Фрагмент для ознакомления
2
Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в результате которого получают знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Процесс наблюдения — это деятельность, включающая наблюдателя, объект наблюдения и средства наблюдения. Важной особенностью наблюдения является его целенаправленный характер, который обусловлен наличием предварительных идей, гипотез. В процессе непосредственного наблюдения за объектом исследователь получает данные, содержащие первичную информацию. А эмпирический факт есть элемент научного знания, выражаемый в форме высказывания или системы высказываний, в словесной или знаковой форме.
Эмпирическое знание облекается в форму суждения. Для выражения эмпирических знаний не существует особого языка, коренным образом отличного от теоретического. Одни и те же термины могут быть использованы как в эмпирическом, так и в теоретическом знании. Эмпирическое знание имеет непосредственное (чувственно—практическое) отношение к реальности. Содержание эмпирических суждений в силу их зависимости от субъекта (его целей, представлений, методологических установок, категориальной структуры мышления и умения адекватно применять ее к чувственному отражению) предстает как единство объективного и субъективного. Эмпирическое знание можно разделить на две группы — феноменальные и объектные знания, которые различаются между собой как по способу формирования, так и по познавательному значению. К феноменальным эмпирическим знаниям относятся суждения, описывающие свойства вещей (цвет, запах, вкус и т. п.). Феноменальные эмпирические знания возникают в результате многократного повторения актов наблюдения, эксперимента, процедуры измерения какого—либо параметра изучаемого явления. Объектное эмпирическое знание не только фиксирует отдельные явления, но и вскрывает пространственные, временные и причинно—следственные связи конкретного явления. Например, смена дня и ночи — следствие, а причина — вращение Земли вокруг Солнца и своей оси. Феноменальное и объектное эмпирическое знание объединяет то, что в основе их лежит объективная реальность.
Эмпирическое знание, содержание которого, хотя оно берется непосредственно из опыта (наблюдений, экспериментов), но в основном отражает свойства и аспекты явлений, которые недоступны непосредственному сенсорному восприятию человека. Например, теорию классической физики можно рассматривать как рационально-логическое обобщение данных прямых наблюдений и измерений. Объектом классической механики является материальная точка - тело, лишенное протяженности, но обладающее массой и в состоянии движения относительно определенной системы отсчета. На самом деле нет объектов, которые не имели бы ни длины, ни высоты, ни ширины, но некоторые объекты ведут себя точно как точки в фиксированных условиях (например, центр тяжести движущегося тела, движение которого не зависит от распределения материи плотности, ни по форме тела, а обусловлено только его массой). Содержание таких понятий, как скорость, ускорение, сила, характеризующие измеренные свойства движения материальной точки, сохраняет видимую связь с чувственным опытом.
2. Проблема типологии научных революций (Т. Кун)
Особый интерес представляют глобальные революции, поскольку они приводят к изменению существующих видов научной рациональности и формированию новых исследовательских стратегий в области научных знаний. В истории науки существует четыре таких революции, сопровождающихся изменением типа научной рациональности. Первое произошло в XVII веке, ознаменовав появление классического естествознания. Второе произошло в конце XVIII - первой половине XIX века и привело к формированию дисциплинированной организованной науки. В результате этих революций была сформирована и развита классическая наука с характерным стилем мышления. Третья революция, развернувшаяся с конца XIX века до середины двадцатого века, привела к образованию неклассической науки. Начиная с последней трети двадцатого столетия происходит четвертая научная революция, влекущая за собой появление постнеклассической науки с присущими ей особенностями научной рациональности, в том числе гуманистические ориентиры в определении стратегий научного поиска.
Томас Сэмюэл Кун —18 июля 1922, Цинциннати, Огайо — 17 июня 1996, Кембридж, Массачусетс) — американский историк и философ науки, считавший, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Концепция научных революций Куна - довольно спорный взгляд на развитие науки. На первый взгляд, Кун не раскрывает ничего нового, многие авторы говорили о существовании нормальных и революционных периодов в развитии науки. В чем особенность философских взглядов Куна на развитие научных знаний?
Во — первых, Кун представляет целостную концепцию развития науки, а не ограничивается описанием тех или иных событий из истории науки. Эта концепция решительно порывает с целым рядом старых традиций в философии науки.
Во—вторых, в своей концепции Кун решительно отвергает позитивизм — господствующее с конца XIX века течение в философии науки. В противоположность позитивистской позиции в центре внимания Куна не анализ готовых структур научного знания, а раскрытие механизма развития науки, т.е., по существу, исследование движения научного знания.
В—третьих, в отличие от широко распространенного кумулятивисткого взгляда на науку, Кун не считает, что наука развивается по пути наращивания знания. В его теории накопление знаний допускается лишь на стадии нормальной науки.
В—четвертых, научная революция, по Куну, сменяя взгляд на природу, не приводит к прогрессу, связанному с возрастанием объективной истинности научных знаний. Он опускает вопрос о качественном соотношении старой и новой парадигмы: является ли новая парадигма, пришедшая на смену старой, лучше с точки зрения прогресса в научном познании? Как мне кажется, новая парадигма, с точки зрения Куна, ничуть не лучше старой.
Томас Кун попытался понять, как развивается наука, независимо от того, связано ли ее развитие с простой индукцией или является следствием фальсификации, выдвинутой Поппером, когда один факт доказывает, что теория признана неправильной. Кун разработал концепцию, основанную на истории науки. Процесс научной работы, построение теории и подтверждение существования проблемы приводит к революционным изменениям, которые противоречат самому процессу.
Ученый признал, что основной набор предположений, служащих науке, остается на некоторое время нормативным, т. е. большинство исследователей просто занимаются проведением экспериментов в рамках своих принятых научных предположений. Определенные законы и теории, установленные в научном сообществе, являются основой для дальнейших исследований. Эти законы и теории Кун и называет «парадигмой».
3. Сциентизм и антисциентизм
Для периода развития философской мысли середины XIX—XX вв. характерно переосмысление ценностных ориентаций классической философии, вызванное экономическими, социальными и культурными процессами, происходящими в обществе. Поэтому рубеж XIX—XX вв. определяется как социокультурная трансформация, знаменующая переход от новоевропейской культур—системы к современной. Возникает множество философских течений, школ и направлений, которые, на первый взгляд, резко отличаются друг от друга. Однако в процессе анализа сущностных сторон этих школ и направлений можно заметить определенную общность, которая проявляется в отношении к науке, в трактовке ее роли в жизни общества. В философии рождаются два полюса в оценке значения науки относительно социума — сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм - это позиция, основанная на понимании научного знания как высшей культурной ценности и определяющего фактора ориентации человека в мире. В то же время, как идеал самой науки, как правило, рассматривается точная математическая наука, под влиянием ее успехов в познании законов природы и связанного с ней научно-технического прогресса возникает сциентизм.