Фрагмент для ознакомления
2
БИЛЕТЫ К КОМПЛЕКСНОМУ ЭКЗАМЕНУ
Билет 1
1.Введение в педагогическую деятельность. Профессиональные знания и умения учителя начальных классов.
Ответ:
Профессиональные умения учителя — умения, связанные с успешной педагогической деятельностью и положительными результатами в учебной и воспитательной работе с учащимися. Учитель должен:
— иметь ясные представления о социальной роли своей профессии, проявлять интерес к ребенку К8К ЬС объекту деятельности; уметь понимать его потребности и возрастные особенности, обладать педагогической наблюдательностью и тактом, организаторскими способностями;
— иметь устойчивые духовные, познавательные интересы, работоспособность;
— быть честным, принципиальным, скромным, общительным;
— всесторонне знать свой предмет, постоянно следить за новинками науки и литературы в своей области, за культурной жизнью;
— владеть культурой речи, иметь навык свободного выражения своей мысли как в устной, так и в письменной форме, владеть языковыми нормами, выразительным чтением и интонационными особенностями языка;
— на высоком уровне владеть всеми теми умениями и навыками, которые обязательны для учащихся;
— разбираться в содержании и требованиях программы и других нормативных документов, в содержании и методическом аппарате школьных учебников, пособий; правильно реализовать потенциальные возможности программ, учебников, пособий, правильно строить урок;
— ставить и решать задачи воспитания на уроках и во внеклассной работе с учащимися, обеспечивать формирование их нравственных качеств;
— самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал, книги, пособия, самостоятельно планировать изучение разделов и тем курса;
— диагностировать уровень знаний и умений учащихся, оценивать их;
— определять причины недочетов в знаниях и умениях учащихся, исправлять и предупреждать их;
— уместно и правильно использовать технические средства обучения, наглядные пособия, организовывать внеклассную и внешкольную работу с учащимися;
— осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи изучаемого предмета;
— постоянно совершенствовать свои педагогические и методические умения, участвовать в педагогическом эксперименте по своей специальности, обобщать опыт работы, овладевать мастерством;
2. Цели и задачи курса «Окружающий мир».
Ответ:
Курс «Окружающий мир» называется интегрированным, благодаря тому, что в содержание курса включены естественнонаучные, исторические и обществоведческие знания, а также знания о человеке, природе, обществе.
Основная цель курса окружающий мир - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей, систематизация и обобщение полученных представлений, создание стройной картины определенного исторического периода развития нашего государства.
Основная задача курса -социализация ребенка, развитие познавательной активности и сознательности, стремление самостоятельно добывать знания об окружающем мире, стремление самостоятельно добывать и анализировать добытые из различных источников информации знания, желание и стремление сохранять и приумножать культурное и историческое наследие своей страны.
3.Опишите методический аппарат одного из учебников по курсу «Окружающий мир» (по выбору слушателя).
Ответ:
• На первой странице учебника имеются условные обозначения:
- что узнаем,чему научимся;
-работаем в паре;
-работаем в группе;
-работаем со взрослыми;
-задание повышенной сложности;
-моделирование;
-рабочая тетрадь;
-атлас-определитель “От земли до неба” ;
-сделаем вывод,
необходимые для дальнейшей работы с упражнениями. В содержании учебника содержаться рисунки.
• памятка «Как работать с учебником». В памятке «Как работать над проектом» сказано: «1. Выбрать тему проекта, определить его цель. 2. Решить, как будет организована работа.
• рубрики учебника: «На следующем уроке», что предполагает предварительное знакомство с ними и соответствующую подготовку. Каждая тема в учебнике заканчивается рубрикой «Проверь себя» и крат ким резюме (выводом) по содержанию учебного материала, предоставляющим эталон, с которым дети сравнивают собственные выводы. Каждый раздел учебника обеспечен заданиями под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», которые помещены в конце соответствующей части учебника.
Билет 2
4. Основные положения ФГОС начального общего образования.
Ответ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования*(1).
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении начального общего образования, самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Начальное общее образование может быть получено:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5. Методика обучения орфографии в начальной школе: содержание раздела, основные понятия, методика формирования орфографических умений.
Ответ:
Орфография – раздел языкознания, который изучает и разрабатывает систему правил, обеспечивает единообразное написание.
Принципы обучения орфографии:
1) Морфологический принцип – во всех словах морфемы пишутся одинаково, независимо от их произношения. ПР: куб <П> - куба <б>.
2) Фонетический принцип – как произносится, так и пишется (слова или их части). ПР: возразить – воскликнуть.
3) Исторический (традиционный) принцип – слова пишутся так как они писались, в старину (как сложилось, так и осталось). ПР: замуж, лишь, уж.
Целью обучения орфографии в школе является формирование относительной грамотности учащихся, т.е. умение писать слова, в соответствии с орфографическими правилами, изучаемыми в школе и некоторые слова с непроверяемыми орфограммами, в соответствии с орфографическим минимумом. Познавательные цели: - знакомство с основными орфографическими понятиями. Практические цели: - формирование орфографических умений. Содержание обучения орфографии составляет орфографическая теория или орфографические понятия и орфографические умения. К орфографическим понятиям относятся: орфограмма, орфографическое правило, орфографический факт, опознавательные признаки орфограмм, условия выбора орфограмм, актуальная и неактуальная орфограмма, орфографический словарь.
Принципы методики орфографии целесообразно рассмотреть с принципами русской орфографии: 1. Морфологический (фонематический), который предполагает единообразие написания морфем в школе, 2. Фонетический, написание в соответствии с произношением, 3. Исторический (традиционный), написание по традиции. Принципы методики обучения орфографии: - принцип опоры на фонетический или грамматический материал, - сопоставление произношения и написания, - принцип опоры на орфографическую теорию (понятие «орфограмма, опознавательные признаки орфограмм»).
6. Составьте задания для лексико-стилистической работы над текстом одного из упражнений учебника русского языка.
Ответ:
Упражнение 1. Подберите синонимы к слову верный, учитывая значение словосочетаний.
Верный друг, верный ответ, верный глаз.
Упражнение 2. Прочитайте текст, замените повторяющиеся слова синонимами.
Олень северное животное. В летнее время оленям в тайге жарко а в горах даже в июле холодно.
Олень как бы создан для северных просторов жесткого ветра длинных морозных ночей. Олень легко бежит вперед по тайге подминает под себя кусты переплывает быстрые реки. Олень не тонет потому что каждая его шерстинка это длинная трубочка, которую внутри наполняет воздух.
Нос у оленя покрыт серебристой шерсткой. Если бы шерсти на носу не было, олень бы его отморозил. А знаки препинания специально в тексте отсутствуют?
Упражнение 3. Подберите антонимы к словам, обозначающим:
Упражнение 4. Подберите к словам вначале синонимы, затем антонимы.
Образец. Жара – зной – холод.
Мощный, пустой, мрак, торопиться, боязливы, смеяться, робкий, заботливый, мутный, влажный, молодой, подлинник.
Билет 3
7. Основные положения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ответ:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация).
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ).
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования (далее - НОО) в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.
1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(1) и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка*(2) и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
1.3. Стандарт включает в себя требования к*(3):
1) структуре АООП НОО (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения АООП НОО.
8. Виды готовности к обучению в школе.
Ответ:
А) Физическая готовность
В современной науке хорошо изучены особенности развития ребенка до школы и имеются достаточно полные представления о том, какой он, будущий первоклассник, каким он должен прийти в школу, чтобы нормально расти и развиваться.
Первоклассники сейчас такие разные не только по индивидуальным темпам роста и развития, но и по паспортному возрасту. Есть первоклассники-шестилетки, а есть семилетки.
Возраст от 6 до 7 – период существенных изменений в организме. На шестом седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8–10 см, а прибавление массы тела 2,2–2,5 кг.
В шесть-семь лет продолжает развиваться и совершенствоваться сердечно-сосудистая система, совершенствуется регуляция кровообращения. Поэтому система становится более уязвимой, т.е. организм более остро реагирует на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные нагрузки. В этот период не завершены процессы развития системы органов дыхания, эндокринной системы, т.е. организм растет, развивается, совершенствуется.
Б) Интеллектуальная готовность
Современные концепции реформирования начальной школы свидетельствуют о смене парадигмы образования с информационной на смысловую. Приоритетным направлением последней является развитие мышления, понимания, рефлексии в ходе собственной деятельности учащихся. В связи с этим, интеллектуальную готовность к школьному обучению можно рассматривать как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Иными словами, будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Все это играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе.
В) Эмоционально-волевая готовность
Волевая готовность – это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий; овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
Г) Мотивационная готовность к обучению в школе
Формирование мотивов, побуждающих к учению, – одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.
9. Трудности овладения лингвистическими понятиями в начальной школе и методика их формирования на уроках русского языка (на примере одного из понятий: категория рода, числа, падежа, склонение имен существительных и т.д.).
Ответ:
Усвоение грамматических понятий — процесс длительный и довольно сложный для младших школьников. Организуя в начальных классах работу над понятиями, учитель исходит из лингвистической сущности изучаемого понятия, психолого-дидактических особенностей процесса учащихся, роли грамматических знаний в речевой практике.
Приёмы работы по формированию грамматических умений в период устного практического курса:
- повторение за учителем готовых словосочетаний;
- дополнение словосочетаний (держать в .., идти по .., и т.д.) с опорой на наглядность (рисунок, фотографию);
- построение словосочетаний по данному образцу;
- конструирование предложений по образцу из данных слов (в нужной форме, но не правильно расположенных), словосочетаний;
- построение предложений по образцу без вспомогательных материалов; - построение предложений по данному началу;
На начальном этапе обучения русскому языку грамматические умения (употребление форм слова, построение словосочетаний) развиваются на основе подражания речи учителя, путем усвоения образца, специальных упражнений в составлении словосочетаний и предложений, в исправлении ошибок.
Билет 4
10. Формирование познавательных универсальных действий у детей младшего школьного возраста.
Ответ:
Познавательная деятельность в общепризнанном значении используется как обобщающее определение для многообразных форм деятельности, направленной на приобретение знаний. В педагогике и психологии «познавательная деятельность» трактуется как «процесс постижения индивидом окружающей природной и социальной реальности, направленной на достижение научного понимания окружающей действительности, как единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Познавательная деятельность обучаемых имеет своей целью усвоение новых знаний и умений в какой-либо предметной области и умения их воспроизводить и применять, а предметом познавательной деятельности является всякого рода информация.
Познавательная деятельность – это деятельность, направленная на достижение научного понимания окружающей действительности, на приобретение и усвоение новых знаний. Она являет в себе единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Познавательная деятельность не только вооружает знаниями, умениями, навыками, содействует воспитанию, но и развивает познавательные силы, активность, самостоятельность, познавательный интерес, выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся, приобщает к поисковой и творческой деятельности; активизирует не только работу мысли, но и всех процессов сознательной деятельности. Психологические же особенности младших школьников создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Познавательная деятельность – избирательная направленная деятельность личности на предметы и явления окружающие действительность, характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляя и развивая познавательную деятельность- это становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат