Фрагмент для ознакомления
2
Поэма обладает литературным своеобразием, свойственным одновременно фольклорному повествованию и эпопее: язык ее максимально приближен к народному говору, используется лексика крестьян, и в повествовании нет, как в любой эпопее, главного героя, хотя критика неоднократно поднимала вопрос о его присутствии.
Проблемы, которые поднял Некрасов в своей поэме, очень многообразны и касаются жизни разных слоев общества: алчность, бедность, безграмотность, мракобесие, безграничное терпение и жажда бунта, угнетенность. Но ключевой проблемой произведения является понятие счастья, которое каждым персонажем решается по собственному разумению.
15. Путь к роману в творчестве Тургенева
Творчество Тургенева берет начало в университетской жизни. В юношеские годы Иван Сергеевич тяготел к написанию стихов, пытался подражать Гомеру. Но эти произведения были признаны неудачными. Далее на протяжении почти 20 лет Тургенев пытался писать стихи и различные пьесы, эти произведения сохранились, но художественных ценность их несравнима с его романами. Хотя со временем в его стихах чувствуется поэтическое мастерство, и он написал целый сборник стихов, но он был в большей мере прозаиком и тяготел к прозаическим формам.
Однако первые произведения, которые создает Тургенев, являются отнюдь не романами, он, начиная с небольших рассказов и повестей, они с успехом выходят свет в конце сороковых годов, и получают признание общественности.
Крепостному праву посвящены его ранние произведения, также эта тема поднимается на протяжении всего творчества в шестидесятых годах. В конце пятидесятых годов Тургенев входит в комиссию, которая готовит проект по отмене крепостного права в России, и он сам не иллюзорно видит проблемы крепостничества и необходимость с ними работать.
В своем творчестве Тургенев продолжает развивать традиции литературы предшественников, в частности традиции, заложенные Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. Отсюда - глубокий психологизм, который автор проявляет в своих произведениях, также некая склонность к натурализму, ведь обилие художественных деталей было свойственно Гоголю, а Гоголь считается основоположником натуралистического направления в русской литературе, хотя конечно вершины этого направления стало творчество Гончарова. Тургенев рисует не просто героев, его герои - личности с явно показанным внутренним миром, насыщенными внутренними конфликтами, но это уже не романтизм, которому также свойственны яркие конфликты. Тургенев остается в реалистическом ключе и даже в его повестях, где герой напрямую сталкивается с испытанием любовью, мы видим, что автор остается в рамках реализма («Вешние воды»).
Тем не менее, именно испытание любовью становится ключевым в творчестве Тургенева. Через него он проводит всех своих героев: и Рудин в романе «Рудин», и Базаров «Отцах и детях и герой романа «Дым», и герои «Дворянского гнезда» - все они сталкиваются прежде всего с любовью, кто-то преодолевает это испытание, кто-то- нет.
По мнению Тургенева, любовь раскрывает в человеке одновременно и прекрасные, и ужасные его черты. Человек в состоянии влюблённости способен как разрушать свою или чужую жизнь, так и созидать нечто бесконечно прекрасное.
Обычно именно по этим двум позициям разделяются герои Тургенева. Так в «Отцах и детях» Базаров является разрушающим началом в столкновении с испытанием любви, в то время как Аркадий - человек созидательный, и можно сказать, что жизнь Аркадия - это пример жизни абсолютно счастливого идеального человека.
Помимо испытания любовью, другим характерным приемом для романов Тургенева является выстраивание позиций антитезы. Антитеза заявлена в названии «Отцов и детей», но свойственна и в целом всему творчеству Тургенева. Антитеза проявляется как на идейном уровне столкновения, так и на более банальном - среди синтаксических конструкций.
Продолжая рассматривать «Отцов и детей», можно сказать, что к уровню идейных оппозиции относится противопоставление Базарова и Аркадия, где Аркадий является скорее зеркальным двойником Базарова, нежели прямым его антиподом. Кроме того, Павел Петрович Кирсанов старший из братьев Кирсановых, входит в прямую конфронтацию с идеями Базарова с его образом жизни, и в целом представляет собой позиции поколения отцов.
Между тем, у литературоведов вызывает большие споры, является ли заявленное название «Отцы и дети» прямым противопоставлением отцов детям, или же - это все же союз, где «и» несёт соединительные функции. В таком случае роман показывает, что необходимо найти некую гармонию во взглядах.
Тургенев всегда искал для себя героя, способного изменить привычный порядок вещей, этакого революционера, но не романтического, а реалистического. Так сложилась жизнь писателя, что ему хотелось изменить в России то, что ему не нравилось, но сам он так и не сумел предпринять решительных шагов на этом поприще, потому позволил это сделать своим героям.
Иной характерный чертой для творчества Тургенева являются длинные, подробные, пространные, наполненные глубоким чувством, глубокой любовью к описываемому, описания пейзажей. Автор пытался отразить не только любовь к родной стране, но её мощь, её широту и её независимость, и даже её дремучесть. Такой представляется Россия в «Записках охотника».
Композиция романа Тургенева в большинстве своем линейна, разве что можно отметить, что в некоторых из них появляются слишком объемные лирические отступления, посвященные описаниям природы, либо философским идеям автора.
16. Лишний и новый человек в русской литературе
«Лишний человек» - это хорошо образованный, умный, талантливый и чрезвычайно одаренный герой (мужчина), который в силу различных причин (как внешних, так и внутренних) не смог реализовать себя, свои возможности. «Лишний человек» ищет смысла жизни, цели, но не находит ее. Поэтому он растрачивает себя на жизненные мелочи, на развлечения, на страсти, но не чувствует удовлетворения от этого. Часто жизнь «лишнего человека» заканчивается трагически: он погибает или умирает во цвете лет.
Родоначальником типа «лишних людей» в русской литературе считается Евгений Онегин из одноименного романа А. С. Пушкина. По своему потенциалу Онегин – один из лучших людей своего времени.
Следующим представителем типа «лишних людей» является Григорий Александрович Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В этом герое отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19 века – развитие общественного и личностного самосознания. Поэтому герой, первый в русской литературе, сам пытается понять причины своего несчастья, своей отличности от других.
Галерею «лишних людей» в русской литературе продолжает Владимир Бельтов – герой романа А.И. Герцена «Кто виноват?» Это дворянин, получивший прекрасное образование и воспитание. Автор так описывает своего героя: «он был так благороден, что-то такое прямое, открытое, доверчивое было в нем, что смотрящему на него становилось отрадно для себя и грустно за него». Действительно, воспитание Бельтова было совершенно оторвано от жизни. Герой видел мир сквозь розовые очки, сквозь идеалы Руссо и своего швейцарского гувернера. Он пытался заняться многим, но ничто его не удовлетворяло в жизни. Он слишком много размышлял и сомневался. Можно сказать, что этот герой трусит перед жизнью, поэтому он никогда не найдет в ней свое место.
Следующими в веренице «лишних людей» выступают герои И.С. Тургенева. В первую очередь, это Рудин – основной персонаж одноименного романа. Его мировоззрение сложилось под влиянием философских кружков 30-ых годов 19 века. Рудин видит смысл своей жизни в служении высоким идеалам. Этот герой – великолепный оратор, он способен вести за собой, зажигать сердца людей. Но автор постоянно проверяет Рудина «на прочность», на жизнеспособность. Герой этих проверок не выдерживает. Выясняется, что Рудин способен только говорить, реализовать на деле свои мысли и идеалы он не может. Герой не знает реальной жизни, не может оценить обстоятельства и свои силы. Поэтому и он оказывается «не у дел».
Новый человек – это образ типичного представителя нового поколения борцов за свободу и искателей всеобщего счастья. Мировоззрение Чернышевского, словно зеркало, отражает черты «новых людей», образы которых он нарисовал в своем романе «Что делать». Сходные умонастроения суммируются в некое психологическое единство и переживаются как отличия «новых людей» второй половины XIX века от предыдущего поколения. Для нового поколения характерно то, что оно стоит в резкой оппозиции к предыдущему. Оно упрекает своих предшественников в романтизме, смеется над культом искусства и любовью к отвлеченному мышлению. Новое поколение защищает реализм, ищет опоры в знании, что порождает чуть ли не религиозное поклонение «точным» наукам, особенно естествознанию.
17. Проблема героя в творчестве Гончарова
Роман написан в сложный экономический и политически период, во время отхода от крепостничества. В произведении автор освещает и актуальные вопросы своего времени, и вопросы «вечные», волнующие каждое поколение читателей, такие как смысл жизни.
Социальная проблематика сосредоточена на явлении, названном в дальнейшем «обломовщиной» - тенденции патриархального быта, которая мешает освобождению крестьян и культивирует беззаботный, не рассуждающий стиль жизни. Илья Ильич является представителем этого типа, он олицетворяет собой типичного русского помещика.
Носителей новых ценностей, приверженцем активной работы является Штольц, он же выступает антагонистом Обломова. Он символизирует европейское общество, идущее навстречу стремительному техническому прогрессу, но до определённой степени при этом теряющее свою духовность.
Конфликт произведения заключается в столкновении характеров, но под характерами здесь подразумевается не индивидуальность, а некая национальная идентичность: борьба русского менталитета против интервенции западных ценностей.
Автор не принимает здесь ничью сторону, представляя обоих героев как глубоко драматичных личностей, не умеющих найти равновесия в жизни между поэтичностью и практицизмом. Цель его – показать, что ни одна крайность не хороша.
Автор поднимает проблему лишнего героя, им является Обломов, которому чуждо окружающее его общество, весь меняющийся мир.
Ведущей философской темой произведения является тема любви. Раскрывая отношения между героями, автор изображает несколько типов любви. Первый – романтичные, наполненные высоким чувством и вдохновением, но быстротечные отношения между Ольгой и Обломовым.
Совершенно иной предстает любовь между Обломовым и Агафьей. Чувства Ильи Ильича походили больше на любовь сына к матери.
Третий тип любви Гончаров раскрывает на примере семьи Штольца и Ольги. Их любовь зародилась на почве прочной дружбы и полного доверия друг к другу, однако со временем чувственная, поэтичная Ольга начинает осознавать, что в их стабильных отношениях все же не хватает того великого всеохватывающего чувства. Таким образом, автор в итоге не выводит картины идеальной любви, и это обусловлено тем, что, как уже сказано выше, он не дает и картины идеального героя, который может быть благополучен и счастлив.
Основной тематикой произведения является поиск счастья. В произведении ни один из героев не находит истинного счастья – даже Обломов, который в конце произведения якобы получает то, о чем мечтал всю жизнь. Сквозь пелену засыпающего, деградирующего сознания Илья Ильич просто не мог понять, что путь разрушение не может привести к истинному счастью. Нельзя назвать счастливыми и Штольца с Ольгой – несмотря на семейное благополучие и спокойную жизнь, они продолжают гоняться за чем-то важным, но неуловимым, что они ощущали в Обломове, но так и не смогли поймать.