Фрагмент для ознакомления
2
1. Различия между общим и специальным менеджментом.
2. Функции и методы специального менеджмента.
1. Общий менеджмент изучает принципы и закономерности управления социально-экономическими процессами (функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивацию, лидерство). Так, например, стандартные функции управления, или менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль), встречаются в жизни любой организации – и на государственном предприятии, и в коммерческой фирме, и в государственном учреждении.
Специальный менеджмент рассматривает управление специфическими объектами, например, менеджмент в сфере услуг, риск-менеджмент, финансовый менеджмент. В рамках специального менеджмента возможны более детальное дробление объекта управления с выделением все более специфических подсистем.
Объектом общего менеджмента являются, прежде всего, организации, а также люди в организациях, совокупность отношений между ними, возникающих в процессе1 их деятельности.
Деятельность - специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира.
Цель деятельности определяется потребностями личности или общества.
Основными элементами деятельности являются:
• осознание деятельности в виде мотива;
o оценка наличной ситуации;
формулирование цели;
выработка решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию;
выбор средств деятельности;
реализация решения.
Управленческая деятельность – это сочетание различных функций управления, которые представляют собой особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на объект управления.
Объектом специального менеджмента является организация в условиях ее специфики, ее параметры, структура и процесс деятельности (функционирования), а также особые отношения между людьми, возникающие в процессе такой деятельности. Кроме того, объектом специального менеджмента могут быть некоторые виды специальных процессов (например, процессы модернизации или развития организации, процессы финансирования, изучаемые финансовым менеджментом, или инвестиционные процессы, изучаемые инвестиционным менеджментом).
Предметом менеджмента являются:
• закономерности, общесистемные характеристики, причинно-следственные связи, присущие организации и отражающие условия ее специфики;
• принципы управления организацией;
• методы управления организацией;
• организационные, правовые, экономические и т.п. механизмы достижения целей организации;
• ресурсное обеспечение (персонал, технологии, информация);
• корпоративная культура, поведение людей в конкретной организации;
• организационные компоненты и функциональные направления деятельности конкретной организации.
В настоящее время исследование проблем организации и управления осуществляется в основном на следующих уровнях:
• институциональном;
• организационном;
• деятельном (процессном);
• ресурсном.
Соответственно различают:
• управление институционализацией;
• управление организацией;
• управление бизнес-процессами (операционное управление или управление деятельностью организации);
• управление ресурсами (например, управление персоналом).
Управление институционализацией. Суть управления – развитие организации как института, представляемого эволюционирующими концептуальными, правовыми и организационно-функциональными положениями и компонентами.
Управление организацией. Суть управления - формирование (развитие) организации как целостной единой системы. Уровень представления организации – открытая система; управление организацией - управление ее применением.
Управление деятельностью организации. Суть - управление бизнес-процессами, протекающими в организации. Уровень процесса деятельности организации операционный; управление организацией осуществляется на уровне бизнес-процессов или операций.
Управление ресурсами. Суть – оптимизация ресурсной обеспеченности деятельности организации. Уровень представления – в соответствии с уровнями организации.
2. Функции менеджмента – это анализ и прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие реше¬ний, мотивация, контроль и учет. Все функции менеджмента вза¬имно дополняют друг друга. В деятельности любой организа¬ции - коммерческой или некоммерческой, большой или малой, формальной или неформальной - присутствуют все функции ме¬неджмента. В ряде случаев бывает полезно провести анализ того, насколько полно в управленческой деятельности выполняются все функции менеджмента. Нередко для повышения эффектив¬ности работы организации достаточно выявить те или иные функции, которым не придается должного внимания. Так, на¬пример, в ряде некоммерческих организаций недостаточно чет¬ко осуществляется целеполагание, в государственных органи¬зациях нередко отсутствует должная мотивация, в некоторых государственных и частных организациях не всегда осуществ¬ляется должный контроль.
Методы менеджмента – это способы выполнения указанных функ-ций. Их можно классифицировать по различным признакам: по масштабам применения - общие, относимые ко всей системе, и особенные (специфические), обращенные к отдельным составным частям си¬стемы; по отраслям и сферам применения - в государственном управлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т.д.
Обыч¬но методы менеджмента различаются по содержанию: админист¬ративные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно, так как четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.
Важнейшей отличительной чертой создаваемой рыночной экономики является переход от преимущественно административ¬ных к преимущественно экономическим методам менеджмента и одновременный рост роли социально-психологических методов. В то же время сохраняется различие между методами, применяе¬мыми в государственном и частном секторах. В государственной службе