Фрагмент для ознакомления
2
Фактически передовой опыт в своем развитии и массовом освоении дважды сталкивается с опытом, имеющим знак «минус». Вначале он оказывается обязанным ему своим возникновением, ибо, как известно, новое приходит на смену старому, преодолевает его, чтобы занять место того, что перестало удовлетворять. Впоследствии после общественного признания передового педагогического опыта происходит его столкновение с опытом отрицательным, устаревшим. Таким образом, отражение педагогической действительности будет более глубоким и разносторонним, если объектом специального научного анализа наряду с передовым станет и его антипод — отрицательный педагогический опыт. С гносеологической точки зрения такой подход не только правомерен, но и единственно правилен. Он отвечает известному требованию — рассматривать исследуемое во всех его связях.
В общем цикле научного исследования опыт стоит в его начале и в конце. Педагогический опыт, т.е. практика, выступает как источник познания и как объект преобразования на основе научного обобщения образцов. Такова типичная логика познавательного процесса, основанного на законах гносеологии.
Группируя педагогический опыт по разным основаниям, И.К. Журавлев предлагает следующую его классификацию: по качеству: передовой, положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, нерациональный, отрицательный. Отрицательный, в свою очередь, имеет следующие разновидности — устаревший, негативный, отстающий, ошибочный; по масштабу: единичный, типичный, индивидуальный.
групповой, коллективный, массовый; по новизне и значимости: новаторский и модифицирующий.
Обратимся к источникам изучения передового педагогического опыта и дадим их краткий обзор. Все их разновидности можно отнести к одной из трех групп: зафиксированный в письменной форме; зафиксированный в памяти лиц, способных устно освещать его содержание; наконец, незафиксированный живой опыт конкретной деятельности, поддающийся визуальному наблюдению, описанию.
Значительный интерес для научного анализа представляют рукописные (машинописные) формы отражения передового педагогического опыта. В каждом городе, области, крае, республике и в стране систематически проводятся различные научные и методические конференции. Доклады ученых, педагогов, руководителей образовательных учреждений — неиссякаемый, непрерывно пополняющийся фонд педагогического творчества, мудрости, открытий, находок. С материалами или тезисами докладов этих конференций можно ознакомиться в библиотеках. Их изучение и обобщение представляются важнейшей задачей исследователей.
Определенную информацию исследователь может извлечь из создаваемых в методических кабинетах большинства образовательных учреждений картотек передового педагогического опыта.