Фрагмент для ознакомления
2
От знания этих требований, которое должно подкрепляться контролем со стороны преподавателя, оказывается помощь при самостоятельной работе студентов над учебной и научной литературой, когда идет подготовка к семинарскому занятию и выступлению на нем. Свое выступление на семинаре студент всегда должен начинать с плана семинарского занятия. На практике порой встречаются такие случаи, когда студент свое выступление по вопросам семинара провел довольно содержательно, но в целом не смог полностью сформулировать свои мысли. Таким образом, студент не ясно представлял себе всю структуру выступления на семинаре, это говорит о том, что он не качественно провел подготовку к занятию, материал законспектирован и механически переписан. Студенты при подготовке к семинарским занятиям должны предварительно обдумать весь план своего доклада, реферата, выступления по основным вопросам, что поможет ему в понимании существующей логики проблемы, даст возможность сориентироваться при изучении рекомендованной учебной и научной литературы, взять из этой литературы именно, что касается вопросов семинарского занятия, обеспечит хорошее усвоение основных положений, формирование четких суждений, умение правильно компоновать материал согласно данного контекста, что содействует выработке навыков при подготовке к семинарским занятиям, докладам, лекциям. В таких ситуациях студенту можно порекомендовать остановиться только на одном или двух пунктах плана семинара, это развивает гибкость мышления, умение ориентироваться в правильном изложении уже подготовленного материала. Руководитель семинарского занятия при этом может предотвратить повторение материала семинара, выделить основное в данном занятии. Нужно иметь ввиду, что порой студенты вначале при подготовке к семинарским занятиям пишут текст своего выступления, а потом начинают при выполнении требований преподавателя составлять план семинарских занятий.
Важное значение имеет требование, как соблюдение регламента выступления. Все это воспитывает у студента склонность к лаконизму, экономичности мышления, умения выбирать самое существенное. Вначале семестра приступая к семинарским занятиям, кафедра, затем преподаватели начинают проводит подготовительную работу. Проводится анализ итогов прошлого учебного года, выделяют сложные проблемы, встретившиеся на предыдущих семинарских занятиях, оценивается эффективность форм, методов, приемов, которые применялись в прошедшем учебном году, для выявления их целесообразности. В дальнейшем продумываются новые формы, определенные варианты методических приемов по темам, при обсуждении которых выявлены недочеты. Руководители семинаров анализируют итоги последней экзаменационной сессии, уровень различных тем курса, проводят обсуждение взаимосвязи лекционных и семинарских занятий.
Проведение семинара
Для того, чтобы семинарское занятие прошло успешно не всегда бывает достаточно тех условий, которые предшествуют его проведению: это качественная разработка плана семинара, развернутый конспект, проведение консультаций, предшествующих проведению семинарского занятия. Краткое вступительное слово преподавателя, которое хорошо продумано и четко сформулировано, позволяет определить целенаправленность семинарского занятия, его актуальность и рассматриваемые проблемы в нем. Вступительное слово должно отвечать определенным требованиям: по содержанию; связь с предшествующей темой; целевая установка; практическая значимость для данной аудитории выносимых на обсуждение вопросов; по форме: лаконичность и логическая стройность в изложении материала; эмоционально-психологическая направленность.
Сам порядок обсуждения вопросов плана семинарского занятия может быть разнообразным, все это зависит от формы семинара и целей, которые ставятся перед занятием. Большинство преподавателей применяют определенный порядок проведения семинарских занятий: выступление по основным вопросам; анализ теоретических, методических достоинств и недостатков выступления, дополнения и замечания по занятию; заключительное слово основного выступающего согласно замечаний и дополнений по данному занятию; заключительное слово преподавателя.
Критерии оценки качества семинарского занятия
Критерии оценки качества семинарского занятия являются необходимым моментом при проведении семинаров. Целенаправленность при проведении семинарского занятия означает умение правильно сформулировать проблему, предложить на обсуждение важные вопросы, точно знать цель семинарского занятия. Планирование семинарского занятия имеет тесную взаимосвязь с его целью. Преподаватель должен предусматривать все логические ступени в развитии вопросов, он проводит постепенное повышение сложности материала, продумывает определенную взаимосвязь теоретического материала с практикой. На практическом занятии всегда должны соблюдаться ключевые принципы обучения: индивидуальность, наглядность, доступность, активность, систематичность, научность, связь теории с практикой. Эти нормативные требования к процессу обучения тесно взаимосвязаны между собой. Одним из важных критериев оценки качества семинарского занятия является уровень взаимодействия в аудитории. Под взаимодействием понимаются отношения между преподавателем и студентами.
Если преподаватель только дает знания, то при этом наблюдается ограниченное взаимодействие, но если он становится разработчиком учебной среды, семинарское занятие будет оживленным, при этом допускается расширенное взаимодействие. Наиболее важной характеристикой семинарского занятия его моральная сторона, уважительное и неравнодушное отношение преподавателя к студентам и самих студентов к преподавателю. Если преподаватель относится к высококлассным специалистам, он при этом является хорошим методистом, партнером в обучении, умеет согласовывать интересы студентов, снимать напряжение, вовремя включаться в обсуждение вопросов в семинарском занятии, то такого преподавателя ценят и уважают студенты. Одним из назначений семинара считается получение обратной связи. Поэтому проведенный качественный и квалифицированный анализ выступлений студентов- одна из важных составляющих семинарского занятия. В конце семинарского занятия должно быть проведено обобщение знаний, умений, навыков, оценивание идей, решений, методов. Заключение в семинарском занятии должно быть квалифицированным, обогащающим знания студентов.
5. Объективные факторы, обусловливающие необходимость использования новых информационных технологий в вузовском образовании
Информационные технологии в вузовском образовании в настоящее время являются важными факторами, которые определяют качественное развитие системы высшего образования в России. Компьютеризация высшего образования, внедрение новых информационных технологий в вузовский процесс, создание на этой основе инновационных программно-педагогических средств, с помощью которых происходит обеспечение информационной поддержки функций педагогического управления и самоуправления учебной деятельности студентов, это считается одним из факторов инновационной активности в современных педагогических системах. Изменение целей, содержания самого обучения является основным звеном процесса информатизации высшего образования. Технологическое переоснащение учебного процесса и появление новейших методов по организации форм обучения считается производным, которое обеспечивает достижение поставленных целей. Первое направление связано со становлением учебных дисциплин, программно-педагогических средств обучающихся в области информатики; второе направление связано с использованием средств информатизации, применение которых становится нормой во всех областях человеческой деятельности. Этот процесс может привести к изменению предметного содержания всех учебных дисциплин на различных уровнях образования; третье направление - связано с глубоким влиянием информатизации на цели обучения. Информатизация высшего образования на современном этапе развития отечественного образования, при рассматривании различных мнений специалистов, экспертов, позволяет: построить наиболее открытую систему высшего образования, обеспечивающих студенту собственную траекторию обучения; изменить саму организацию самого процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления; создать эффективную систему управления информационно-методическим обеспечением образования; правильно организовать познавательную деятельность обучаемых в ходе учебного процесса; использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; построить, развивать и совершенствовать системы дистанционного обучения (ДО) различного уровня. Информатизация высшего образования помогает студентам достичь следующих дидактических задач: изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе времени различные физические, химические, биологические и социальные процессы, протекающие с наибольшей или малой скоростью. При этом знания обучающихся могут быть получены декларативным способом, т.е. они начинают правильно ориентироваться на последовательное предъявление учебной информации и контроля ее усвоения (например: электронные учебники, лекции, статьи, учебные видеофильмы, конспекты, презентации и другое) или процедурным, т.е. строящимся на основе моделей изучаемых объектов, процессов и явлений (имитационные модели, предметно-ориентированные среды и разрабатываемые на их основе лабораторные практикумы, тренажеры, игровые программы). Необходимо отметить, что информатизация образования предполагает: внедрение средств новейших информационных технологий в образовательный процесс; повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса; системную интеграцию в образование информационных технологий, поддерживающих научные исследования, процессы обучения и организационное управление; построение и развитие