Фрагмент для ознакомления
2
1.Понятие и сущность маркетинга
Маркетинг (от англ. market – «рынок») – это оригинальное единство строгой науки и умение эффективно работать на рынке.
Маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.
Маркетинг является своеобразной философией производства, которая постоянно подчинена рынку, политическим, экономическим и социальным воздействиям. При правильном «понимании окружающей среды», умении быстро реагировать на рыночные изменения, умение принимать гибкость в решении стратегических и тактических задач маркетинг может стать фундаментом для долгосрочной и прибыльной деятельности любой фирмы.
Исходной составляющей природы человека является нужда: нужда в пище, одежде, тепле, безопасности и прочее, т. е. нужда– это ощущение человеком нехватки чего-либо. А вот нужда, принявшая специфическую форму под воздействием уровня культуры и личности индивида, называется потребностью. Потребности безграничны, и поэтому человек выбирает только те, которые позволяют ему его финансовые возможности. Мир товаров и услуг призван удовлетворять человеческие потребности.
Потребность, подкрепленная покупательской способностью, называется спросом. Спрос – величина изменяемая. На него влияют такие факторы, как уровень цен, уровень доходов, мода и многие другие.
В самой сущности маркетинга заложены определенные понятия:
обмен - процесс, в ходе которого происходит передача субъектами друг другу определенных ценностей;
спрос - это потребность в определенном количестве товаров, которое потребители способны приобрести на данный момент;
товар - это объект или действие, которое удовлетворяет потребности покупателя;
сделка - это обмен материальными ценностями, который подразумевает участие денежных средств;
рынок - это основное понятие, подразумевающее среду, в которой покупатель встречается с продавцом;
сегмент рынка - группа потребителей, которая имеет схожие запросы, потребности, характеристики и платежеспособность.
Таким образом, можно считать справедливым высказывание о том, что маркетинг подразумевает процесс, в ходе которого удовлетворяются различные потребности путем обмена товарами и денежными средствами на рынке.
Для совершения сделки необходимо наличие некоторых условий:
- наличие объектов сделки;
- наличие субъектов сделки;
- определение условий совершения сделки;
- определение времени и места совершения сделки.
Любая сделка происходит на рынке. В современном обществе рынок – не обязательно физическая величина (место).
Отсюда роль маркетинга для экономики – это повышение торгово-рыночной эффективности.
2. Основные принципы маркетинга.
Для того чтобы разобраться во всех тонкостях маркетинга, для начала стоит разобраться с его основными позициями. Принципы маркетинга базируются на том, как функционирует рынок и каким образом его субъекты взаимодействуют между собой.
Основные принципы маркетинга:
- Производственная и сбытовая деятельность предприятия должна основываться на данных о потребностях покупателей;
- Нужно доносить до потребителя информацию не о товарах и услугах, а о том, как с их помощью решить проблемы;
- Соответствие современным техническим достижениям и эстетическим представлениям;
- Присутствие на рынке в момент, когда реализация продукции может принести наибольшую материальную выгоду;
- Непрерывное обновление ассортимента продукции;
- Соответствие между стратегическими и тактическими планами по выпуску и сбыту продукции.
Принципы маркетинга — основополагающие законы маркетинга, основные положения и движущие силы маркетинга, лежащие в основе всей маркетинговой деятельности, руководящее положения маркетинга, основные правила и установки для любой маркетинговой деятельности.
В зависимости от взгляда на маркетинговую деятельность и детализации ее основных векторов, единый фундаментальный принцип маркетинга представляется набором основных принципов маркетинга. Если исходить из стратегии, основные стратегические принципы маркетинговой деятельности представляются следующим образом:
1. marketing management – текущее управление маркетингом, понимаемое как решение текущих задач по достижению желаемых целей;
2. governing of market - "глобальное" управление маркетингом, обуславливающее "основной ход событий" в деятельности фирмы;
3. planning – планирование, построение различных маркетинговых программ, долго-, средне- и краткосрочное планирование маркетинговой деятельности;
4. marketing reseаrch – исследование рынка, экономической конъюнктуры и производственно-сбытовых возможностей предприятия;
5. segmentation – сегментация рынка, поиск наиболее важных рыночных сегментов и предложение товаров для них;
6. adaptation – гибкое реагирование на требования активного и потенциального спроса;
7. innovation – инновация, создание нового товара;
8. promotion – продвижение товаров и услуг, любая форма сообщений, используемая для информирования, убеждения или напоминания о товарах, услугах, торговой марке и т.п.;
Только неукоснительное соблюдение этих основных принципов маркетинга позволит достичь поставленные компанией цели.