Фрагмент для ознакомления
2
Основные этапы эволюции управленческой мысли.
Основные этапы эволюции управленческой мысли:
- Промышленный переворот (с 20-30-х по 80-90-е гг. XIX в.). На данной стадии происходит появление общенационального рынка, возникновение предприятий, выступающих в качестве высокоэффективной формы социальной организации работников. При этом конкуренция является определенной формой разорения или поглощения соперника.
- Этап массового производства (первые три десятилетия XX в.). Особенности данного этапа: появление конвейерной системы, осуществление массового выпуска продукции, резкое сокращение цены товаров; рынок является малонасыщенным; конкуренция является предложением стандартизированного продукта по самой низкой цене; более строгое разделение отраслей; х хорошие перспективы экономического роста для компаний; слабый уровень вмешательства со стороны государства в бизнес.
-Стадия массового сбыта (30-50-е гг. XX в.). В это время происходит насыщение спроса на товары и услуги; переход от стандартной продукции к дифференцированной; полная смена производственной ориентации на рыночную. Наряду с этим происходит усиление значения внешней среды в работе предприятий. Регулированием экономики занимается государство.
-Постиндустриальное общество (60-90-е гг. XX в.). Появляется совершенно иное качество жизни, а именно: большая степень благосостояния людей, товары более качественного уровня; более оптимальные условия производства: активно изменяющиеся технические решения; постоянно возрастающие ограничения со стороны государства, следствием чего стало недовольство со стороны потребителей; смещение общественных приоритетов и акцентирование внимания на различных отрицательных явлениях, таких как загрязнение окружающей среды и т.д. Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.). Именно в то время возникает новая экономика, следствием чего стало разумное ограничение роста производства, а также рост области предоставления услуг. Наряду с этим происходит переход к информационному обществу.
Анализ и оценка проблем развития компании в маркетинговой среде
Проблемы развития компании в маркетинговой среде могут быть расценены как:
1. Потенциальные, так и существующие угрозы:
сложная экономическая или политическая ситуация;
выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками;
изменение потребностей и вкусов потребителей;
замедление роста рынка;
возрастающее конкурентное давление;
рецессия и затухание делового цикла;
неблагоприятные демографические изменения.
2. Слабые стороны:
отсутствие четкого направления стратегического развития;
устаревшее оборудование;
ограниченный ассортимент;
обостряющаяся конкурентная позиция;
недостаток управленческого опыта и глубины владения проблемами;
плохое отслеживание процесса реализации стратегии;
внутренние производственные проблемы;
низкая рентабельность;
уязвимость по отношению к давлению конкурентов;
отставание в области исследований и разработок;
узкая продуктовая линия;
отсутствие информации о рынке;
низкое качество продукта;
слабый маркетинг.
Оценка указанных проблем осуществляется в ходе анализа маркетинговой среды предприятия с помощью следующих методов:
1. Методы экспертных оценок. Наиболее простой способ оценки — ранжирование и балльная оценка экспертами элементов конкретной подсистемы, например по 10-балльной шкале. После оценки баллы суммируются и сравниваются с общей суммой баллов, которую имеет подсистема при оценке каждого элемента в 10 баллов. Оценив разницу баллов, можно понять, насколько эффективно функционирует данная подсистема.
2. SТЕР-анализ представляет собой анализ ключевых элементов макросреды организации: социально-демографических факторов, технико-технологических (появление новых материалов и технологий), экономических, политических факторов. Анализ направлен на оценку существенных изменений и новых тенденций в макросреде организации, а также на определение их значимости для организации.
3. SWOT-анализ представляет собой оценку внутренней среды фирмы (ее силы и слабости), а также внешних возможностей и угроз.
На первом этапе исследования составляется список слабых и сильных сторон компании.
На втором этапе также составляется список возможностей и угроз, заключенных во внешней среде.
На третьем этапе проводится серия обсуждений, базирующихся на методах мозгового штурма, круглого стола, в ходе которых все эксперты должны достичь консенсуса в отношении источников благополучия компании, ее уязвимых сторон, а также благоприятных и неблагоприятных факторов внешней среды.
На четвертом этапе определяется взаимозависимость факторов внутренней и внешней среды. Для оценки этих связей составляется матрица SWOT. На этом этапе оцениваются значимость факторов и их влияние на формирование стратегии в целом. При определении значимости факторов оценивают силу его влияния на положение компании. Кроме этого, анализируя возможности и угрозы, оценивают вероятность использования возможности или реализации угрозы.
На пятом этапе SWOT-анализа полученные результаты обобщаются, и на их основе составляются две матрицы: матрица возможностей и матрица угроз.
Менеджмент как наука и профессия: концепция российского менеджмента.
Сегодня менеджмент рассматривается как система экономического управления, как орган управления, как форма предпринимательской деятельности.
Менеджмент — это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.
Менеджмент — это система принципов, методов и средств управления организациями с целью обеспечения высокой эффективности их работы. Это определение указывает на то, что менеджмент представляет собой не разрозненные принципы и правила управления, а упорядоченную совокупность (систему) взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов: знаний, навыков, принципов и методов управления, подготовленных специалистов, средств коммуникации и обработки информации, финансовых, материальных и иных ресурсов и т. п.
Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.
В то же время конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы.
Переход к рыночной экономике стал предпосылкой формирования российского менеджмента. Предпосылки возникновения:
1) развитие товарного производства, менеджмент как форма управления присуща товарному производству;
2) становление российского менеджмента зависит от уровня технического и технологического развития общества.
Основные концепции российского менеджмента:
1. Концепция копирования западной теории менеджмента. Эта концепция не учитывает особенностей российского менталитета.
2. Концепция адаптации западной теории менеджмента. Характеризуется частичным учетом особенностей русской ментальности, предполагает не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям.
Концепция создания российской теории менеджмента. Основывается на учете особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления.
Методология маркетинговых исследований.
Общенаучные основы методологии маркетингового исследования включают: системный анализ, который позволяет рассматривать рыночную ситуацию в качестве объекта для исследования с большим диапазоном причинно-следственных связей; комплексный подход, обеспечивающий возможность исследовать как единую совокупность сочетания разнородных элементов, образующих рынок, так и рыночную деятельность; программноцелевое планирование, используемое при разработке и реализации стратегического и оперативного изучения состояния и развития рынка. Методология маркетингового исследования представляет собой сложный сплав статистических, эконометрических, социометрических, квалиметрических, бихевиористических и собственно маркетинговых методов, а также методов информатики. Таким образом, в маркетинговом исследовании целесообразно применять комплексный подход. В целях получения рыночной информации используется методология статистического и маркетингового наблюдения и элементы теории информатики, в том числе: выборка, отчетность и торговые переписи, опросы, экспертные оценки.
В статистическом анализе и прогнозировании приводятся оценки объема и уровня рыночных явлений, их динамики и структуры, вариации, выявления тенденций и закономерностей и т.д. В нем находят применение абсолютные, средние и относительные величины, группировки, индексные, трендовые и регрессионные факторные модели, методы вариационного, дисперсионного, корреляционного и циклического анализа и т.д. Эконометрические методы могут быть применены в моделировании, имитации и прогнозировании рыночных процессов. Достаточно широко в маркетинге используются модели, основанные на теории вероятности и теории принятии решений; приемы теории массового обслуживания (базирующиеся на теории очередей), моделях товаропотоков и потоков покупателей. Находят применение модели реакции рынка на маркетинговые раздражители, методы эвристических оценок и гибридные, позволяющие комбинировать детерминированные и вероятностные оценки. В маркетинговых исследованиях полезны методы многомерного анализа (в том числе кластерного), теории принятия решений (теории риска), теории связей (сигнальную информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров). В частности, в эконометрике используются методы линейного программирования, представляющего собой математический способ выбора из ряда альтернативных решений наиболее благоприятного для рыночной ситуации. Экономико-математические методы используются также в логистике, т.е. системе управления перемещением и складированием товаров. Методы сетевого планирования предназначены для регулирования последовательности и взаимозависимости маркетинговых операций, разработки планов инноваций, проведения пробного маркетинга и т.п. В анализе маркетинговых ситуаций, формировании моделей конкурентного поведения, разработке стратегий выхода на новые рынки большую пользу может принести метод деловых игр. Знания социометрии и бихевиоризма полезны при изучении потребительского поведения, а также в процессе анкетирования. Комплексные оценки качества и конкурентоспособности ориентируют на использование методов квалиметрического анализа, количественной оценки качественных явлений.
К этой группе методов, используемых в маркетинговом анализе, примыкают методы коммерческого анализа финансово-экономического потенциала предприятия (коммерческие расчеты, скоринговый анализ и т.п.). Таким образом, маркетинговое исследование представляет собой целый комплекс, своеобразный сплав ряда наук, в той или иной мере изучающих рынок. Статистика — наука, изучающая массовые явления и процессы, поддающиеся количественному измерению, позволяющая выявлять тенденции и закономерности общественного развития, определять пропорции и оценивать колеблемость. Эконометрия — применение экономикоматематических методов анализа, измерение параметров математических выражений, характеризующих определенную социально-экономическую концепцию, моделирование сложных, многомерных процессов и явлений. Социометрия — характеристика структуры и функционирования определенных человеческих групп с помощью количественных оценок. Квалиметрия — методология количественных оценок качества товаров. Бихевиоризм — наука о вкусах и предпочтениях людей, которая помогает разобраться в процессах формирования и изменения отношения потребителей к товару, в реакциях спроса на процессы старения и обновления товара и его свойств. Маркетинговое исследование, опирающееся на определенный объем информации, подчиняется требованиям информатики, науки об управлении потоками информации. Широко используются схемы и модели маркетинга и маркетингового управления
Принципы развития и закономерности функционирования организации.
Закон развития организации реализуется через совокупность принципов. Основные из них:
1. Принцип динамического равновесия выступает как обязательное условие функционирования организации. Он требует: а) оптимального соотношения между элементами системы, а также между целым и ее частями; б) оптимального соответствия между устойчивостью и измен-чивостью, самоорганизацией и беспорядком; в) оптимального соотно-шения системы с внешней средой. Процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняется лишь скорость и знак производной. Дискретность является кажущейся. Со стороны фиксируются только качественные изменения, количественные (причина качественных) ускользают от внимания. Простейший пример динамического равновесия - езда на двухколесном велосипеде.
2. Принцип преимущественного развития. Организационные системы стремятся обеспечить оптимальное развитие посредством переключения материальных ресурсов с менее важных на более важные и перспективные направления. При недостатке материальных ресурсов в организации, как в природе или в голодающем организме, средства переключаются на обеспечение наиболее важных направлений и сфер деятельности. С данным принципом тесно связана широко распространенная практика перекрестного субсидирования различных направлений деятельности в одной организации.
3. Принцип сменяемости. Согласно этому принципу развитие материальных систем осуществляется не непосредственно и прямо, а посредством смены их составных элементов. Как индивидуальное развитие организма может происходить только на фоне постоянного химического состава вещества клеток, клеточного состава организма, а развитие экологического сообщества возможно лишь благодаря ре-продуктивной сменяемости состава входящих в нее популяций, так и кажущийся процесс случайных преобразований в организации находится в рамках принципа сменяемости. На рынке один товар сменяет другой не только по причине своего преимущества, но и в соответствии с этапом развития всей системы.
4. Принцип разумного консерватизма или инерции. Изменение потенциала системы, способствующего развитию, происходит с некоторым запаздыванием, обусловленным темпом смены ресурсов или технологий.
5. Принцип адаптации (эластичности). Каждая система-организация стремится сгладить последствия внутренних и внешних возмущающих воз-действий. Здесь, по существу, речь идет о гомеостазе системы (относительном постоянстве ее существенных параметров, от которых зависит благоприятное развитие) и о характере гомеостатических (восстанавливающих гомеостаз) реакций. Реакция системы на возмущающие воздействия вызывает функциональное напряжение - стресс. Высокая эластичность гомеостатических реакций означает их антистрессовый, адаптивный характер.
6. Принцип стабилизации. Стремление к стабилизации (максимальному продлению) наиболее эффективных этапов жизненного цикла - этот принцип реализуется совместно со всеми вышеперечисленными принципами.
Заключение.
Знание основных законов и принципов развития организации, безусловно, способствует ее успеху. Образец относительно устойчивого развития дает эволюция природы, но не человеческое общество и его институты. Экспоненциальный количественный рост, перемежаемый спадами, революциями и войнами, — это наихудшая из качественных характеристик развития общества.
В контексте всего, что сегодня известно о реальном состоянии системы «человек — биосфера», провозглашенный лозунг устойчивого развития мира звучит как наивно-оптимистическая надежда. Эта концепция пытается примирить непримиримое: сохранить природу в рамках цивилизации, уничтожающей природу.
Концепция маркетинга: потребительское поведение, маркетинговые коммуникации, маркетинговые компетенции, стратегический маркетинг.
Главной задачей теории потребительского поведения является исследование проблемы реализации покупателями своих доходов и получения ими при этом наибольшей пользы для себя. Теория потребительского поведения определяет условия и степень влияния на выбор покупательских предпочтений товарных цен, величины доходов, а также способы максимизации покупателями выигрыша от приобретения определенных товаров и услуг.
Маркетинговые коммуникации – это инструмент маркетинга, предназначенный для обеспечения социально-экономической информацией субъектов рыночной деятельности и контактной аудитории с целью развития коммуникационных отношений через медиа-средства, достижения рекламодателем синергетического эффекта через организацию использования инструментов продвижения, способствующего обеспечить рост нематериального актива марки, достижение маркетинговых целей и в целом конкурентоспособности, выработки мотивации у целевого потребителя через креативность представления сообщения.
Маркетинговая компетентность формируется на основе информации о потребностях партнеров, действиях конкурентов, тенденциях изменения макросреды за счет взаимодействий внутри компании и за ее пределами. Важность анализа и целенаправленного формирования маркетинговой компетентности фирмы обусловлено тем, что маркетинговые знания, т.е. знания о рынках, потребностях партнеров по взаимодействию и соответствующих им способностях компании, распределены практически по всей организации.
Концепция стратегического маркетинга ориентирует маркетинговые усилия на долгосрочную перспективу и, по существу, представляет собой постоянное и систематическое определение потребностей рынка, выводящее на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающими их от товаров-конкурентов и таким образом создающими изготовителю устойчивое конкурентное преимущество.
Управление маркетингом заключается в выполнении ряда задач для достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках (обмена с целевыми рынками). Существует пять концепций, которыми руководствуются компании для осуществления маркетинговой деятельности:
1. Концепция совершенствования производства. Данная концепция используется, когда себестоимость товара слишком высока и рациональной необходимостью является её снижение и когда спрос на товары значительно превышает предложение. В этом случае организация изыскивает способы повышения производительности труда.
2. Концепция совершенствования товара. Основа на предположении, что потребитель отдаст предпочтение товару, качество, свойства и характеристики которого постоянно улучшаются.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий. Основана на убеждении компании, что потребители не будут активно покупать товар, если не предпринять специальных мер по продвижению его на рынок .
4. Концепция маркетинга. Предполагает, что достижение компанией своих глобальных целей зависит от определения нужд и запросов целевых рынков и от более эффективного по сравнению с компаниями-конкурентами удовлетворения потребителя.
5. Концепция социально-этичного маркетинга. заключается в том, что компания должна определить нужды, потребности и интересы целевых рынков, а затем обеспечить высшую потребительскую ценность более эффективными по сравнению с конкурентами способами, которые улучшают благополучие не только клиента, но и общества в целом.
Роли, функции и задачи менеджера в современной организации.
Рассмотрим представленные выше роли менеджера более подробно: 1) Межличностная роль заключается в том, что менеджер выступает в качестве руководителя, который мотивирует сотрудников организации на достижение поставленных целей, координирует их усилия, а также формирует отношения внутри и вне организации, выступая в качестве представителя фирмы; 2) Информационная роль связана с тем, что менеджер постоянно формирует информацию и распространяет ее в виде фактов и нормативных документов, а также разъясняет политику и основные цели организации; Результатом данной роли является то, насколько хорошо менеджер владеет информацией, и насколько доступно он сможет ее довести до членов организации. Осуществляя межличностные и информационные роли, руководитель играет также роли, которые связаны с принятием решений; 3) Роль по принятию решения, выражается в том, что менеджер выявляет направление движения предприятия, осуществляет текущие корректировки, а также решает вопросы распределения ресурсов. Взаимосвязь общих функций менеджмента, представленных на рисунке:
Рисунок – Взаимосвязь общих функций менеджмента
1. Планирование – это основная функция менеджера, которая помогает сформировать цели и определенные задачи. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Оно включает в себя разработку стратегий, программ и планов достижения целей, помогает конкретизировать цели развития организации и каждого подразделения в установленный период, например, а также определить хозяйственные задачи, сроки и последовательность их реализации, выявить материальные трудовые и финансовые ресурсы для решения поставленных задач;
2. Распорядительство характеризуется тем, что оно помогает извлечь наибольшую пользу и выгоду из работы сотрудников в интересах предприятия. А функция распорядительства состоит в том, что она должна ориентировать подчиненных на качественное выполнение ими своих обязанностей. Но если исходить из современных трактовок функций менеджмента, то распорядительство очень близко по значению к функции мотивирования
Можно сказать, что оно в течение нескольких десятков лет преобразовывалась в функцию мотивации;
3. Организация является не менее важной функцией управления, которая помогает сформировать структуру предприятия, а также обеспечить его всем необходимым для продуктивной работы, например, персоналом, материалами, денежными средствами, оборудованием. А после того, как план будет составлен, задача организации состоит в том, чтобы создать реальные условия для достижения запланированных целей;
4. Мотивация – это управленческая деятельность, которая побуждает людей, работающих на предприятии, эффективно трудиться и выполнять поставленные цели и задачи. Основная функция мотивирования заключается в том, чтобы сотрудники организации выполняли работу в соответствии с делегированными ими обязанностями;
5. Контроль представляет собой важнейшую функцию в управлении. Его задача состоит в системном наблюдении за выполнением планов, заданий, в обеспечении с помощью информации обратной связи с управляемым объектом, а также в оценке процессов развития и достижения поставленных целей. С помощью контроля менеджер может выявить проблемы и причины их возникновения, и после принять активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности;