Фрагмент для ознакомления
1
Пояснительная записка 3
1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных УУД у младших школьников 6
2. Возможности интерактивных викторин для развития познавательных УУД у младших школьников 13
3. Анализ имеющегося педагогического опыта интерактивных викторин для развития познавательных УУД у младших школьников 15
4. Анализ авторских программ внеурочной деятельности с позиции выявления возможностей интерактивных викторин для развития познавательных УУД младшего школьника 23
5. Общая характеристика компонентов методической разработки 31
6. Обоснование способов оценки качества методической разработки, показателей успешности ее реализации 37
7. Подборка интерактивных викторин для развития познавательных УУД младшего школьника 43
Список литературы 44
Приложение 1 48
Приложение 2 51
Приложение 3 54
Приложение 4 59
Приложение 5 63
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность, цель, задачи курского исследования. Федеральный государственный стандарт начального общего образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация образования, т.е. переход на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы. Основой современного образовательного процесса становится грамотное (активное) интерактивное взаимодействие человека и компьютера [31].
Одной из эффективных форм интерактивного обучения и повышения мотивации учащихся к учебной деятельности являются интерактивные викторины. Они позволяют разнообразить и сделать интересным занятие, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы учащихся [31].
Актуальность данной темы подтверждает также подключение образовательных организаций к реализации подпроекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование», которая направлена на создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы [16].
На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта определены следующие противоречия:
- между требованиями предъявляемыми к результату образования, зафиксированном во ФГОС НОО, в части развития познавательных УУД и реальными недостаточно высокими результатами контрольно-оценочной деятельности;
- между достаточной теоретической изученностью проблемы развития познавательных УУД в психолого-педагогической литературе и неполной степенью выявления возможностей использования интерактивного оборудования и в частности интерактивных викторин для развития познавательных УУД на ступени НОО;
- между необходимостью развития познавательных УУД у младших школьников и недостаточным количеством методических пособий, направленных на развитие познавательных УУД детей младшего школьного возраста.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: недостаточный уровень методического обеспечения развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством современного интерактивного оборудования.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: интерактивная викторина как средство развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предполагаемая форма проектирования: подборка интерактивных викторин для развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель проекта: теоретически обосновать возможности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством современного интерактивного оборудования.
Задачи:
Раскрыть психолого-педагогические основы развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством современного интерактивного оборудования;
Проанализировать имеющийся педагогический опыт использования интерактивного оборудования, интерактивных викторин, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий;
Описать общую характеристику компонентов и содержания интерактивных викторин и обосновать способы оценки качества, показателей результативности ее реализации;
Подобрать задания для интерактивных викторин, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий.
Для решения поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов педагогического исследования. К методам теоретического исследования, использованным в работе можно отнести анализ и синтез, индукция, эти методы направлены на создание теоретических обобщений, установление и формулирование закономерностей изучаемого явления. К эмпирическим методам, используемым в работе можно отнести изучение литературы, наблюдения, обследования, беседа. Эти методы используются при накоплении фактического материала по исследуемой проблеме [21].
Практическая значимость проекта заключается в том, что подборка интерактивных викторин может быть использована учителями начальных классов для развития познавательных универсальных учебных действий (как одно из условий формирования познавательного интереса у младших школьников).
Проект состоит из пояснительной записки, практической части, включающей подборку заданий для интерактивной викторины, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников, списка литературы и приложений.