Фрагмент для ознакомления
1
1. Предмет риторики в рекламно-коммуникационной деятельности.
2. Сущность и содержание понятий «риторика», «красноречие».
3. Риторика как социальная и духовно-нравственная деятельность. Риторический Ренессанс, его причины.
4. Законы и категории риторики. Риторический идеал, его параметры.
5. Риторика в Древней Греции. Две школы красноречия. Софистическая риторика.
6. Риторика Древнего Рима. Отличительные черты римского красноречия.
7. Риторика в эпоху Средневековья и Возрождения.
8. Церковное красноречие и его основные черты.
9. Понятие, структура и содержание риторического канона.
10. Инвенция как замысел, изобретение, нахождение предмета речи.
11. Топика. Основные виды топов.
12. Диспозиция как композиционное расположение материала.
13. Элокуция как словесное наполнение речи, выражение мысли в слове.
14. Мемория как внимание, сосредоточенность, запоминание.
15. Акция как кульминация риторического действия, его заключительный этап, произнесение речи.
16. Классификация родов красноречия по Аристотелю.
17. Современная классификация родов и видов красноречия.
18. Истоки красноречия: природные дарования, обучение, упражнения.
19. Риторические школы древности и методы обучения в них.
20. Виды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, бытовое, богословско-церковное (духовное), военно-патриотическое, дипломатическое.
21. Понятие речевой деятельности. Классификация речи по цели.
22. Речь с подготовкой и импровизация. Информирующая речь и принципы ее ведения.
23. Коммуникативные тактики в речи: тактика обращения к эмоциям слушателей; тактика учёта ценностных ориентиров; тактика призыва адресата.
24. Признаки диалектической речи. Рассуждение. Хрия прямая и обратная.
25. Принципы использования индуктивной (обратной) и дедуктивной (прямой) хрии в зависимости от темы, тезиса и аудитории.
26. Техника основных жанров: поздравление, актовое выступление, тост, комплимент.
27. Ключевые понятия рекламной риторики.
28. Жанры риторического искусства: доклад, речь, лекция, сообщение, беседа, обзор, интервью, тост, надгробное слово, проповедь, бизнес-презентация.
29. Аргументация в публичном выступлении.
30. Типы аргументов в рекламно-коммуникационной деятельности.
31. Основные приемы и методы доказательства и опровержения.
32. Типы публичного выступления.
33. Понятие стиля речи. Многообразие стилей, характеристика функциональных стилей.
34. Выразительность речи, особенности использования в ней художественных средств.
35. Выбор речевого стиля в рекламно-коммуникационной деятельности.
36. Правильность речи как ее соответствие грамматическим, орфоэпическим требованиям.
37. Логические основы публичной речи в рекламно-коммуникационной деятельности.
38. Операции с понятиями, необходимые для публичной речи.
39. Особенности логико-композиционного построения публичного выступления в рекламно-коммуникационной деятельности.
40. Возможные ошибки в суждениях и выводах, вызванные нарушением требований законов логики.
41. Классификация приемов софистики и демагогии в рекламно-коммуникационной деятельности.
42. Задачи вступления и заключения речи.
43. Выбор и разработка темы.
44. Метод риторического построения: изобретение, расположение, элокуция (словесное выражение).
45. Методы изложения материала в основной части выступления: индуктивный и дедуктивный способы; способ аналогии; исторический.
46. Методы привлечения внимания аудитории.
47. Овладение текстом перед выступлением.
48. Работа над речевым аппаратом ритора.
49. Средства невербальной коммуникации в публичной речи.
50. Понятие «спор», «дискуссия», «полемика».
51. Краткая характеристика и отличительные черты дискуссии как коллективного обсуждения проблемы с целью установления истины.
52. Принципы и культура полемики в рекламно-коммуникационной деятельности.
53. Механизм спора: выявление причины разногласий, группировка мнений спорящих сторон, уточнение степени различий во взглядах, причин ошибочных позиций.
54. Стратегия и тактика полемики в рекламно-коммуникационной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
2
1. Предмет риторики в рекламно-коммуникационной деятельности.
Предмет риторики — «способность находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Классическая и современная риторика (неориторика) исходят из вечной категории «убеждение». Разработке различных аспектов метода убеждения и общих вопросов понимания речи посвящено огромное количество исследований в философии, риторике, педагогике, психологии, герменевтике, теории аргументации и ряде других наук. В связи с этим существует множество подходов к определению их основных понятий, простому перечислению которых можно посвящать отдельное исследование
Риторика объективно должна быть искусством убеждения человека слушающего, а не наукой о доказательстве позиции говорящего. Вспомним, что еще Сократ советовал изучать душу человеческую, чтобы найти подходы к разным людям в разных ситуациях общения.
Прибегать к внушению, несмотря на кажущуюся привлекательность быстрого достижения цели речевого воздействия, бывает опасно, не говоря уже о том, что настроение, в которое приводится слушатель внушением, есть самое нестойкое психологическое состояние: внушение не «включает» в работу сознание. Ни одна идея, не прошедшая серьезной аналитической переработки сознанием, не имеет шансов стать элементом мировоззрения. Только при условии органичного единства объективно содержательного и личностно осознанного и принятого элементов в речи можно говорить о ее социальной значимости.
Риторика - коммуникативная деятельность, цель которой взаимодействие, успех которого достижим с помощью некоторых технических средств, обеспечивающих убедительность позиции говорящего коммуниканта для слушающего в границах общего дела. Риторика сегодняшней рекламы – это не только правила построения рекламного текста но современные способы распоряжения этими правилами, тонкая стилистика и мощная энергетика, создающая коммуникативное событие не из того, что рекламируется, а из самого рекламного текста. Сегодня как никогда важно управлять не вещами, а отношениями, не инструкциями, а образами, не смыслами, а интерпретациями. В нашем курсе реклама рассматривается в широком контексте, включающем в себя философские, языковедческие, психологические и другие аспекты, существенно расширяющие предмет изучения как для риторики, так и для рекламного дела. Это расширение – следствие современного состояния рекламы как способа деловой практики и риторики как языковой компетенции человека.
2. Сущность и содержание понятий «риторика», «красноречие».
Понятие «риторика» происходит от греческого rheto-rike techne (ораторское искусство) и охватывает область знаний: теория речи - искусство речи - ораторское мастерство». Если более точно, риторика–теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить хорошо, так, как нужно в данном случае. С самого начала риторика развивалась и как искусство, и как наука. Риторику часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством. Искусство речи является древнейшим из отраслей знания. В античные времена искусство речи играло видную роль: Демосфен произносил гневные речи против Филиппа Македонского. (С тех времен до наших дней дошло выражение «филиппики».) Когда впоследствии Филипп прочитал эти речи, то под сильным впечатлением воскликнул: «Думаю, что если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя» . Уже тогда практика демонстрировала широкий диапазон ораторских возможностей: от речи на благо ближним до самодовольно-артистической, неискренней болтовни софистов.
Красноречие – это способность, умение говорить красиво, убедительно, ораторский талант. Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство.
М.М. Сперанский определял красноречие как «дар потрясать души».
Структурно термин "красноречие" включает в себя два самостоятельных понятия:
– красный (-ая, -ое), которое употребляется в народной речи, поэзии для обозначения чего-то прекрасного, яркого, светлого;
– речь, т.е. последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.
Речь – продукт говорения реального человека, обладающего определенной культурой в широком смысле этого слова, специфическими психофизиологическими качествами и преследующего свои интересы в конкретной социальной ситуации. Хотя речь и представляет собой внешнюю, формальную сторону текста, она одновременно содержит и выражаемый ею внеязыковой смысл, ради которого и во многом подчиняясь которому она строится.
Таким образом, красноречие – комплексная характеристика речи. Это не просто красивая и убедительная речь оратора, обладающая правильностью, новизной, ясностью, точностью, чистотой, благопристойностью, но еще и речь действенная, эффективная, уместная
3. Риторика как социальная и духовно-нравственная деятельность. Риторический Ренессанс, его причины.
В древних сочинениях рассказывается о божественном происхождении риторики: Юпитер призвал к себе Меркурия и приказал дать людям Риторику. Согласно этому мифу, риторика есть начало человеческой цивилизации. За 2500 лет существования суть риторики трактовалась по-разному. Можно выделить три основные группы дефиниций.
Древние греки трактовали риторику как «искусство убеждения». Монологическая речь, по мнению Платона, Исократа, Аристотеля и других философов и риторов, призвана обратить в свою веру слушающих.
Во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать, и это понятие наиболее четко сформулировано Квинтилианом, «искусство говорить хорошо». Искусство здесь означало оптимизацию речи как с точки зрения результата коммуникации, так и с точки зрения ее эстетической характеристики.
В эпоху средневековья и начальный период Возрождения риторика трактуется как «искусство украшения речи». Таким образом, познание (мысль) как бы отделяется от выражения (языка), хотя изначально риторика призвана укреплять мыслеречевое единство. Кроме того, с этого времени риторика уже опирается не только на устный, но и на письменный текст.
Конечно же, каждое из трех перечисленных исторических определений риторики не может быть строго приписано определенному периоду ее развития, а лишь отражает объект с различных сторон .
В наиболее общем виде риторика есть искусство воздействия. В основе ее лежат две главные категории: понимание и воля. Влияя на людей, ритор пытается внушать им мысли, чувства, решения, овладеть их разумом, сердцем и волей.
Поскольку каждое воздействие есть деятельность, следовательно, риторика — тоже деятельность. Речь в риторике понимается в широком смысле как акт, направленное действие.
И как деятельность риторика в классическом понимании предполагает:
1) определенную природу (естество, или врожденное качество);
2) метод, или системное изложение правил и рекомендаций;
3) практику, или упражнение в сочинительстве вкупе с изучением и имитацией моделей.
4. Законы и категории риторики. Риторический идеал, его параметры.
К основным законам риторики можно отнести следующие:
1. Концептуальный закон предполагает систематизацию материала выступления, всесторонний анализ предмета речи и формулирование основной идеи сообщения.
2. Закон моделирования аудитории (А) предусматривает знание оратором аудитории, перед которой ему предстоит выступить. Он должен иметь четкое представление о трех главных признаках, составляющих “портрет” любой аудитории. Ее социально-демографические характеристики определяются полом, возрастом, национальностью, уровнем образования, профессией и др.
3. Третий закон риторики (С) определяет стратегию поведения оратора, требуя установить: - цели речевой деятельности (зачем?); - противоречия в исследуемых проблемах и пути их разрешения; - главный тезис выступления;- собственную позицию.
4. Четвертый закон риторики формирует тактику (Т) составления выступления. При этом предполагается следующая последовательность действий:- заинтересовать аудиторию;- вызвать слушателей на размышление;- вывести их на уровень обсуждения предмета речи.
5. Пятый закон риторики (СВ) требует внимания к словесно-речевому выражению, учит речевому мастерству, тому, как облекать мысль в действенную словесную форму.
6. Закон эффективного общения (ЭО) формирует и развивает умение устанавливать, сохранять и закреплять контакт с аудиторией, завоевывать ее симпатии, внимание и интерес.
7. Системно-аналитический закон риторики (СА) развивает у оратора умение выявлять и оценивать собственные впечатления от выступления и анализировать речевую деятельность других, что помогает по мере накопления опыта совершенствовать мастерство своих публичных выступлений.
Центральными категориями риторики являются этос, пафос и логос.
Риторический идеал, существуя в рамках одной культуры и исторической эпохи, является общим для носителей этой культуры. Именно осознанное или неосознанное сравнение с риторическим идеалом определяет оценку реципиентом содержательности художественного текста, т.е. риторический идеал становится необходимым критерием этой оценки. Риторический идеал обладает тремя важными свойствами: • исторической изменчивостью; • культурной специфичностью; • социальными особенностями.
5. Риторика в Древней Греции. Две школы красноречия. Софистическая риторика.
6. Риторика Древнего Рима. Отличительные черты римского красноречия.
В результате утраты античной Грецией своего господствующего положения в центре античного мира оказывается Древний Рим. В Риме пышным цветом расцвело искусство публичного красноречия, и римские авторы обобщили ораторскую практику, сформулировав законы и правила ораторского искусства. Но если для греков на первом месте в риторике было искусство убеждения, то для римлян – красота речи.
Можно отметить следующие особенности древнеримской риторики:
1. Повысился социальный статус оратора, признание его роли в социальной жизни достигло необычайной высоты. Именно в это время созданы целые трактаты об ораторе.
2. Усиливается роль правил, подготовки в области красноречия. Знание риторических приемов и длительные упражнения необходимы: умение завоевать внимание слушателей, их доверие обеспечат успех. Эта линия в римской риторике особенно тщательно разработана Марком Фабием Квинтилианом .
3. Важную роль играет эстетический фактор в мастерстве красноречия. Цицерон пишет: «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают, потрясенные, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, блистая яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, одним словом, красиво». Хорошая, совершенная, украшенная речь в тот период ценится все выше.
Большой вклад в развитие риторики внесли ораторы и теоретики ораторского искусства Древнего Рима – Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.), Марк Фабий Квинтилиан(36 – 100 до н.э.) и др.
Цицерон бы выдающимся оратором своего времени. В своих трудах «Об ораторе», «Оратор» он называл риторику практической наукой, которая систематизирует ораторский опыт. Риторика, по Цицерону, предполагает, что оратор должен последовательно сделать следующее: найти, что сказать; расположить найденное по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Он указывал на важность эмоций; необходимость вызывать эмоции у слушателей, для чего считал необходимым иногда отвлекаться от изложения. Он всячески подчеркивал важность хорошего образования для ритора, необходимость опираться на данные разных наук, умение в выступлении показать за частным фактом общую закономерность. Он был также активным политическим деятелем, участвовал во многих политических столкновениях и заговорах и был убит по приказу Марка Антония, которого он буквально уничтожил в своих речах.
7. Риторика в эпоху Средневековья и Возрождения.
Главной особенностью средневековой культуры является ее глубокая и очень сложная взаимосвязь с религией. Система религиозного мировоззрения наложила твой отпечаток на все достижения того времени, в том числе и на ораторское искусство.
Красноречие не могло обладать творческой силой истинного искусства, но оно должно было оставаться на почве чистой риторики, жить одной внешней формой, в причудливой обработке которой тогда видели сущность красноречия. Оратору не было места в государственной жизни. Основным видом было духовное красноречие, которое стало мощным инструментом церкви по защите и укреплению своих позиций и сильным средством воздействия на народные массы.
Служители церкви должны были пересказывать религиозные догматы, толковать библейские легенды, воспитывать прихожан в духе смирения и покорности. Основным методом влияния на слушателей становится не убеждение, а внушение. Начинает развиваться гомилетика - наука о христианском церковном проповедничестве.
С появлением средневековых университетов в ХI-ХII веках зарождается университетское красноречие, которое тоже не могло развиваться свободно от церкви. Господствующее положение в науке занимала схоластика (от греч. scholastikos — школьный, ученый), религиозная философия.
Лекции в университетах читались профессорами по большим рукописным книгам в тяжелых переплетах. Книгопечатания тогда еще не было, поэтому, чтобы сохранить книги, их нередко приковывали к кафедре цепями. Задача лектора состояла в комментировании студентам прочитанного текста.
Догматизм, цитатничество, начетничество, а также погоня за внешней формой, игра логическими понятиями становятся основными приемами схоластической риторики.
Зарождение капиталистических отношений в недрах феодальной формации оказало огромное влияние на развитие всей культурной жизни стран Западной и Центральной Европы. Начинается новый этап в развитии мировой культуры - Возрождение. Возрождение освободило ораторское искусство от религиозно-схоластических пут и способствовало его дальнейшему развитию. Светский характер приобретает судебное красноречие. Значительно усиливается авторитет римского права. Громадное влияние и авторитет приобретает Цицерон, ставший для судебных деятелей идеалом, к которому надо стремиться. Появляются труды по теории судебного красноречия, например, «Диалог об ораторах» Луазеля. Начинает развиваться торговое, парламентское, военное красноречие. Значительно расширяется круг проблем, которые стали предметом ораторских речей. Это вопросы политики, права, экономики, нравственности, религии.
8. Церковное красноречие и его основные черты.
Духовное (церковно-богословское) красноречие - древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона (места перед иконостасом или в другом месте для прихожан) и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим официальным лицам.
Духовное красноречие имеет давнюю традицию. После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран, главным образом из Византии. Проповедниками в Древней Руси впервые высказаны многие интересные политические, философские, нравственные идеи. Ораторы стремились осмыслить факты действительности, историю своего народа и государства. В Киевской Руси зародилось красноречие дидактическое, или учительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям.
В духовных речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. В них осуждаются такие пороки, как болтливость, лицемерие, тщеславие, сребролюбие, гнев, гордыня, пьянство. И, наоборот, прославляются мужество, мудрость, правда, целомудрие, милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство национального самосознания.
Духовное красноречие изучает специальная наука о христианском церковном проповедничестве—гомилетика. Главное, чем занимается гомилетика, - предмет и природа церковной проповеди, существенные черты ее содержания и метода, ее измерение, построение и произнесение, воздействие на паству, место пастырского учительства.
В любом роде красноречия большую часть составляют общеязыковые, межстилевые средства. Однако основа каждого рода имеет специфические языковые черты, которые составляют систему с одинаковой стилистической окраской.
Роды красноречия не изолированы друг от друга. Наоборот, они не образуют замкнутых систем, между ними существует широкое взаимодействие, границы между ними подвижны. Особенно это касается академического и социально-политического красноречия. Они перекрещиваются по тематике. Предмет речи может быть одним и тем же, например проблемы экономики могут рассматриваться в официальном докладе и в лекции.
9. Понятие, структура и содержание риторического канона.
Основу классической риторики составляет риторический канон – свод правил, который описывает последовательность этапов разработки речи. Следование риторическому канону обеспечивает эффективное и правильное составление речи, как в стилистическом, так и в логическом аспекте.
Риторический канон включает в себя следующие этапы работы над речью: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (словесное выражение), меморио (запоминание), акцио (произнесение).
Инвенция самый важный этап риторического канона, так как отвечает за выбор темы речи и подбор аргументов в пользу выдвигаемого тезиса. В основе инвенции лежит теория общих мест или топов. Общие места, топы – точки зрения, с которых следует посмотреть на предмет речи, спора для поиска или производства аргументов «за» и «против».
В инвенции учитывается намерение оратора, аудитория перед которой он выступает. Так оратор должен иметь в виду три модуса убедительности: логос, этос, пафос. Логос представляет собой способ убеждения посредством апелляции к рассудку. Этос имеет дело с общими моральными принципами, разделяемыми аудиторией. Пафос связан с умением вызывать нужные чувства у аудитории, в зависимости от целей оратора (ненависть, сострадание, гнев, гордость и т.д.).
Топы бывают внешние и внутренние. Внешние топы отражают типовые связи анализируемого предмета или действия такие, как происхождение, причина и следствие, мотив, назначение или цель, отношение к другим объектам, обстоятельства, оценочное отношение к объекту. Внутренние топы связаны с типовыми характеристиками присущими самому анализируемому предмету такие, как качество, состояние, состав, название.
Диспозиция отвечает за структуру речи, в частности за расположение доводов в речи. Структура речи, как правило, включает в себя три элемента: вступление, основная часть, заключение.
Существуют некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при расположении материала. Задача вступления заинтересовать аудиторию, настроить на восприятие речи. Основная часть, например, содержит в себе аргументы в защиту тезиса. Расположение аргументов должно подчинять правилу, согласно которому сильные аргументы предлагаются в начале и в конце аргументации, слабые аргументы располагаются в середине, между сильными аргументами.
Заключение имеет больше значение, так как люди лучше всего запоминают именно конец речи. В заключении подводятся итоги речи.