Фрагмент для ознакомления
2
1. По жалобе Наумова органами росприроднадзора была проведена внеплановая проверка АО химволокно. гражданин Н жаловался на то, что АО сливает отходы от производства в ручей, находящийся в черте города
Какими нормативными правовыми актами устанавливаются в данном случае нормативы (по воде) и кем может быть выявлено их превышение (каким органом или организацией)? В случае превышения, к каким видам ответственности может быть привлечена организация? Дать развернутый ответ.
Инспекторы Межрегионального Управления Росприроднадзора совместно с сотрудниками ФГБУ ЦЛАТИ (рассматриваемой области) проводят внеплановую проверку в соответствии с ч. 12 ст. 10 Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данная проверка согласовывается с межрегиональной природоохранной прокуратурой (рассматриваемой области).
Осуществляется отбор воды с указанного ручья в соответствии с Приказом Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 г. №552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (с изменениями на 10 марта 2020 года).
В случае установления превышения указанных нормативов, применяются меры административного и уголовного воздействия на организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Уголовного кодекса Российской Федерации за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству виновному лицу грозит штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев.
2. Нефтеперерабатывающим заводом использовались неисправные сооружения для очистки газов, что создавало угрозу загрязнения атмосферного воздуха.
Какими нормативными правовыми актами устанавливаются в данном случае нормативы (по воздуху) и кем в случае выброса газа может быть выявлено их превышение (каким органом или организацией)? В случае превышения при выбросе газа, к каким видам ответственности может быть привлечена организация? Дать развернутый ответ.
Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции РФ, Федеральном законе от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а также на положениях Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и принимаемых в соответствии с ними других федеральных законах и иных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.
Реализация законодательных положений в части государственного надзора и контроля в области охраны атмосферного воздуха осуществляется несколькими органами исполнительной власти России.
В соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ в 2004 г., Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет ведение единого государственного фонда данных о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении (государственный мониторинг атмосферного воздуха); формирование и организацию деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения; обеспечение экстренной информации об опасных погодных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и связанным с этим загрязнением атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью населения.
Другими словами, Росгидромет осуществляет мониторинг атмосферного воздуха в масштабах страны и лабораторно-аналитический контроль природных и техногенных источников загрязнения атмосферного воздуха.
За загрязнение атмосферного воздуха может наступить уголовная (ст. 251 УК РФ) и административная ответственность (ст. 8.21 КоАП РФ).
Ответственность по ст. 251 УК РФ наступает с того момента, когда наступают последствия в виде загрязнения или иного изменения природных свойств воздуха. Между нарушением и преступным последствием должна быть установлена причинная связь.
К отягчающим ответственность обстоятельствам относятся причинение по неосторожности вреда здоровью человека или наступление по неосторожности смерти человека.
Разграничение загрязнения атмосферы, предусмотренного ст. 251 УК РФ, и нарушений правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21 КоАП РФ) можно произвести по последствиям, которые в соответствии с требованиями уголовного закона должны наступить, то есть если произошло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, а в административной ответственности говорится о нарушениях, которые могли привести к загрязнению воздуха.
3. Проанализируйте положения ст. 75 ЛК РФ, ст. 314, 457 и 506 ГК РФ о сроке договора купли-продажи лесных насаждений и установите их соотношение.
Договор купли-продажи лесных насаждений по ст. 75 ЛК РФ:
1. По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
2. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
3. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
4. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
4.1. По договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса, осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных в пределах одной лесосеки.
5. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.
Статья 314 ГК РФ регламентирует определяет срок исполнения обязательства по договору, ст. 457 регламентирует срок исполнения обязанности передать товар. Статья 506 ГК регламентирует срок поставки по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
По своей сути ст. 75 Лесного кодекса РФ вытекает из рассмотренных статей Гражданского кодекса, конкретизируя именно договор купли-продажи лесных насаждений. Права и обязанности продавца и покупателя, а также сроки исполнения договора и обязательств вытекают и регламентируются из Гражданского кодекса. По сути можно сделать вывод, что статья 75 ЛК узкопрофильный договор, вышедший из норм Гражданского кодекса.
4. Жители многоэтажного дома решили озеленить придомовую территорию, для чего они выехали в лес и выкопали часть деревьев для пересадки на своей придомовой территории. Другие жители приобрели часть молодых деревьев в магазине.
1) В чьей собственности находились деревья, выкопанные в лесу? – приобретенные в магазине? 2) в праве ли гр-не выкапывать деревья для собственных нужд? 3) возникло право собственности у жителей на деревья, выкопанные в лесу и купленные в магазине?
На основании статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Таким образом, права собственности у жильцов на деревья, выкопанные в лесу – не возникло.
Так как жильцы приобрели деревья в магазине, состоялся договор купли-продажи, тем самым право собственности перешло к жильцам. В соответствии со ст. 20 ЛК РФ - Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о растительном мире.
По закону (КоАП РФ Статья 8.28.) это деяние (выкопка) приравнивается к рубке и наказывается штрафом от 3000 до 3500 рублей (для граждан). Уголовным кодексом (ст. 260 УК РФ) тоже предусмотрена ответственность за это правонарушение — серьезный штраф (до полумиллиона и выше), исправительные работы или даже лишение свободы аж до двух лет. Правда, оговаривается, что это должно быть совершено в «значительном размере». Значительным же считается ущерб, превышающий 5000 рублей. От сюда вытекает, что жильцы не вправе выкапывать деревья в лесу для собственных нужд.
Для посадки деревьев у дома нужно собирать общее собрание, на нем принимать решение об озеленении придомовой территории. Если же двор должен обустраивать муниципалитет, то озеленение проводится по правилам благоустройства, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Данную территорию должны включить в план благоустройства.
5. Прокурор области предъявил в арбитражном суде иск к предприятиям 30 газонобензинового комплекса с требованием исполнить протест, направленный в адрес ответчика о приостановлении деятельности предприятий в порядке ст. 91 Закона «Об охране окружающей среды». Обстоятельства дела таковы: предприятия газонобензинового комплекса, расположенные в области были введены в эксплуатацию без очистных устройств. Несмотря на гарантийное, устные и письменные заверения, они в течении 5 лет продолжают работать с недостаточной очисткой выбросов загрязняющих веществ. Размер ежедневных выбросов в атмосферу в 80-100 раз превышает предельно допустимые нормы загрязнения. В результате постоянного загрязнения окружающей среды свыше 80% население страдает различными заболеваниями. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба трижды принимала решение о приостановлении деятельности предприятий газонобензинового комплекса. Но эти решения не выполнялись предприятиями по различным причинам. Протест областного прокурора, направленный по материалам санитарно-эпидемиологического надзора, также остался не выполненным. Как можно оценить действия прокурора с точки зрения действующего законодательства? Какое решение примет Арбитражный суд?
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух - норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных проектами, и в соответствии с актами комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, в состав которых включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.