Фрагмент для ознакомления
2
Дисциплина «Теория менеджмента»
1. Понятие менеджмента. Классификация подходов и школ менеджмента
Менеджмент - специфический вид деятельности, который занимается управлением.
1. Классическая (традиционная) школа,родоначальником которой считается Ф. Тейлор, последователями Ф. Тейлора были Л. Гьюлик, Дж. Муни, А. Рилей, Э. Бреч, Д. Аллен, А. Файоль, Л.Ф. Урвик, М. Фоллетт, Р. Шелтон.
Представители этой школы рассматривали организацию как формальную, закрытую систему, никак не связанную с внешней средой. Классическая школа способствовала зарождению «научного управления». К недостаткам классической школы следует отнести недооценку человеческого фактора, упрощенное представление о мотивах человеческого поведения.
2. Школа «человеческих отношений»(человеческого поведения). Наиболее яркими представителями этой школы являются Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Р. Лайкарт, К. Арджирис, Д. Макгрегор и др.
Представители этой школы основное внимание уделяли изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей, проблемам «конфликта и сотрудничества», «неформальной организации», «коммуникационных барьеров».
3. «Эмпирическая» школа.Важные исследования, основанные на изучении практического опыта, проводились такими учеными, как П.Ф. Друкер, Г. Дэвис, X. Дейл, А. Слоун (мл.), Л. Эппли, А. Чандлер, Э. Плоумен, А. Коул, А. Свенсон, У. Бенине, Т. Ливитт и др.
Представители этой школы в своих работах интегрировали два предыдущих подхода: классический и подход с точки зрения «человеческих отношений».
Ученые, придерживающиеся в своих исследованиях школы «эмпирического» подхода, являются в большинстве своем крупными менеджерами и непосредственно связаны с американскими корпорациями. Так, например, П.Ф. Друкер - профессор менеджмента в Высшей школе бизнеса при Нью-Йоркском университете, советник по вопросам «деловой политики» и управления крупных американских фирм, таких, как «Дженерал Моторс», «Крайслер», «ИБМ» и др. А. Чандлер - профессор Массачусетского технологического института, Р. Дэвис - профессор, декан факультета менеджмента в Огайском университете, Э. Дейл - президент «Э. Дейл ассошиейтс» и консультант ряда крупных американских фирм.
Среди представителей этой школы много экономистов, социологов, психологов, инженеров, успешно сочетающих теоретические исследования с практической деятельностью на предприятиях. Некоторые из них возглавляют крупные предприятия.
4. Школа «социальных систем».Духовным отцом школы «социальных систем» является Честер Барнард. Другой представитель этой школы Герберт Саймоне - профессор Технологического института Карнеги, который считается научным центром школы «социальных систем». С этим центром связаны имена таких ученых, как Игорь Ансофф, Ричард Сайерт, Джеймс Марч.
Теоретики этой школы рассматривают организацию как систему, единое целое. К вопросам организации управления они подходят с позиций системного подхода. Они изучают основные составляющие элементы системы, их влияние друг на друга и на систему в целом. Кроме того, они исследуют влияние значительного числа переменных факторов на организацию как систему управления и на ее цели.
5. «Новая школа науки управления». Вней нашли отражение новейшие тенденции в теории и практике управления в США.
«Новая школа» базируется на системном изучении процессов принятия решения с применением математических методов и новейших технических средств, включая ЭВМ. С помощью этих методов школа стремится достичь повышения рациональности решений.
Общеметодологические концепции системного подхода разработаны Л. Берталанфи, А. Рапопортом, К. Боулдингом.
Внутри этой школы можно выделить несколько направлений: исследование операций (Р. Аккоф, Д. Экман), общая теория систем (У. Хитч, А. Энтховен, Ч. Щульц, Э. Квейд), эконометрика (Я. Тинберген, Л. Клейн, А. Гольдбергер, В. Леонтьев).
Приведенная Д.М. Гвишиани классификация школ довольно условна, так как не учитывает оттенков всех взглядов.
Представители отдельных школ в своих исследованиях широко используют положения, теории и идеи других школ. Несмотря на то, что «новая школа» находится в стадии становления и развития, у нее довольно много последователей.
2. Школа научного управления. Классическая (административная) школа в управлении. Сходство и различие школ
Первая классическая школа - школа научного управления (1885-1920 гг.) получила развитие в Соединенных Штатах Америки. Основоположником школы стал Ф. Тейлор, признавший менеджмент отдельной научно-исследовательской областью. Авторы посвятили исследования нескольким направлениям:
- проблемам управления производством;
- вопросам повышения эффективности производства;
- выявление рисков и их влияние на принятие решения.
В основе системы В. Тейлора лежит ряд положений и принципов:
Первый - принцип разделения труда, то есть работы, которая выполняется экспертами, делится на отдельно взятые операции.
Второй принцип - измерение труда (выявление конкретной шкалы оценки для определения эффективности трудовой деятельности отдельного сотрудника и целый коллективов).
Третий принцип - принцип инструктирования. Эксперты устанавливают стандарты, которым должны соответствовать сотрудники. Но их деятельность окажется невозможной без принципа стимулирования, включающего мотивацию и механизмы для повышения эффективности сотрудников и качества деятельности.
Второй представитель данной школы - Г. Форд, являющийся создателем системы, где на первом месте стоит технология и технические приспособления для массового производства товаров. Человек становится частью технологического процесса, а сама система соответствует нескольким принципам:
- непрерывность;
- подвижность (гибкость);
- максимальные темпы осуществляемой деятельности;
- точность;
- экономический эффект системы;
- независимость от деятельности человека.
Школа административного управления
Вторая школа управления была ориентирована на разработку принципов управления деятельностью внутри компании. Школа активно развивалась с 1920 до 1950 года, в рамках нее было сформулировано понятие структуры компании, где все элементы связаны друг с другом.
Основоположник школы административного управления - В. Файоль. Им были сформулированы основные принципы управления организацией:
- власть и разделение труда,
- дисциплина и единство в распорядительстве,
- единство руководящих решений и подчинение частных интересов общим,
- централизация и скалярная цепь,
- наличие инициативности и вознаграждений.
А. Файоль делал упор на значимых аспектах, которые необходимо учитывать при организации управленческой деятельности внутри компании разного порядка. Это равенство сотрудников и руководителей, когда речь идет о достижении поставленных целей, инициативность, исходящая со стороны сотрудников, отсутствие наказаний (штрафная деятельность сохраняется, но человека не наказывают за высказывание личного мнения, внесение предложений по изменениям в организации и принятию решений), единение персонала. Таким образом, руководители и сотрудники погружаются в процесс принятия решений, осуществляют деятельность, сопоставляя личные цели общим. Задача руководства - достижение конкретного результата, вывод компании на новый уровень и поддержка имиджа организации. В управлении руководители опираются на ряд принципов, сочетая их друг с другом или выделяя несколько наиболее подходящих под стиль управления.
3. Школа человеческих отношений
Основные тезисы теории Мейо заключались в следующем:
- люди в большей степени мотивируются своими социальными потребностями и ощущают личную индивидуальность благодаря отношениям с окружающими;
- в результате рационализации трудового процесса работа потеряла свою привлекательность и люди ищут удовольствие в социальных взаимоотношениях;
- люди более восприимчивы к влиянию равных им людей, чем к побуждающим и контролирующим средствам влияния со стороны руководителя;
- работник эффективно выполняет распоряжение, только если руководитель сможет удовлетворить его социальные потребности и желание быть понятым.
Задача менеджмента компаний при таком подходе к управлению заключалась в развитии эффективных неформальных контактов внутри компании. Исследования показали, что такого рода взаимодействие обладает весомой организационной силой.
Согласно концепции «человеческих отношений» на производстве, рекомендовалось придерживаться следующих принципов:
- человека надо уважать и рассматривать как часть коллектива;
- основная обязанность руководителя заключается в убеждении каждого подчиненного в том, что он – часть большого коллектива;
- руководитель должен рассказывать о своих рабочих планах подчиненным, обсуждать с ними поставленные цели и задачи, побуждать их участвовать в процессах планирования и принятия решений;
- в ограниченных пределах сотрудникам необходимо разрешить самостоятельно определять задачи и контролировать выполнение своих планов;
- участие сотрудников в коммуникациях различного рода и принятии решений способствует удовлетворению их потребности в проявлении инициативы и признании.
4. Количественная школа управления
Новая или количественная школа управления – это школа, чье появление стало следствием развития количественных методов, применяемых в обосновании управленческих решений, которая предусматривает использование в управлении методов кибернетики, математики, статистики, теории вероятности и компьютерных технологий.
В 1960-х начались разработки управленческих концепций, базирующиеся на применении математического аппарата. Стали применяться новые элементы планирования внутри компаний:
- имитационные модели для принятия решений,
- инструменты анализ в условиях неопределенности,
- математическое обеспечение для принятия управленческих решений.
Представители количественной школы внесли вклад в развитие менеджмента как науки:
- углубили понимание сложности проблем управления за счет использования разнообразных математических моделей,
- развили возможности использования количественных методов для оказания поддержки в принятии решений.
5. Зарубежные модели менеджмента. Особенности американской, японской и западноевропейской моделей менеджмента
Американскую модель в целом можно охарактеризовать как демократическую. Здесь высокие требования к нормативно-правовой базе, открытости информации и сведений об акционерах. Американская школа уделяет большое внимание уделяет активизации человеческого фактора, инновациям, диверсификации выпускаемых товаров и услуг, а также ориентируются на разработку и реализацию долговременных стратегических планов.
Японская модель менеджмента — система управления персоналом, сформированная под воздействием творческого освоения зарубежного опыта в сфере организации и управления и дальнейшего последовательного сохранения национальных традиций.
Японская модель менеджмента основана на философском подходе, считающим человеческие ресурсы основным фактором богатства.
С развитием Евросоюза понятие «европейская модель менеджмента» стало достаточно широко использоваться. Это понятие обобщает совокупность черт управления Германии, Великобритании, Италии, Испании, Франции, Финляндии, Швеции и других европейских стран. При этом каждое государство имеет свои исторические, экономические и культурные пути развития, что и повлияло на формирование национальных управленческих черт европейских стран. Таким образом, европейская модель менеджмента представлена совокупностью различных национальных моделей. Важную роль в эволюции модели играет Великобритания. Британская модель характеризуется осуществлением быстрого и плавного перехода от специализации ручного труда к автоматизации, что явилось толчком к повышению квалификации специалистов, развитию и внедрению инноваций и изобретательства в промышленное производство.
Хотелось бы сказать еще пару слов о менеджменте в Германии. Впечатляющие результаты экономики этой страны свидетельствуют о том, что менеджмент на предприятиях грамотно организован, компании имеют эффективных управляющих. Главная цель менеджмента немецких предприятий – это получение максимальной выгоды и обеспечение выплат дивидендов акционерам предприятия. Важное место в управлении организациями отводится социальным вопросам и вопросам мотивации персонала.
Однако на современном этапе развития не у всех стран в управленческой деятельности все гладко, не все умеют быстро приспосабливаться к новым условиям.
Европейская модель менеджмента, как и любая другая, имеет существенные отличия от моделей Японии и США, отличительной чертой которых является достаточно жесткий подход к вопросу управления персоналом. Большинство европейских стран (Норвегия, Англия, Швеция и Голландия) интенсивно развивают принципы менеджмента, предоставляющие возможность каждому сотруднику принять определенную роль в управленческом процессе. Помимо этого, европейская модель менеджмента развивалась в направлении определения человеческого поведения при оказании на него коллективного воздействия. Таким образом, данной управленческой моделью довольно давно уже предугадывался статус человека «социального». Изучая европейский менеджмент, необходимо вспомнить такого выдающего человека, как канцлер Германии Л. Эрхард, занимавший должность министра экономики. Именно под его управлением в послевоенные годы Германия смогла достичь высокого экономического подъема.
В настоящее время модель менеджмента, созданная предприятиями европейских стран, применяется в управлении организациями во всех частях света. Сравнительный анализ основных моделей менеджмента (европейской, американской и японской), так непохожих друг на друга когда-то, в современном разрезе показывает их близость друг к другу. Именно поэтому они все применимы на разных континентах, при работе с совершенно разными людьми. Переплетаясь с другими моделями, европейская управленческая концепция легла в основу новых теорий управления предприятиями и людьми. К примеру, русская модель менеджмента, которая сейчас находится только на пороге своего становления, имеет в том числе и европейские корни.
6. Современная концепция менеджмента. Системный подход к определению сущности организации
Наиболее известными (признанными) современными концепциями менеджмента считаются концепция адаптации, концепция глобальной стратегии и концепция целевой ориентации. [c.68]. Современные концепции менеджмента наиболее полно характеризуют поведенческая школа и количественный подход в управлении.
Системный подход - это подход, при котором любая система (явление, процесс, какой-либо объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход.
Системный подход - это не набор каких-либо принципов или руководств для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.
7. Внутренняя и внешняя среда организации. Жизненный цикл организации
Внутренняя среда организации содержит в себе потенциал, дающий ей возможность нормально функционировать.
Внешняя среда является источником ресурсов, необходимых для поддержания внутреннего потенциала организации.
Таким образом, организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой.
Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. Эта концепция рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами): становление, рост, зрелость, смерть. Но последний этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное создание обязательно должно умереть.
8. Менеджер как субъект осуществления управленческой деятельности
Успех любой компании в первую очередь зависит от качества управленческих решений, т.е. от людей, которые осуществляют управление компанией.
Менеджер — это один из членов организации, который осуществляет управленческую деятельность и решает управленческие задачи. В современном понимании менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный определенными полномочиями в области принятия решений по отдельным видам деятельности в конкретной организации.
Менеджер — это человек, который принимает управленческие решения и несет ответственность за их результаты. В зависимости от структуры управления организацией в роли менеджера могут выступать CEO, CFO, CCO, CRO, CIO и т.п.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
- к руководителю организации в целом или ее подразделений (департаментов, управлений, отделов, филиалов, отделений, представительств и т.п.);
- к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых (рабочих) групп;
- к руководителю по отношению к подчиненным;
- к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.
Менеджер — это субъект управления, представитель особой профессии, имеющий специальную подготовку, занимающий управленческую должность, в соответствии с которой он ставит цели и разрабатывает меры и средства их достижения.
9. Законы организации. Организационные структуры
Общие законы организации действуют во всех материальных системах. К основным из них относятся:
- закон синергии
- закон самосохранения
- закон развития
- закон соответствия разнообразия управляющей системы, разнообразия управляемого объекта
- объективный закон приоритета целого над частью
- общий закон учета системы потребностей
Организационная структура организации– это комплекс подразделений компании и их взаимодействие, в рамках чего происходит распределение задач и обязанностей, по которым определяются полномочия руководителей и должностных лиц.
Известно несколько вариантов организационных структур: линейные; функциональные; адаптивные; дивизионные; линейно-функциональные.
10. Принципы структуризации и процессуализации
Процесс и структура – две неразделимые вещи. Процесс – это последовательная смена состояний системы. Принципы динамической организации (принципы процессуализации). 1. Прямоточность: этот принцип означает обеспечение наиболее экономичного и кратчайшего движения предметов труда по ходу производственного процесса.
Принципы структуризации:
1. Целеполагание – рациональная структура должна быть направлена на осуществление главных целей организации, в том числе миссии и стратегических целей.
2. Приоритет функций над составом звеньев – в организации необходимо обеспечить соответствие типов структуры и ее конфигурации комплексу реализуемых ею функций.
Принципы процессуализации – совокупность концептуальность положений, определяющих правила построения производственных и управленческих процессов во времени и согласовании материальных, информационных и других потоков между подразделениями (исполнителями).