все формы работы с родителями подразделяются:
на коллектив¬ные (родительские собрания, встречи с родителями, вечера воп¬росов и ответов, заседания «круглого стола», занятия тренингового характера, выставки совместных работ родителей и детей, дни открытых дверей, школы для родителей, родительские конференции),
индивидуальные (индивидуальные беседы и консульта¬ции, посещение на дому, приобщение родителе!! к жизни детского сада),
наглядно-информационные (выставки детских работ, рек¬лама книг, статей из газет и журналов по проблемам семейного воспитания, книги семейного опыта).
Задачи в работе с родителями:
1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
2. Определение уровня педагогической культуры родителей.
3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индиви-дуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Можно выделить следующие методы изучения семьи: беседа, наб-людение, решение педагогических ситуаций, изучение рисунков ребенка, посещение воспитателем семьи, анкетирование и др.).
30. Воспитание у дошкольников культуры поведения, общения и деятельности.
Понятие «культура поведения» и составляющие её компоненты: бытовая культура, культура общения, поведенческая культура, культура деятельности. Задачи и содержание воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста. Особенности воспитания бытовой культуры в дошкольном возрасте (формирование гигиенической культуры ребенка, обучение соблюдению правил здорового образа жизни, культуры обращения с предметами быта, игрушками, личными и общественными вещами). Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей. Обучение правилам культуры общения. Условия воспитания этикетного поведения у детей дошкольного возраста. Начала воспитания культуры деятельности в дошкольном возрасте. Обучение детей следованию элементарным правилам организации и осуществления индивидуальной и совместной деятельности, пользования инструментов и материалов.
Культура поведения дошкольника рассматривается как «совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности».
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие.
Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.
В содержании культуры поведения дошкольников С.В. Петерина условно выделяет следующие компоненты: культура деятельности; культура общения; культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребёнка культуру деятельности — значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.
Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам, но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений, задача воспитателя - расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, общепринятую в обществе.
Сформированность культуры поведения у детей дошкольного возраста ярко проявляется в отношениях к: окружающим людям, сверстникам и взрослым, природе, себе, обязанностям, труду.
В отношениях с близкими людьми суть нравственных норм состоит в умении ребёнка заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь.
В отношениях со сверстниками –это умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку.
При этом важнейшими принципами нравственного взаимодействия ребёнка с окружающими его людьми являются принципы «безопасной жизни»: своим поведением не создавать опасности, угрозы для других; своими действиями не ограничивать свободу окружающих; в своих высказываниях и оценках не посягать на чувство собственного достоинства другого человека.
В отношениях с людьми в общественных местах нравственные нормы связаны с формированием у ребёнка элементарного уважения к окружающим, способности спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.
Отношение к самому себе (нравственное саморегулирование) возникает как результат тех требований, которые ребёнок способен предъявить к собственной культуре. Здесь содержание нравственных норм включает: адекватную самооценку, сформированность совести, долга, ответственности, умение проявлять заботу о самом себе, наличие навыков само организованности и самоконтроля.
В отношениях с природой суть нравственных норм сводится к умению бережно относиться к природной сфере, заботиться о ней и защищать от уничтожения.
Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста
1. Анализ вариативных программ экологического образования дошкольников: цели, задачи, основные направления развития детей, планируемые результаты, содержательные линии.
Программа «Юный эколог» (автор Николаева С.Н.)
Цель: формирование экологической культуры дошкольников и помощь педагогам в реализации на практике новых подходов к экологическому воспитанию.
Задачи:
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Основные направления развития детей:
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Планируемые результаты: ожидаются следующие показатели в личностной сфере ребёнка – интерес к познанию мира природы; потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Содержательные линии: знания о связи растений с внешней средой; размножение, рост и развитие растений; многообразие растений; связь животных с внешней средой; размножение, рост и развитие животных; многообразие животного мира.
Программа «наш дом – природа» (автор Рыжова Н.А.).
Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Задачи:
Формирование системы элементарных научных экологических знаний;
Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;
Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы и взаимосвязи человека с природой);
Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе;
Формирование умения и желания сохранить природу;
Формирование умений предвидеть последствия действий относительно окружающей среды.
Основные направления развития детей:
Развивать представления о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту;
Развивать личность ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира;
Развитие речи дошкольников (совершенствование), развитие мышления, творческих способностей, культуры чувств;
Развитие познавательного интереса;
Развитие чувства эмпатии к объектам природы.
Планируемые результаты: познавательный интерес к окружающему миру, взаимоотношениям в ней; гуманное отношение к объектам окружающего мира; положительно-эмоциональное отношение к природным объектам; установка на важность бережного отношения к природе; создание и представление творческих работ.
Содержательные линии: программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Как уже отмечалось, она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.
2. Технология подготовки и проведения наблюдений детей за природой.
В целом технология проведения наблюдения условно включает 4 этапа.
1. Подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа, ориентирующая на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видели ли они предмет, где видели, каким он был тогда, что они знают о нем); показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта.
На данном этапе учитель указывает цель, задачи, последовательность предстоящего наблюдения, дает задание. Этот этап может непосредственно предшествовать началу наблюдения, а иногда – несколько отставать по времени от начала самого наблюдения.
2. Концентpация внимания на наблюдаемом объекте. Произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный на первом этапе.
Существует ряд приемов, способствующих удержанию произвольного внимания у младших школьников: использование сюрпризности, загадочности, неожиданности; показ и пояснение, демонстрация иллюстраций, постановка проблемных вопросов, использование художественных образов, загадок, стихотворений. Все они направлены, в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи вызывают волевые усилия и умственное напряжение ребенка, организуют, направляют и удерживают его внимание на наблюдаемом объекте.
3. Исследование наблюдаемого объекта. Этот этап самый длительный по времени. В результате исследования предмета у детей формируется точное и четкое представление о нем. Задача данного этапа заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного исследования и помочь их усвоить.
Исследование объекта или явления осуществляется по определенному алгоритму. Сначала он исследуется в целом. Как правило, дети обращаются к исследованию отдельных частей предмета. Учитывая эту особенность восприятия младших школьников, целесообразно подобрать предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла их внимание к целостному восприятию. Первые минуты лучше отвести молчаливому созерцанию предмета. Молчаливое восприятие должно быть не стихийным, а целенаправленным – таким его делает наводящее слово учителя (вопрос, указание). Рассматривая предмет, ребенок имеет возможность высказать о нем то, что знает. Важно уделять этому моменту ровно столько внимания, сколько необходимо, а именно: с одной стороны, удовлетворить желание детей показать, что предмет им знаком, а с другой – не дать возможности отвлечься от темы наблюдения, распылить свое внимание, погасить интерес к объекту.
Выделяя существенные признаки, ребенок учится определять принадлежность предмета к той или иной группе, по характерным особенностям отличать его от других однородных предметов. Младшие школьники способны различить несколько признаков в воспринимаемом предмете или явлении. Если предмет малоизвестен детям, то его развернутый