Фрагмент для ознакомления
1
1. История формирования теории межкультурных коммуникаций как научной и учебной дисциплины. Предмет и методы исследования
2. Исторические корни понятия «культура». Многообразие современных подходов. Основные определения в обыденном и научном языках.
3. Материальная и духовная культура. Основные функции культуры в жизни человека и общества.
4. Формирование понятия «цивилизация», его современные значения. Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация».
5. Понятие «коммуникация». Структура и субъекты коммуникации. Основные функции коммуникации.
6. Понятие межкультурной коммуникации, ее структура и виды.
7. Типология культур и цивилизаций. Историческая типология культуры.
8. Западный и восточный типы культуры: сравнительная характеристика. Место России в системе Запад-Восток.
9. Типология культуры по Э. Холлу: особенности высоко- и низкоконтекстуальных культур.
10. Сравнительный анализ культур в теории Г. Хофштеде.
11. Классификация Р. Льюиса: моноактивные, полиактивные и реактивные культуры.
12. Модель освоения чужой культуры М. Беннета. Формирование межкультурной компетенции.
13. Понятие «культурная идентичность». Критериям идентичности представителя многонационального общества.
14. Культура как семиотическая система. Культурная символика, функции знаков.
15. Социализация, инкультурация и аккультурация – характеристика и особенности процессов.
16. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации, причины возникновения и функции.
17. Национальный характер и этнические стереотипы.
18. Понятие «культурного шока». Барьеры межкультурной коммуникации.
19. Эффективная межкультурная коммуникация и факторы, способствующие ее достижению.
20. Основные формы межкультурной коммуникации (вербальная, невербальная) и их особенности.
Фрагмент для ознакомления
2
1. История формирования теории межкультурных коммуникаций как научной и учебной дисциплины. Предмет и методы исследования
Теория МКК — своеобразная дисциплина, многие ее особенности можно понять, если обратиться к ее истории.
Представители разных культур взаимодействуют друг с другом со времен выделения в человечестве отдельных, специфических групп, т. е. со времен возникновения самих культур. Изучение других культур не прекращалось на протяжении всего исторического периода развития человечества, однако чаще всего носило эпизодический, бессистемный характер: отдельные сведения о жизни других народов содержатся в древних хрониках, летописях, дневниках и мемуарах путешественников и паломников, а также в житиях святых. Интерес к изучению других культур усилился в XVI в., в эпоху Великих географических открытий, когда люди Старого Света узнали о существовании огромного количества народов, культуры которых разительно отличались от европейских и соседствующих с ними народов.
История собственно теории МКК началась в 1947 г. в США. Изучение МКК было связано (и связано по сей день) с практическими интересами бизнесменов, политиков, дипломатов. В 1947 г. правительство США создало Институт зарубежной службы (Foreign Service Institute — FSI) для подготовки американских граждан к службе за рубежом. Институт нанял известных ученых: антропологов Эдварда Т. Холла, Рэя Бердвистелла и лингвиста Джорджа Трейджера, которые в процессе работы над программой обучения американцев создали новую научную дисциплину - теорию МКК.
Итак, перечислим основные черты теории МКК: она была создана в очень краткие сроки, сравнительно небольшой группой людей, причем это были исследователи из разных областей науки; имела конкретное предназначение (хотя и поставила перед собой ряд вопросов и задач, которые нельзя разрешить в короткий срок).
Объектом изучения теории межкультурной коммуникации является процесс естественной коммуникации в естественных условиях между представителями различных лингвокультур, т. е. межличностная коммуникация в динамическом и статическом аспектах, рассматриваемая и как потенция, и как одна из многочисленных возможных реализаций этой потенции. Предметом теории межкультурной коммуникации является анализ типов взаимодействия между представителями различных лингвокультур, изучение факторов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на результат коммуникативного взаимодействия и другие проблемы.
2. Исторические корни понятия «культура». Многообразие современных подходов. Основные определения в обыденном и научном языках.
Понятие культура принадлежит к числу фундаментальных понятий. Оно происходит от латинского языка древних римлян. Первоначально слово культура означало «обработка, уход, возделывание земли». Оно было близким по значению к слову культ.
Начиная с 1 века до н.э. стало обозначать воспитание человека, развитие его души, образование
В эпоху поздней римской империи понятие «культура» сблизилось со словом «цивитас», которым обозначали общество граждан, государство живущее по справедливым законам. Значение воспитание, образование закрепилось на долгий период. В период возрождения с понятием культуры стали связывать личностное совершенствование. «Культура» одно из наиболее многозначных понятий литературного и научного языка. То или иное видение культуры, осмысление зависит от подхода к её изучению, предпосылок, которые лежат в основе этого подхода, точки зрения с которой исследуется культура.
Деятельностный подход рассматривает культуру как особый вид человеческой деятельности, осуществляемой людьми наряду с экономической, социальной, политической или иной деятельностью.
Семиотический-(знак) подход, который видит в культуре сложно организованную систему знаков
Аксеологический-(ценность)-подход, который позволяет изучать культуру как систему ценностей, которые регулируют отношение человека к предметам и явлениям окружающей среды, позволяют ориентироваться в нем.
Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.
Обыденные представления о культуре зачастую сводятся к ее отождествлению с художественной культурой (искусством) или же с образованностью и воспитанностью человека. Однако наиболее распространенным обыденным значением понятия «культуры» является его понимание как совокупности материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории.
3. Материальная и духовная культура. Основные функции культуры в жизни человека и общества.
Понятие культура включает в себя два аспекта, соответствующих двум органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека: материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства, духовная включает процесс творчества и созданные при этом духовные ценности. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. К материальной культуре относят: средства производства, орудия труда, технический уровень производства, Все эти явления связаны с содержанием производительных сил и производственных отношений. К духовной культуре относят достижения науки, художественное творчество, язык, религиозные воззрения. Духовная культура содержит наряду с духовными элементами и материальную основу своего существования. Деление культуры на материальную и духовную культуру, безусловно, относительно. Они взаимодополняют друг друга.
1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция - возделывание, взращивание духа. Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.
2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Культура выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая). Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
4. Регулятивная (нормативная) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.
5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак). Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.
6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.
4. Формирование понятия «цивилизация», его современные значения. Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация».
Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов. Истоки слова цивилизация восходят к античным временам, культуре Древней Греции, Древнего Рима. Основным типом политической системы в античности была самоуправляемая община свободных граждан-город-государство, которое греки называли «полис», римляне «цивитас».
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс,1986.
2) Бродель Ф. Время мира. М.: Прогресс, 1992.
3) Корнилов, О. А. Контексты межкультурной коммуникации. Учебное пособие / О.А. Корнилов. - М.: КДУ, 2015
4) Леонтович, О. Введение в межкультурную коммуникацию / О. Леонтович. - М.: Гнозис, 2018
5) Садохин, А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебное пособие / А.П. Садохин. - Москва: РГГУ, 2016.
6) Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия. 2001. М.: Аспект Пресс. 556 с.