Фрагмент для ознакомления
2
Раздел 1 Цифровизация как фактор психологических рисков и перспектив развития общества.
Тема 1. Цифровые риски.
1. Деформация традиционных форм социализации ребенка и подростка.
К числу главных критериев, характеризующих нормальное состояние социальных отношений, можно отнести прежде всего их соответствие мировым стандартам в области международного права. Они должны основываться на гарантиях свободы совести, слова, на праве собственности, передвижения, тайны переписки, телефонных переговоров, на нормах нравственности и культуры. Именно эти фундаментальные ценности лежат в основе нормальных, цивилизованных отношений. Отклонение от них приводит к деформации социальных отношений, что означает их несоответствие общепринятым правовым, экономическим, нравственным и культурным нормам, регулирующим отношения в сфере государства, экономики и общества.
Говоря о деформации социальных отношений, важно учитывать восприятие и отношение различных групп к этому явлению. Одни воспринимают деформацию как отклонение, другие - как норму или как нечто естественное.
Признаками деформации являются нарушения в сфере правовых, нравственных, культурных, психологических отношений: отсутствие свободы слова, выбора, необоснованные ограничения в области передвижения, тотальный контроль, экономическая зависимость и др.
Деформация социальных отношений приводит к деформации личности и общностей, т. е. социальной патологии, что особенно остро проявляется в период ломки социальных институтов. Именно синдромом потрясений вызван интерес психиатров к общественной жизни в конце XIX в.
Изоляционная деформация социальных отношений возникает также в результате ограничений в области: свободы слова.
2. Противоречия формирования естественной и сетевой идентичности.
Е.В. Летов в качестве основных характеристик сетевой идентичности называет усложненность, открытость, поиск альтернатив дальнейшего развития. Л.А. Фадеева определяет сетевую идентичность как «отождествление человеком (пользователем) себя с той или иной группой, созданной в сети; виртуальная самопрезентация. Сетевая идентичность является отражением множественности идентичностей и усиливает ее в виртуальной коммуникации. В то же время ее можно рассматривать и как разновидность пространственной идентичности, имея в виду виртуальное пространство информационно-коммуникационных потоков как среду и одновременно как ориентир самоидентификации». Указанные выше авторы не проводят различия между понятиями «виртуальная» и «сетевая» идентичность, эти термины используются как взаимозаменяемые.
Можно считать, что легкость конструирования дополнительных — альтернативных — сетевых идентичностей и простота презентации их вместе с привычной для пользователей Интернета анонимностью (правда, относительной, что не всегда рефлексируется пользователями) в существенной степени способствует выстраиванию множественных не тождественных между собой идентичностей, если не прямо провоцирует такой процесс. Среди наиболее заметных возможностей конструирования альтеративных идентичностей — феномены виртуальной «смены пола», т.е. замены половой идентичности. Таким образом, среди распространенных — причем едва ли не самых популярных — применений сервисов Интернета могут быть названы разнообразные эксперименты с собственной идентичностью. Анализ и изучение «игр с идентичностью» представляют собой составную часть формирующейся в настоящее время психологии Интернета, или киберпсихологии.
3. Новые формы зависимого поведения: игровая и интернетзависимость.
Интернет-зависимость - современная социальная проблема, она вызывает общественное беспокойство и становится основным предметом социальных исследований. Чувство одиночества, социальное неблагополучие, различные социальные проблемы, и это не единственное, что становится факторами интернет-зависимости.
Интернет-зависимость, обладает различными характеристиками. Исследователи отмечают, что, прежде всего, это пренебрежение чем-то важным из-за своей зависимости; раздражение или разочарование; разрушение отношений со значимыми ему людьми; скрытность или раздражительность, когда люди начинают критиковать или отрицать зависимое поведение; чувство вины или тревожность относительно своего поведения; попытки выхода из зависимого поведения, которые так и не венчаются успехом
Компьютерная зависимость (интернет-зависимость, игровая зависимость) является сравнительно «молодой» и в тоже время особенно актуальной в наше время разновидностью зависимости. Компьютерная зависимость опасна в первую очередь тем, что приводит к значительному нарушению адаптации в обществе (неспособность работать или учиться, неспособность создать семью или даже обслуживать самого себя). Человек, страдающий компьютерной зависимостью, переносит все свои желания, потребности, амбиции в виртуальное пространство и постепенно подменяет реальную жизнь виртуальной. В жизни любого человека важное значение имеет общение с другими людьми, а знакомства и последующее общение часто бывает легче завязать в онлайн пространстве. Проблемой это становится, когда при обилие виртуальных знакомств, в реальной жизни разрушаются все социальные связи: портятся отношения со знакомыми, друзьями, родственниками. В современном мире большое число людей проводят значительное время за компьютером. Работа, учёба, поиск информации, развлечения - для многих компьютер, в том числе использование интернета, являются необходимостью. Однако, если большую часть своего свободного времени Вы проводите за компьютером, если онлайн игры привлекают Вас больше, чем развлечения реальной жизни, если желание проверить электронную почту или свою страничку на сайте социальной сети возникает по несколько раз за день и становится навязчивой идеей, если общение с друзьями и знакомыми онлайн для Вас интереснее, чем общение в реальности, то это первые признаки компьютерной зависимости.
4. Новые асоциальные формы поведения: киберагрессия, кибербуллинг, «группы смерти», суицидальное и аутодеструктивное поведение.
Киберагрессия – это действия, направленные на причинение вреда лицу или группе, выполняемые с помощью профессионального компьютера, мобильного телефона и других электронно-коммуникативных устройств, посредством электронной почты, социальной сети, мгновенных сообщений, блогов, игр в режиме онлайн.
Кибербуллинг (от англ. bull — бык, с родственными значениями «задирать, придираться, травить») - разновидность виртуального террора, но, в отличие от троллинга, где агрессия варьируется от скрытых провокаций до откровенных оскорблений, данный феномен отличается ярко выраженными антисоциальными, насильными действиями: шантаж, угрозы физической и психологической безопасности, похищение личных данных, издевательства, и т.д.
«Группы смерти» и их вариации — современное проявление подростковой романтизации смерти. Обычно дети попадают в такие группы в тот момент, когда им плохо: страшно, одиноко, они страдают от непонимания или находятся в состоянии конфликта. Попадая в закрытую группу, ребенок подвергается информационной интоксикации: он смотрит видео и читает тексты, якобы полные скрытых важных смыслов. Кроме того, он начинает ощущать угрозу: сделаешь что-то не так — вылетишь, а значит, перестанешь быть избранным, лишишься поддержки группы и оснований чувствовать свое превосходство. Философия таких групп строится на том, что мир жесток и несправедлив; при этом подростку внушают, что в группе его любят и ценят. Чем больше он выполняет абсурдных или опасных заданий, тем более высокое положение занимает в группе.
Суицидальное поведение включает в себя следующие разновидности:
Действия демонстративного (имитационного) характера, так называемые суицидальные телодвижения, жесты (суицидальный шантаж)
Незавершенные суициды – суицидальные попытки, совершаемые с намерением лишить себя жизни, но не закончившиеся смертью по не зависящим от самоубийцы причинам
Завершенные суициды, заканчивающиеся смертью.
Попытки самоубийства не всегда приводят к смерти. Иногда даже при напряженной потребности свести счеты с жизнью они заканчиваются неудачей. Это обычно бывает в тех случаях, когда покушающийся на свою жизнь своевременно замечен окружающими и ему оказана медицинская помощь. В других случаях суицидальные действия мотивированы необходимостью обратить на себя внимание и представляют собой как бы «крик о помощи».
Аутодеструктивное поведение – форма отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения, нацеленного на причинение вреда своему физическому или психическому здоровью. Это такие поступки человека, которые не соответствуют официально установленным нормам в обществе.
Данное явление широко распространено в обществе и выступает опасным феноменом. Оно несет угрозу нормальному развитию человека. Сегодня в мире количество суицидников, токсикоманов, наркоманов, алкоголиков очень большое и растет с каждым годом. Поэтому эта проблема требует незамедлительного решения.
5. Вовлечение молодежи в асоциальные сообщества (ксенофобия, экстремизм, терроризм).
Проблема ксенофобии на протяжении уже многих лет является одной из самых сложных проблем российского общества. Преступления на почве ненависти - наиболее яркие проявления ксенофобии. С появлением Федерального закона № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» и особенно после внесения в него поправок такие преступления все чаще стали называть «экстремистскими», а деятельность по предотвращению преступлений ненависти — «профилактикой экстремизма».
Молодые люди часто выбирают насилие, чтобы повлиять на несправедливо устроенный по отношению к ним, по их мнению, мир. Сегодня в России молодежные группировки совершают большинство преступлений ненависти. Именно с молодежью и должна вестись усиленная работа по профилактике экстремизма.
Молодежный экстремизм как приверженность к крайним взглядам и действиям определяет девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития), выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в их отрицании. Одной из форм подобного поведения молодежи являются враждебные действия по отношению к так называемым «чужим». Содержанием понятия «ксенофобия» является «боязнь чужих» («ксенос» – «чужой», «необычный»; «фобос» – «страх»).
Ксенофобия – это негативное, эмоционально насыщенное, иррациональное по своей природе отношение субъекта к определенным человеческим общностям и их отдельным представителям – «чужакам», «иным», «не нашим». Она проявляется в соответствующих социальных установках субъекта, предрассудках, предубеждениях, социальных стереотипах, а также в его мировоззрении. Это агрессивное поведение молодежи в отношении «чужих», обоснованное враждебными установками.
Ксенофобию часто отождествляют с национализмом, однако между этими понятиями есть существенное отличие: приверженцы националистических взглядов не обязательно испытывают негативные чувства к другим нациям, этносам или религиям. С другой стороны, ксенофобски настроенные люди могут называть свои воззрения «национализмом» с целью придания им большей привлекательности. Также ксенофобия в своих конкретных проявлениях граничит и пересекается с шовинизмом.
Экстремизм и ксенофобия связаны между собой, но при этом имеют и существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности (нетерпимости) по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство (т. е. фобии) к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия (или этнофобии) - страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов (например «кавказцев», «южан», «инородцев»).
Ксенофобия - это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм - это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц.
В детском и подростковом возрасте террористы обнаруживали высокий уровень притязаний, завышенную самооценку, отличались склонностью к фантазированию, занимали выраженную внешне обвиняющую позицию, требовали к себе повышенного внимания педагогов. Уровень их школьной успеваемости не отличался от среднего, у них часто обнаруживали избирательную склонность к одному-двум школьным предметам; как правило, они были отверженными среди сверстников, нередко имели явные или скрытые физические дефекты; жестокости в их поведении не отмечалось, однако часто они совершали акты вандализма.
У некоторых подростков стремление запугать окружающих; держа их в состоянии постоянного страха или психического напряжения, обычно связано с достижением конкретных, часто глубоко эгоистических целей. У таких подростков бывают сформированы потребности, которые они не могут удовлетворить доступными им средствами. Сам подросток, как правило, отличается рядом черт характера, сложившихся под влиянием определенных микросоциальных условий. Имеют значение при этом и элементы психофизиологических трудностей взросления.