Фрагмент для ознакомления
2
Экзистенциальная драма - драматические произведения, выросшие на основе распространения экзистенциализма в философии и литературе первой половины двадцатого века. Экзистенциализм появляется в период интенсивного переживания кризиса европейской цивилизации ХХ века как истощение духовного чувства и содержащихся в нем ценностей. Это ведет к осознанию вечной трагедии человеческой судьбы и тщетных намерений преодолеть ее, реконструировать идеологические установки самой личности, покинутой в одиночестве посреди враждебного мира, изнутри. Экзистенциализм в драме знаменует собой возвращение к единственному, к индивидуальному существованию, поскольку существует философски обоснованная структура для выбора себя в трагических и пограничных ситуациях. Ссылка на неизменную судьбу человека ведет к особому виду искусства, параболической аллегории, когда постулаты трагического гуманизма экзистенциалистов снова и снова проверяются в параболических пьесах, в подчеркнутом изменении надежности жизни.
Рождением современного экзистенциалистского театра мы обязаны Жан-Полю Сартру, основателю атеистической ветви экзистенциализма. В основной работе Сартра «Бытие и ничто» он пишет, что люди несут ответственность только за свои собственные действия. Человек может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности.
Сартр действительно пытался создать новое психологическое направление - экзистенциальный психоанализ. В частности, некоторые его исследования представляют собой опыт применения экзистенциализма к жанру биографии. Не секрет, что Сартр разделял психоаналитические идеи о том, что расшифровка человеческого поведения требует раскрытия значения действий и раскрытия значения каждого действия. По его мнению, заслуга Фрейда заключается в том, что основоположник психоанализа обратил внимание на скрытую символику и создал особый метод, позволяющий раскрыть сущность этой символики в контексте взаимоотношений врача и пациента.
Философия свободы, экзистенциального выбора и ответственности в «театре ситуаций» Жан-Поля Сартра. «Театр ситуаций» как целостное экзистенциалистское понятие театра. Экзистенциализм как источник новой театральности. Взгляд на человека через призму конкретной «ситуации» его существования. История как разнообразие ситуаций выбора. «Ситуация» как уникальный шанс столкнуться с абсурдом. Отказ от бытовых ситуаций. Смерть в «театре ситуаций» как наиболее разносторонний материал, а потому «поистине театральный». Абсолютное одиночество героя в «театре ситуаций». Свободный выбор героя в глобальной ситуации и проявление в нем морального роста личности. «Задача драматурга - выбрать среди всех пограничных ситуаций ту, которая лучше всего выражает его тревогу, и представить ее аудитории в форме вопроса, который ставится перед определенными формами свободы». Идея личной ответственности каждого, призыв к разуму, воле «отдельного человека». Экзистенциальная основа философско-драматической интерпретации древнегреческого мифа в спектакле «Мухи».