Фрагмент для ознакомления
2
влияния марксистской теории на экономические отношения собственности. В последствии значительные изменения коснулись того периода, когда появились труды, и страна стала на пути развития рыночной экономики. Характерно, что наиболее ярко данная сторона трансформации экономических отношений собственности проявляется в так называемых теневых формах. Каждый новый этап анализа выявил и в официальной и неофициальной формах трансформации экономических интересов диалектический характер изменений.
3. Системообразующая роль товара. Стоимость и цена.
Экономические блага, предназначенные для обмена и продажи, называются товарами. Предметом купли-продажи (товаров) могут быть блага в виде вещей и в виде действий. Блага-действия в экономике относятся к группе преимуществ, называемых услугами. В то же время на практике товары часто упоминаются как товары-объекты, которые могут сохраниться, упаковываться, смешиваться и т. д. Движение, перемещение товаров от одного владельца другому, или, как говорится в экономике, обращение товаров, является непонятным без соблюдения принципа эквивалентности (равенства) их стоимости. Цена - это сумма денег, которую покупатель платит продавцу за определенный товар. Цена - это денежное выражение стоимости товара. В условиях товарного производства и обращения продукты труда реализуются как товары. Цена каждого отдельного продукта не обязательно совпадает с его стоимостью: он может быть выше или ниже стоимости, в зависимости от предложения и спроса на товары. В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости закона стоимости проявляется - экономический закон товарного производства. Закон стоимости побуждает товаропроизводителей регулировать общественно необходимые затраты на рабочую силу, добиваться их сокращения, а также распространять их и средства производства между отраслями народного хозяйства.
Товарное производство привело к возникновению денег. Обмен возник еще в первобытном обществе, но носил случайный характер. Обменивались в основном излишки продуктов. Тогда возникла первая простая, или случайная,форма стоимости:
Товар А выражает свою стоимость в товаре В, и наоборот. С развитием разделения труда развивается и обмен, а также увеличивается предложение товаров на рынке. Каждый товар может выразить свою стоимость через множество других товаров, каждый из которых может стать эквивалентом. Простая форма стоимости сменяется полной, или развернутой:
Чтобы получить желаемый товар, чаще всего нужно было совершать ряд последовательных обменов. Поэтому в результате развития производства на рынке постепенно выделяется определенный товар, всегда пользующийся спросом, при этом полная форма стоимости превращается во всеобщую форму стоимости:
Товар, беспрепятственно обменивающийся на любой другой, получил название всеобщего эквивалента. С течением времени роль всеобщего эквивалента прочно закрепилась за денежным товаром, или деньгами. Это привело к утверждению денежной формы стоимости.
Сущность денег наиболее полно раскрывается в пяти функциях.
1. Мера стоимости. Стоимость товаров измеряется в деньгах. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой товара.
2. Средства платежа. Процесс купли-продажи товаров и услуг может осуществляться с помощью не только наличных денег, но и кредитных. К кредитным деньгам относятся вексель, банкнота, чек, кредитные карточки.
Вексель – письменное долговое обязательство, выдаваемое заемщиком (векселедателем) кредитору (векселедержателю). Данное обязательство предоставляет кредитору право требовать с заемщика уплаты к определенному сроку суммы денег, указанной в векселе.
Банкнота – это вексель в банке. Отличие банкнот от бумажных денег заключается в следующем:
· банкноты имеют двойное обеспечение – кредитное (коммерческим векселем) и металлическое (золотым запасом банка);
· банкноты выпускаются в обращение центральным эмиссионным банком, бумажные деньги – государством;
· банкноты выполняют функцию средства платежа, бумажные деньги – функцию средства обращения.
Чек – это денежный документ строго установленной формы, содержащий приказ владельца счета в кредитном учреждении (чекодателя) о выплате определенному лицу указанной в нем суммы.
Кредитная карточка - именной денежный документ, выпущенный специализированным кредитным учреждением и удостоверяющий наличие в данном учреждении счета владельца. Кредитная карточка дает право на приобретение товаров и услуг в розничной торговой сети без уплаты наличными деньгами.
3. Средство обращения. Деньги выступают посредником между продавцом и покупателем. Форма товарного обращения имеет следующий вид: Т – Д – Т. В сфере обращения всегда должно находиться определенное количество денег, которое регулируется законом денежного обращения. Суть его заключается в следующем: количество денег, обслуживающих товарооборот, должно находиться в прямой пропорциональной зависимости от суммы цен товарной массы и в обратной пропорциональной зависимости от скорости обращения денег:
где К – количество денег, необходимое для товарного обращения; Ц – сумма цен реализуемых товаров; О – число оборотов одноименных денежных единиц.
4. Средство накопления. Накопления необходимы, когда возникает потребность в крупных покупках у населения или капитальных вложениях в производство.
5. Мировые деньги. Перемещаясь из одной страны в другую, деньги используются для расчетов между отдельными государствами на мировом рынке.
4. Спрос, предложение и рыночная цена.
Спрос — это платежеспособная потребность или, иными словами, форма выражения потребности, представленная на рынке и обеспеченная соответствующими денежными ценностями. Наряду с основным понятием в микроэкономике выделяют такие понятия, как величина и цена спроса, а также существует специальный закон, о котором мы подробнее поговорим ниже. В этой статье мы разберем представленные понятия, поговорим о следствиях из закона, основных исключениях, приведем примеры действия в реальных жизненных ситуациях.
Понятие спроса — определение и сущность
Как уже было сказано, спрос – это платежеспособная потребность, а его величина (или объем) – это конкретное количество товаров, которое покупатель готов приобрести по одной определенной цене.
Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товаров.
Закон спроса отражает обратную зависимость между изменением в ценах и в количестве.
Если обратиться к терминологии, то можно отметить, что предложение — это также характеристика состояния рынка, иными слова, другой его наиболее важной составляющей — экономической логики поведения продавцов (изготовителей). Наиболее понятным этот вопрос становится в том случае, когда исследуется величина предложения (объем производства) при разных уровнях цены. Также, как и в случае со спросом, соотношение таких понятий, как «величина предложения» и «предложение» понять гораздо проще в том случае, если в каждом отдельном случае речь идет об ответе на определенный вопрос.
Под величиной предложения понимается объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который продавцы могут предоставить в течение определенного периода времени на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда на вопрос владельца магазина: «Сколько товаров изготовители будут готовы мне предложить на продажу за месяц при цене, равной Х руб.?» — ответом будет информация о величине предложения.
В том случае, когда вопрос ставится иначе: «Сколько товаров изготовители готовы будут мне предложить за месяц при различных уровнях цен на данный товар?» — то в качестве ответа будет выступать характеристика предложения на данном рынке.
Изменение цены и количества товара происходит однонаправленно: повышение цены приводит к увеличению количества товаров, которые планируются к продаже. И наоборот, в случае понижательной тенденции цены можно говорить о необходимости сокращения производства и предложения товаров на рынки.
В качестве важного и определяющего фактора выступает цена. От того на каком уровне находятся рыночные цены на товары можно говорить о доходах не только продавцов, но и фирм-производителей. Чем выше сумма доходов, тем быстрее осуществляется рост предложения товаров, и наоборот. В данном случае речь идет о достаточно быстром реагировании производства на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антоненко Н.С., Галухина Я.С., Паппэ Я.Ш. Основные тенденции развития российского крупного бизнеса в 2000-е гг. // Журнал Новой экономической ассоциации. 2013. №1(17).
2. Бомол У.ДЖ., Блайндер А.С. Принципы и политика// Учебник для студентов ВУЗА. Издательство: Юнити-Дана, 2012
3. Брусникина А.Е. Анализ рынка олигополии, её значение в современной России//В сборнике: Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. 2012. С. 24
4. . Волкова, Н.А. Рассмотрение операторов размерности числа М действующих фирм в модель Курно // Актуальные вопросы экономических наук. - №37. – 2014. – С. 194
5. Государственные корпорации в современной России. Экспертный совет Комитета Совета Федерации по промышленной политике. 27 марта 2012 года. Режим доступа: http://eg-online.ru/upload/idanons/gorKor2.doc.
6. Гречишкина И. Антимонопольное регулирование как инструмент развития рынка газа // Вопросы экономики. 2010. - № 12. Экономическая библиотека - http://economy-lib.com/gosudarstvennyy-monopolizm-v-sovremennoy-ekonomicheskoy-sisteme#ixzz3VC6Ed1Dl
7. Ивашковский, С.Н. Микроэкономика / С.Н.Ивашковский. – 5-е изд., испр. – М.: Дело, 2012. – С. 270.
8. Кузин А.В. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России, 2012, №1. [Электронный ресурс], - режим доступа: /http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep12-01/346
9. Князева И.В. Монополизм - угроза для национальных и демократических институтов общества: исторические параллели // Науч. записки Сиб. акад. гос. службы: В 3-х т. Т.1. - Новосибирск: СибАГС, 2011. - С.36-55.
10. Комаров А.Г., Дубов К.С. Особенности государственного регулирования деятельности естественных монополий // Соврем. рос. экономика (проблемы и перспективы). - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - С122-129.
11. Кузьмин А.В., Вишневер В.Я. Становление и развитие государственной монополии в России // Вестн. мол. ученых / Самар. гос. экон. акад. - 2013. - N 2(4). - С.66-72.
12. Малое предпринимательство, как экономическое явление. 2012. [Электронный ресурс], - режим доступа: /http://e-biznes.ru/malyy-biznes/28-maloe-predprinimatelstvo-kak-ekonomicheskoe-yavlenie.html (дата обращение март 2015 год)
13. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014. [Электронный ресурс], - режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359(дата обращения март 2015 год)
14. Малый бизнес: зарубежный опыт. [Электронный ресурс], - режим доступа: //http://businessidei.com/interesnoe/277-malyjj-biznes-zarubezhnyjj-opyt.html(дата обращения март 2015 год)
15. Малявина И.Ю. Государственный монополизм в современной экономической системе. Чебоксары 2009. [электронный ресурс] URL: http://economy-lib.com/gosudarstvennyy-monopolizm-v-sovremennoy-ekonomicheskoy-sisteme#ixzz3VC5bVT9y
16. Тарасевич, Л.С. Микроэкономика / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И. Леусский. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – С. 149.
17. Черняк Е.Б. Монополистический капитализм первой половины XX в. в исторической ретроспективе // Новая и новейшая история. перераб и доп.. - N 2. – 2012 – С.20-36.