Фрагмент для ознакомления
2
7.Социальная политика и ее приоритеты
Самой главной задачей в социальной политике советского руководства в послевоенные годы было решение всех основных проблем в максимально короткий срок. Для этого 18 марта 1946 года Верховный Совет СССР утвердил принятый правительством пятилетний план восстановления народного хозяйства СССР, возвращения страны к мирной жизни, в соответствии с которым проводились все основные мероприятия в 1946-1950 годах.
Среди его конкретных задач были:
«Завершить в 1946 г. послевоенную перестройку народного хозяйства, использовать производственную мощность военной промышленности для дальнейшего увеличения экономической силы Советского Союза».
«Всемерно развивать дело восстановления и дальнейшего строительства городов и сел и увеличения жилищного фонда страны: создать массовое фабрично-заводское изготовление жилых домов; оказать государственную помощь рабочим, крестьянам и интеллигенции в индивидуальном жилищном строительстве».
«Укрепить в промышленности и на транспорте постоянные кадры рабочих на основе улучшения организации труда и обеспечения на предприятиях лучших жилищных условий; обеспечить рост высококвалифицированных технических кадров».
«Превзойти довоенный уровень народного дохода и уровень народного потребления, для чего всемерно поднять пищевую промышленность, развернуть массовое производство предметов широкого потребления, умножить колхозные доходы, увеличить товарооборот; отменить в ближайшее время карточную систему, заменив ее развернутой культурной советской торговлей».
«Восстановить и расширить сеть начальных и средних школ и вузов, улучшить подготовку кадров для производства путем увеличения трудовых резервов и производственного обучения новых рабочих».
«Улучшить постановку народного здравоохранения; обеспечить расцвет советской культуры и искусства».
То есть план предусматривал улучшение материального и культурного состояния народа.
Основными направлениями социальной политики советского руководства были: решение проблемы разрушений, финансовой проблемы, демографической, проблемы сиротства, проблемы кадров, жилищной проблемы, а также проблем советских людей психологического плана.
Самой первой задачей послевоенного пятилетия была задача восстановления городов, поселков, учреждений, т.е. задача преодоления разрухи. С этой целью в городах СССР согласно плану намечалось восстановить и построить почти 45 млн. квадратных метров жилой площади, кроме того, предусматривалось восстановление 270 тысяч жилых домов для колхозников и строительство большого количества общественных и культурных учреждений. В Москве намечалось построить тысячи новых зданий, из них несколько высотных, в том числе многоэтажного здания МГУ на Ленинских горах. Огромные ресурсы государство вкладывало в восстановление городов. По специально разработанным генеральным планам заново отстраивались Ленинград, Киев, Минск, Сталинград, Севастополь. В ноябре 1945 г. Совнарком СССР принял специальное решение о восстановлении 15 крупных и старейших русских городов: Новгорода, Смоленска, Курска, Орла, Калинина, Великих Лук, Краснодара, Ростова-на-Дону, Вязьмы, Новороссийска и других. В городах восстанавливались пострадавшие исторические памятники и сооружения. Ускорились темпы восстановления крупнейших промышленных центров: Ленинграда, Сталинграда, Киева, городов Донбасса. Правительство выделило на восстановительные работы в этих городах значительные финансовые средства, строительные материалы, кадры рабочих.
Планировались также восстановительные работы в сельской местности. В 1946 году сельскому населению 22 областей, подвергшихся оккупации, был дан кредит 107,3 млрд. рублей. Сами колхозники, многие из которых жили в землянках, создавали строительные бригады. За пятилетку в сельской местности было возведено 2 698 тысяч жилых домов. Школы, клубы, библиотеки строились в основном или за счет самообложения колхозников, или методом «народной стройки».
Большой вклад в дело восстановления разрушенных городов внесли организации, например, ВЛКСМ, насчитывающий к началу 1946 года в своих рядах 7,5 млн. молодых людей, взял шефство над восстановлением пятнадцати старинных русских городов. Только во внеурочное время комсомольцы отработали 25 млн. часов при восстановлении городов (из них на восстановление Ленинграда - 8,5 млн. часов). Из вышеизложенного можно сделать вывод, что проблеме преодоления разрухи уделялось большое внимание.
Не менее важной проблемой являлась финансовая нестабильность. Довоенная прочность финансовой базы страны была нарушена, и финансовая система была неспособна обслуживать рост общих расходов после войны. Если доходы населения (фонд заработной платы, пенсий и пособий) выросли с 1940 по 1945 с 170 до 222 млрд. рублей, то товарооборот (в ценах соответствующих лет) уменьшился со 175 до 160 млрд. рублей. Для решения этой проблемы 27 мая 1947 года Политбюро создало комиссию для выработки проектов постановлений о денежной реформе под председательством В.М.Молотова. В результате проект реформы был подготовлен. Внесено было предложение « по максимальному увеличению производства для продажи населению таких товаров ширпотреба, как радиоприемники, патефоны, швейные машины, велосипеды, мебель, посуда, галантерея и др.», а также по развитию местной и кустарной промышленности. Т.е. руководство страны решило за счет некоторого увеличения производства товаров широкого потребления из оборота изъять часть денежной массы.
Существовали также государственные программы для преодоления проблем сиротства. Прежде всего - это забота о таких детях.
Во всех попечительских документах, регулирующих устройство детей, оставшихся без попечения родителей, признавались преимущества семейного воспитания. Традиция воспитания приемных детей в семье, всегда существовавшая в России, не умерла с внедрением государственной системы помощи сиротам. Немаловажный был и материальный фактор. Устройство ребенка в приемную семью значительно снижало или полностью освобождало государство от расходов на него. По разным регионам в 1945 году на воспитание в приемные семьи было передано от 53 до 76% всех детей, оставшихся в этот год без попечения родителей, от 16 до 27% - в детские дома. Общая доля мест трудоустройства - 10% (ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО, колхозы, совхозы, промышленные предприятия).
Предусматривались различные условия передачи детей в приемные семьи - опека или попечительство, патронат или усыновление - 46,8 % - брали ребенка на условиях патроната. Патронат предусматривал заключение договора государственных органов попечительства с семьей о воспитании приемного ребенка и выплату семье пособия. Как ни мало было пособие, в условиях того времени оно служило известным стимулом для многих.
Доля опекунства составляла 43,2 % в 1945 году. Опекунами, как правило, становились родственники ребенка, которыми двигали преимущественно родственные качества, а не материальный расчет. Пособие опекунам обычно не выплачивалось, предполагалось, что средства на содержание ребенка давала пенсия или страховка после смерти родителей, личный заработок или стипендия, если подросток работал или учился.
Усыновленных сразу после войны было немного - 10%. Это объяснялось тем, что многие дети не верили в гибель своих родителей и продолжали их ждать. Большинство усыновлений в 1945-1946 годах приходилось на родных отцов, не состоявших с матерью в браке. По действовавшим тогда законам, если брак не оформлялся, отцовство не признавалось. Усыновление же было облегчено. Оно давало максимальную степень близости приемных родителей с детьми, но не предполагало никакой материальной поддержки со стороны государства.
В целом же существовавшая в послевоенные годы система социальной защиты детей-сирот выполнила свои функции. В короткие сроки была ликвидирована детская беспризорность. Дети, оставшиеся без родителей, получали необходимое, чтобы стать полноправным гражданином общества. Действовала система контроля за положением детей-сирот: регулярная отчетность о здоровье и успеваемости воспитанников детских учреждений и приемных детей. Но были и проблемы - система воспитания и образования в детских учреждениях была унифицирована и не учитывала специфические потребности детей, оставшихся без родителей. Государственная помощь детям-сиротам не компенсировала неравенства их социальных возможностей. Детские дома не могли заменить семью.
Установленный правительством порядок привлечения рабочих на стройки, предприятия и сезонные работы предусматривал заключение индивидуальных трудовых договоров между рабочими и теми предприятиями и ведомостями, которые приглашали их на работу.
Оргнабор стал важным рычагом мобилизации трудовых ресурсов страны на те участки трудового фронта, которые нуждались в быстром обеспечении кадрами. В 1946-50 годах путем организованного набора в промышленность, строительство и на транспорт СССР было привлечено около 4 миллионов рабочих. Особенно важное значение набор имел для обеспечения рабочей силой промышленности и транспорта Сибири и Дальнего Востока.
Изъявившим желание поехать на постоянную работу в эти районы государство оказывало материальную помощь, в строительстве домов, приобретении одежды, обуви, обеспечивало бесплатное перебазирование семьи на новое место жительства.
Важный вклад в решение проблемы кадров вносила система государственных трудовых резервов: за пять послевоенных лет она дала промышленности, строительству и транспорту около 3,4 миллионов молодых рабочих. Заметную лепту вносили проводившиеся по инициативе комсомола, организованные массовые общественные призывы, молодежи на стройки и предприятия.
В 4-м пятилетнем плане была намечена широкая программа профессионального обучения молодежи. Предполагалось подготовить в учебных заведениях системы государственных трудовых резервов 4,5 млн. квалифицированных рабочих, обучить непосредственно на производстве 7,7 млн. рабочих, повысить квалификацию 13,9 млн. человек.
Выделялись помещения под учебные заведения, за школами закрепляли ФЗО и училища промышленные предприятия. Десятки предприятий передали своим подшефным сотни станков, тысячи единиц рабочего инструмента. Силами шефов были оборудованы учебные помещения для занятий. Если в 1946 году учебные заведения трудовых резервов Москвы выпустили 12 727 человек, то в 1948 - вдвое больше.
Расширение материально-технической базы у заведений трудовых резервов позволяло из года в год увеличивать выпуск. В 1946 году на промышленные объекты народного хозяйства было направлено 376 255 молодых рабочих, в 1947 - 799 109, а в 1948 - 998 007.
Большое внимание уделялось укреплению руководящих и преподавательских кадров школ ФЗО и училищ. В целях повышения профессионального уровня преподавательских кадров были созданы центральные курсы усовершенствования и повышения квалификации с филиалами на местах. Для подготовки мастеров производственного обучения системы трудовых резервов были открыты техникумы, в которых в 1947 - 19 49 годах прошли подготовку 5 тыс. человек. При областных управлениях трудовых резервов были организованы кратковременные курсы, на которых только в 1948 году 46 тыс. мастеров и воспитателей изучали вопросы педагогики и психологии.
Кроме того значительное распространение получила такая форма повышения производственной квалификации, как школы передового опыта. Их деятельность была направлена на изучение эффективных форм работы, применение которых позволяло более экономно расходовать сырье и материалы, улучшать качество выпускаемой продукции, успешно осваивать внедряемое в производство оборудование и выпуск новых видов изделий, повышать производительность труда. В целом по стране с 1946 по 1950 годы количество рабочих, занимавшихся в школах передового опыта, увеличилось в два раза. В них прошло обучение 22 % рабочих, повысивших квалификацию.
8.Завершение восстановительного периода и его итоги. Разработка и начало реализации V пятилетнего плана (1951-1955 гг.)
После войны все страны должны были возрождать своё производство и экономику, СССР это удалось почти полностью выполнить в конце 40-х годов, когда начался четвёртый срок. План пятилетки подразумевал не наращивание военной мощи, как раньше, а возрождение утраченного во всех сферах жизни общества в период войны.
Основные достижения четвёртой пятилетки. Всего через два года был достигнут тот же уровень промышленного производства, что и в довоенное время, даже несмотря на то, что планы второй и третьей пятилеток выдвигали суровые рабочие нормы. В 1950 году главные производственные фонды вернулись на уровень 1940 года. Когда заканчивалась 4 пятилетка, промышленность выросла на 41 %, а строительство зданий - на 141 %. В строй снова вступила новая ДнепроГЭС, восстановили работу все шахты Донбасса. На этой ноте закончилась 4 пятилетка.
Пятая пятилетка (1951-1955 гг.). За пятилетку национальный доход вырос на 71, объем промышленной продукции – на 85, продукции сельского хозяйства – на 21 процент, объем капиталовложений (инвестиций) в отечественную экономику – почти вдвое. В 1952 году вошел в строй Волго-Донской судоходный канал. В Иванове вступили в строй первые очереди заводов автокранов, расточных станков, точных приборов.
9.Укрепление обороноспособности СССР
Осуществляя широкие мероприятия по подготовке страны к отпору империалистической агрессии, Коммунистическая партия большое внимание уделяла совершенствованию организации, комплектования Советских Вооруженных Сил, их обучению и воспитанию. Характер военного строительства во второй половине 40-х годов определялся тем, что к этому времени назрела необходимость ликвидировать смешанную территориально-кадровую систему организации армии.
Комплектование армии на кадровой основе потребовало улучшить учет военнообязанных и организацию призыва их в армию на действительную военную службу. В связи с этим были реорганизованы местные органы военного управления: созданы военные комиссариаты в краях, областях, автономных республиках, городах. Количество военкоматов возросло более чем в четыре раза.
Нарастание военной угрозы поставило СССР перед необхо¬димостью ускорения экономического развития, всемерного наращивания военно-промышленного потенциала. С 1939 г. по июнь 1941 г. доля военных расходов в бюджете страны увеличилась с 26 до 43%. Выпуск военной продукции в это время более чем в 3 раза опережал общие темпы промышленного роста. На востоке страны строились оборонные заводы, предприятия-дублеры. К лету 1941 г. там уже находилось почти 1/5 всех военных заводов. Осваивалось производство новых видов военной техники, некоторые образцы которой (танки Т-34, реактивные минометы БМ-13, штурмовики ИЛ-2) превосходили все зарубежные аналоги. 1 сентября 1939 г. был принят закон о всеобщей воинской обязанности. Численность вооруженных сил с августа 1939 г. по июнь 1941 г. выросла с 2 до 5,4 млн. человек.
В 1939 г. была расширена сеть военно-учебных заведений, открыто более 40 новых сухопутных и авиационных училищ. К началу войны офицерские кадры для армии и флота готовились в 19 академиях, на 10 военных факультетах при гражданских вузах, в 7 высших военно-морских училищах, 203 военных училищах. В первой половине 1941 г. в войска было направлено из училищ и академий около 79 тыс.человек.
Однако огромные усилия, предпринимавшиеся для форсиро¬ванного наращивания военно-промышленного потенциала, во многом сводила на нет обстановка физического и морального террора, установившаяся в стране. В результате СССР запоздал с переводом экономики на военные рельсы и реорганизацией армии, кроме того, сама эта работа сопровождалась крупнейшими ошибками и просчетами. Затягивалось производство новых образцов военной техники. Многие конструкторы и инженеры были арестованы, некоторые из них работали в дальнейшем в специальных конструкторских бюро, созданных из заключенных. Из-за репрессий лихорадило целые отрасли оборонной промышленности.
Обострение международной обстановки и рост опасности военного нападения империалистов на СССР вынуждали Советское государство предпринимать энергичные меры к укреплению обороноспособности страны. Ликвидация технико-экономической отсталости Советского Союза, создание могучей тяжелой индустрии явились решающим средством усиления его оборонной мощи. Серьезно способствовало этому и индустриальное развитие восточных районов.
Коллективизация сельского хозяйства, рост его технической оснащенности дали возможность увеличить производство товарного зерна. В годы второй и третьей пятилеток значительно увеличилось производство продуктов сельского хозяйства в северных и восточных районах СССР. Это также имело важное оборонное значение.
Завершение технической реконструкции всех отраслей народного хозяйства создало условия для комплектования Красной Армии технически подготовленными кадрами, способными управлять сложной военной техникой.
Перед лицом военной угрозы Советское государство еще более настойчиво развивало тяжелую промышленность — основу основ могущества страны, создавало резервы металла, угля, нефти и других необходимых материалов. При этом продукция оборонной промышленности увеличилась во второй пятилетке на 268%, в то время как все промышленное производство выросло на 120%. В 1938—1939 гг. рост продукции оборонной промышленности продолжался: в 1938 г. по сравнению с предыдущим годом он составил 36,4% и в 1939 г.— 46,5%.
Быстро росла авиационная промышленность. Строились новые заводы. Две трети основных фондов авиационной промышленности по состоянию на 1 января 1939 г. составляли фонды, введенные во второй пятилетке и в 1938 г. В эти годы авиационная промышленность дала много типов новых самолетов — истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков.
Больших успехов добились советские танкостроители. С 1934 по 1939 г. танковый парк увеличился вдвое, количество бронемашин — в 7,5 раза. Количество артиллерии в Красной Армии с 1930 по 1939 г. возросло почти в 7 раз, станковых пулеметов — почти в 3 раза.
В годы первой и второй пятилеток укрепились также военно-морские силы Советского Союза. Был создан мощный подводный флот, проведена модернизация действующих кораблей. В третьей пятилетке велось строительство большого морского и океанского флота, необходимого для защиты морских границ