- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Теория и методика развития речи детей
- Готовые работы
- Ответы на билеты
- Дошкольная педагогика
99 страниц
0 источников
Добавлена 05.07.2022 Опубликовано: studservis
1862 ₽
3725 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
Вопросы к экзамену
1. Цель и задачи педагогической деятельности по развитию речи детей в детском саду.
Развитие речи дошкольников – формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и «хорошей» речи устной речи.
Задачи педагогической деятельности по развитию речи дошкольников:
1.Формирование разных структурных уровней системы языка
2. Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога.
3. Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Значение работы по формированию осознания явлений языка и речи
1. Создает условия для саморазвития речи.
2. Повышает уровень контроля за речью.
3. Способствует развитию интереса к изучению языковых явлений.
4. Обеспечивает подготовку к обучению грамоте.
4. Воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.
2. Методические принципы обучения родной речи и языку.
Организация речевого развития детей дошкольного возраста должна строиться с учетом не только дидактических (наглядность, доступность, систематичность, последовательность, повторность и т.п.), но и методических принципов, с помощью которых обеспечивается интенсифицирование процесса обучения. Методические принципы определяют выбор содержания, методов и приемов обучения речи в соответствии с задачами речевого воспитания детей. Под методическими принципами понимаются общие исходные правила, руководствуясь которыми педагог выбирает (или создает) средства обучения. Методические принципы отражают специфику обучения родной речи и выступают во взаимосвязи друг с другом. Одним из важных методических принципов обучения является принцип формирования речевой деятельности детей как активного процесса говорения и понимания. Это продиктовано тем, что говорение и понимание — два вида одной и той же речевой деятельности. Они имеют сходную внутреннюю психологическую природу, требуют одних и тех же условий. И создание, и понимание речи предполагают владение системой языка, т.е. системой тех способов, при помощи которых язык передает определенные явления и отношения действительности.
Обучение родному языку базируется также на принципе взаимосвязи всех его сторон: фонетической, лексической и грамматической. Единство всех сторон языка проявляется прежде всего в его коммуникативной функции, которая выступает как основное свойство языка, его сущность. Звуковая форма, свойственная любому слову, создает возможность для общения: слова физически воспроизводятся и воспринимаются. Однако звуковой строй языка не существует сам по себе. Не любой комплекс звуков, а лишь тот, который имеет определенный смысл, может служить целям коммуникации. В качестве такого звукового комплекса выступает слово. Словарный состав языка, его лексика — это своеобразный строительный материал, служащий для выражения мыслей.
Тем не менее, как бы ни был богат словарный состав языка, без грамматики он мертв, так как не выполняет коммуникативной функции. В целях общения слова грамматически организуются, т.е. вступают в определенные отношения друг с другом в структуре предложения.
Приведенные ниже положения определяют методику обучения родному языку дошкольников с учетом внутрипредметных связей.
1. Исходя из того, что все стороны языка связаны между собой и в то же время каждой из них свойственны специфические черты, дети для сознательного овладения языком должны усвоить особенности каждой из сторон языка и связь между ними. Система обучения родному языку в дошкольном возрасте должна строиться с учетом сущности связи между сторонами языка. Данное положение должно реализовываться как при определении последовательности обучения, так и в самом содержании обучения.
2. Поскольку взаимодействие всех сторон языка проявляется в его коммуникативной функции, то для усвоения дошкольниками сущности этого взаимодействия необходимо осуществлять обучение с учетом ведущей роли коммуникативной функции языка, т.е. осознавая значение каждой из сторон языка и их единства в процессе общения. В этих целях при воспитании звуковой культуры речи и подготовке к грамоте большое место отводится разъяснению дошкольникам единства смысловой и произносительной сторон слова и смыслоразличительной роли звуков.
При обучении грамматике ведущим направлением является формирование у детей умения пользоваться предложениями разной структуры. Язык усваивается в процессе его употребления. Поэтому очень важно своевременно включать детей в сферу общения с окружающими, организовывать для него активную речевую практику. Формы включения детей в активную речевую практику разнообразны: это чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и пересказ их содержания; повторение стихотворений; загадывание загадок, дидактические игры и упражнения, разнообразные виды детских театров и др. Детям необходимо под руководством педагога решать речевые познавательные задачи, сравнивать, сопоставлять. Речевая практика детей способствует развитию того, что обычно называется «чувством языка» или языковым чутьем, которое представляет собой умение пользоваться языковыми средствами, соответствующими данной речевой ситуации, без привлечения знаний о языке. Это умение необходимо развивать. Если стихийно возникающую ориентировку в языке не поддерживать, она свертывается.
Важным методическим принципом является принцип речевого действия. Педагог должен помнить о том, что не всякое произнесение звуков речи (пусть это будут даже целые тексты) есть речь. Фразы, которые говорит ребенок, будут результатом речевого действия лишь при соблюдении ряда условий:
- при наличии у обучаемого внутреннего мотива (почему это надо сказать);
- при наличии цели (для чего это надо сказать);
- при наличии мысли (какое содержание нужно передать словами).
Процесс обучения должен строиться так, чтобы действия ребенка были подлинно речевыми в каждый момент обучения. В результате обучения у детей должны быть сформированы те речевые навыки, без которых невозможно создать любое, даже самое элементарное высказывание (навыки выбора слов, их изменения, выбора конструкции, соблюдения «грамматических обязательств», изменения слов в соответствии с ними и т.п.). Речевой навык может считаться сформированным лишь при условии, если он переносится на новые, еще не встречавшиеся ребенку слова и речевые ситуации.
Исследователи (Л.П.Федоренко, Э.П.Короткова, В.И.Яшина) называют и другие методические принципы:
- взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей;
- коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи;
- обогащение мотивации речевой деятельности; организация наблюдений над языковым материалом;
- формирование элементарного осознания явлений языка и др.. На основе вышеизложенных методических принципов строится методика обучения детей звуковой культуре речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.
3. Методы и приёмы работы по развитию речи детей в детском саду. Классификация методов.
Метод работы по развитию речи – способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков
I. Классификация методов по используемым средствам (наглядность, слово, практическое действие)
1. Наглядные методы (используются чаще всего)
А) Непосредственные наглядные методы (метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов) – для накопления содержания речи
Б) Опосредованные наглядные методы (рассматривание, составление описания игрушки, картины, фотографии) – для накопления содержания речи, закрепления знаний, развития связной речи
2. Словесные методы (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал) – для закрепления речевых умений и навыков
Часто используются в сочетании с наглядными приемами (рассматриванием иллюстрации, игрушки и проч.)
3. Практические методы (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, сюжетно-ролевые игры) – для применения речевых навыков и их совершенствования
II. Классификация методов по характеру речевой деятельности детей
1. Рецептивные методы (наблюдение, восприятие речевого образца, прослушивание текста)
2. Репродуктивные методы (воспроизведение готовых речевых образцов: заучивание наизусть, пересказ, драматизации по материалам литературных произведений)
- дети овладевают речью по подражанию, копируют речь педагога;
- чаще всего- в развитии словаря и формировании звуковой культуры речи.
3. Продуктивные методы (обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, моделирование)
- построение детьми собственных высказываний (выбор, новые комбинации известных речевых средств);
- чаще всего – в развитии связной речи
Приемы развития речи:
1. Словесные приемы:
1) речевой образец –правильная, предварительно продуманная речь педагога, предназначенная для того, чтобы дети ей подражали
- образец должен быть доступным по содержанию и форме, произноситься четко, громко, неторопливо
- в младших группах - предъявляется до начала речевой деятельности детей; в старших – после речевой деятельности детей (для сравнения и коррекции)
2) повторное проговаривание - преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого материала с целью его запоминания и закрепления
3) объяснение – раскрытие сущности явлений или способов действия
4) указание – разъяснение способа действия для достижения результата
5) оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой задачи
-оценка должна иметь обучающий характер (необходимо подчеркивать положительные качества речи)
6) вопрос – словесное обращение, требующее ответа
вопросы – а) основные: репродуктивные («Как звали подружек?») и поисковые («Чем похожи матрешки друг на друга?»)
б) вспомогательные: наводящие («Что у них на голове?») и подсказывающие («Может быть, платочки?»)
2. Наглядные приемы (показ иллюстраций, показ положения органов артикуляции при обучении произношению звуков.
3. Игровые приемы (рассказать сказку кукле и др.)
- отвечают возрастным особенностям детей
- возбуждают интерес к деятельности
- создают положительный эмоциональный настрой
- обогащают мотивы речевой деятельности
повышают речевую активность детей и эффективность занятий
4. Общение со взрослыми и со сверстниками как важнейшее средство овладения родным языком.
Современная программа предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся. По определению М. Львова, «под связной речью» понимается речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой». Работа над связной речью развивает у детей необходимую способность распределять своё внимание, направлять его одновременно на несколько видов деятельности.
Младший школьный возраст — период воспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность.
Младшие школьники выполняют требования воспитателя беспрекословно, не вступают с ним в споры. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях. В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствует повышенная восприимчивость и впечатлительность младшего дошкольника.
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми возможно усвоение детьми общественно – исторического опыта человечества.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную.
Опираясь на предметное и образное мышление и с помощью речи, ребенок получает больший доступ к познанию окружающего мира. Ведущим мотивом его общения с взрослыми становится познавательный, когда взрослый выступает для малыша в качестве эрудита и источника знания о вне ситуативных, т. е. теоретических объектах. Очень хорошим сигнализатором появления познавательного мотива служат бесконечные детские вопросы. Не случайно этот возраст еще называют «возрастом почемучек». Наиболее ярко эта познавательная активность детей проявляется в возрасте 4 - 5 лет. Вне ситуативно - познавательное общение возможно, если ребенок хорошо владеет речью и образным мышлением: в этом случае он может говорить о предметах, не находящихся в поле его зрения. Меняется и поведение взрослого. Здесь уже необходим рассказ о том, чего ребенок не знает. Да и отношение к ребенку требуется иное. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и неуважительное к себе отношение. Поэтому ему уже недостаточно проявления внимания к себе. Он требует уважительного к себе отношения.
Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривлянием, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь с взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию.
В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов, ребенок учится говорить предложениями и осваивает многие сложные грамматические структуры. Это период постоянных вопросов, наиболее частыми среди которых вначале являются вопросы типа «что это?», затем «где?» и «кто это?», а к концу четвертого года жизни — вопрос «почему?».
Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4—5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах. В совместной деятельности дети рассказывают о своем плане действий, предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию, а затем и координируют его.
Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Следует, однако, подчеркнуть, что положительное влияние такого объединения детей разного возраста на развитие речи достигается лишь под руководством со стороны взрослого. Если пускать это на самотек, старшие иногда
становятся слишком активными, подавляют малышей, начинают говорить торопливо, небрежно, подражать их несовершенной речи.
Для самых маленьких детей очень важно, чтобы взрослый являлся богатым источником разнообразных воздействии, без которых младенец может испытывать недостаток впечатлений. Одновременно с этим происходит обогащение опыта ребенка. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым.
5. Культурная языковая среда, речь воспитателя как средства развития речи.
На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со взрослыми. Учить детей следует на лучших образцах родного языка. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения -- одна из главных. Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.
Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.
Обладать культурой речи — значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и по мнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.
Человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, в частной жизни, и тогда его речь - разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями - научной, публицистической, поэтической, деловой речью. Для дошкольников представление о стиле речи соотносится прежде всего с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи.
Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.
Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов — лексики, грамматики, фонетики.
Воспитатель, старающийся повысить культуру речи, должен помнить и о выразительных средствах морфологии — аффиксах-синонимах, а также использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-предлогов, синонимов-союзов, синонимов — конструкций простых и сложных предложений.
Важность совершенствования произносительной культуры речи будущего воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного с ними общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя.
Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.
Подводя итог в данном вопросе, следует выделить некоторые недочеты речи педагога:
- Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
- Невнятность произношения;
- Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
- Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
- Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
- Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;
- Употребление в речи слов – паразитов;
- Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
- Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;
- Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;
- Произнесение слов с неправильным ударением;
- Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
- Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);
- Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
- В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
- Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.
Владеть родным языком - значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль.
6. Обучение родной речи в НОД (на специальных занятиях): необходимость специального обучения, своеобразие НОД по родному языку, виды НОД. как средство развития речи.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Виды организации непосредственной образовательной деятельности
Детская деятельность Виды работы
Двигательная Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Соревнования. Игровые ситуации. Досуг. Ритмика. Аэробика, детский фитнес.
Игровая Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровых ситуаций по режимным моментам, с использованием литературного произведения. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры.
Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки. Мини – музеи.
Чтение художественной литературы Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная деятельность. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Викторина. КВН. Вопросы и ответы. Презентация книжек. Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуг.
Познавательно-исследовательская Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Исследование. Реализация проекта. Игры (сюжетные, с правилами). Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады). Мини-музеи. Конструирование.
Коммуникативная Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки.
Трудовая Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание. Совместные действия. Экскурсия.
Организуя непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей непосредственно образовательной деятельности (можно её называть традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.
Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и други¬ми. Обучение родному языку в методике рассматривается широко: как педагогическое воздействие на речь детей в повседневной жизни и на занятиях. Говоря об обучении языку в повседневной жизни имеют в виду содействие речевому развитию ребенка в совместной деятельности вос¬питателя с детьми и в их самостоятельной деятельности.
Важнейшей формой организации обучения речи в методике считают¬ся специальные занятия.
Не все, но некоторые, методисты считают, что следует отказаться от специаль-ных занятий по развитию речи, оставив их лишь в старшей и подготови¬тельной группах как занятия по подготовке к обучению грамоте. Задачи же речевого развития нужно решать на других занятиях. С этой точкой зрения нельзя согласиться, она противоречит научным данным о роли и характере обучения родной речи. Целый ряд речевых навыков и умений, составляющих основу языковой способности, формируется только в ус¬ловиях специального обучения: развитие смысловой стороны слова, ус¬воение системных отношений между словами, овладение умениями связ¬ной монологической речи.
Необходимость занятий определяется рядом обстоятельств:
1.без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. А. П. Усова считала, что процесс обучения вносит в речевое развитие детей такие качества, ко¬торые в обычных условиях развиваются слабо. Занятия помогают преодолеть стихийность речевого развития, решать задачи развития речи планомерно, в определенной системе и последовательности;
2.занятия помогают реализовать возможности развития речи в дошколь¬ном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.
3. на занятиях внимание ребенка целенаправленно фиксируется на опре¬деленных языковых явлениях, которые постепенно становятся пред¬метом его осознания. В повседневной жизни исправление речи не дает желаемого результата; в детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речево¬го общения с каждым ребенком, занятия в известной мере помогают компенсировать этот дефицит.
Своеобразие речевых занятий в том, что на них основная деятель¬ность - речевая, которая тесно связана с умственной деятельностью, с речевой активностью ребенка.
Типология занятий учитывает: ведущую задачу (занятия по развитию словаря, формированию грамматического строя и т. д.); применение на¬глядного материала (использование реальных предметов, наблюдений и др.: рассматривание предметов, наблюдение за животными, экскурсии); этап обучения (первоначальный этап обучения, его закрепление или ав¬томатизация); дидактические цели (занятия по сообщению нового мате¬риала, закреплению знаний, обобщению и систематизации, контрольные занятия, комбинированные занятия, интегративные занятия, комплексные занятия), количество участников (групповые, индивидуальные, фронтальные).
Занятия по развитию речи должны отвечать общим методическим требованиям:
1.тщательная предварительная подготовка к занятию;
2.определение оптимальной нагрузки (соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей);
3.воспитательный характер занятия;
4.эмоциональный характер занятия;
5.четкая структура занятия;
6.четкий побор программного материала, задач, средств и методов ра¬боты;
7.обеспечение повторности материала, сочетание фронтальных и инди¬видуальных форм работы;
8.обеспечение речевой активности каждого материала;
9.учет результатов занятия.
Под методическими принципами понимают общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Он отражают специфику обучения родной речи, дополнят систему общедидактических принципов и взаимодействуют с ними и друг с другом.
7. Дидактические требования к НОД по родному языку и особенности НОД по развитию речи в разных возрастных группах.
Одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе владения ими литературным языком своего народа.
При проведении НОД по разделу «Речевое развитие» в детском саду воспитательная, образовательная и речевая задачи решаются в их единстве.
НОД должна отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым к НОД по другим разделам программы.
1. Тщательная предварительная подготовка к НОД.
Прежде всего, важно определить его задачи, содержание и место в системе других НОД, связь с другими видами деятельности, методы и приёмы обучения.
Следует также продумать структуру и ход, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал.
Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.
Обучение должно иметь развивающий характер.
Большое значение имеет интерес детей к НОД, который поддерживают и развивают путём занимательности, игр и игровых приёмов, образности и красочности материала.
Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.
Структура НОД должна быть чёткой. В ней обычно выделяют три части – вводную, основную и заключительную.
Во вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учётом возраста.
В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приёмы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.
Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Её цель – закрепить и обобщить знания, полученные при проведении НОД. Здесь используются и художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др.
Решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
2. Правильная организация НОД:
Организация НОД должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещённость, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала, эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
Рекомендуются непринуждённые формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.
Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в игах, в труде, в общении и в быту.
3. НОД в разных возрастных группах имеют свои особенности.
В группе младшего (раннего возраста 2-3 года) дети ещё не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращённую ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. Очень важно помнить о развитии речи на других занятиях и следить за тем, чтобы дети постоянно слышали образец правильной русской речи.
В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приёмов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (воспитатель предлагает поиграть, послушать сказку и т.д.). НОД носит подгрупповой и индивидуальный характер. Структура проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.
НОД в группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) по разделу «Речевое развитие» проводятся раз в неделю. На каждой НОД, как правило состоящей из двух-трёх частей, решается несколько речевых задач. Так, воспитание звуковой культуры речи сочетается со словарной работой, с формированием грамматических навыков, с работой по развитию связной речи.
Занятия на месяц следует планировать по определённой последовательности:
1-е по развитию связной речи, воспитанию звуковой культуры речи;
2-е по обогащению словаря, обучению связной речи, воспитанию звуковой культуры речи;
3-е занятие - по формированию грамматических навыков, развитию связной речи, воспитанию звуковой культуры речи.
Последняя НОД месяца должна быть посвящена повторению и закреплению пройденного материала.
В группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характер НОД несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание НОД, становится возможным ставить задачу («Будем учиться правильно произносить звук «р»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами).
Появляются новые виды НОД: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов.
В группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет) повышается роль проведения НОД словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: всё больше используются картины - настенные и настольные, раздаточные картинки. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит НОД, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.
В подготовительной к школе группе НОД приближается к урокам школьного типа. Длительность НОД составляет 30-35 минут. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма. НОД должна проходить непринуждённо, живо.
Все стороны речи ребёнка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочерёдно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие – сопутствующими.
4. Программа «Детство» включает следующие виды работ по развитию речи на специальных занятиях:
-Воспитание звуковой культуры речи;
-Обогащение словаря;
-Формирование грамматических навыков;
-Обучение связной речи – монологу и диалогу – в связи с ознакомлением с окружающим (бытовая и производственная деятельность людей, природа, общественная жизнь);
-В группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – подготовка детей к обучению грамоте.
8. Художественная литература и различные виды искусства как средства развития речи.
Важнейшим средством развития речи является художественная литература. Она используется для формирования звуковой культуры речи, усвоения морфологических закономерностей и синтаксических конструкций. Художественный текст является образцом построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании. Е.А. Флёрина отмечает, что литературное произведение дает ребенку готовые языковые формы, словесные характеристики образов, определения, которыми он впоследствии оперирует. По мнению Н.С. Карпинской, художественная книга представляет прекрасные образцы литературного языка. Контекстуальная осмысленность слов и выражений, включенных в литературные произведения, способствует обогащению словаря, а также средств словесной выразительности, образной речи (О.С.Ушакова, Л.А.Колунова и др.). Литературные сюжеты используются в качестве основы при разработке речевых ситуаций в обучении языку, при формировании аналитико-синтетической деятельности, а также для развития воображения, расширения круга представлений об окружающем мире. В целях речевого развития детей применяются художественные средства.
Существенное влияние на формирование речи оказывает рисование. Исследователи проводят аналогии между развитием рисования и речи, считают рисование особым видом речи. В частности Л. С. Выготский рассматривает детский рисунок как своеобразную графическую речь, которую можно считать предвестником будущего письма, и подчеркивает, что эта речь - символы первого порядка, непосредственно означающие предметы или действия.
К. Бюллер считает, что деятельное рисование начинается только тогда, когда словесное выражение уже сделало большие успехи, а А. Рыбников высказывает мнение, что до известного возраста ребенок сам смотрит на свой рисунок как на особый вид речи, с его помощью он пытается рассказать о предмете все, что о нем знает.
Установлено, что дети дошкольного возраста почти никогда не рисуют молча: некоторые шепчут что-то, другие громко разговаривают. Включение в процесс рисования речи, по мнению исследователей, может существенно перестроить ход изображения, ребенок начинает анализировать свой рисунок, понимать, что у него сделано хорошо, а над чем еще необходимо поработать. Слово позволяет осмыслить процесс изображения, делает движения ребенка более нацеленными, продуманными, помогает использовать разнообразные материалы, разную технику рисования.
В свою очередь в процессе рисования дети учатся употреблять слова обозначающие предметы, их признаки (цвет, форму, величину и пр.), свойства, временные и пространственные отношения Словарь дошкольников пополняется изобразительными терминами («линия», «штрих», «колорит» и др.), уточняется значение отдельных слов, таких, как «большой», «крупный», «крупнее» «маленький», «меньше», и т д. Дети практически усваивают синонимические оттенки значений слов (например, «круг большой», «круг маленький»; «рисунок крупный», «рисунок мелкий» и т.п.). Словесное осмысление рисунка способствует возникновению и развитию в процессе изображения замысла. Замыслы, возникшие во время рисования и оформленные в слове, чаще остаются в памяти ребенка и отражаются разными средствами. Таким образом, рисунок и речь - два взаимосвязанных и взаимообогащающих средства, при помощи которых ребенок выражает своё отношение к окружающему.
Велика в развитии речи и роль музыки. Музыка сродни речи, но если вербальная речь по преимуществу логична, то музыка эмоциональна. Музыка - это язык чувств, переживании, настроении. Она может соединяться со словесной речью. У музыки и речи немало общих понятий, расходящихся лишь в частностях: «музыкальный стиль», «интонации». В мире музыки речь создает предметную основу, рисует контуры жизненных ситуаций.
Важным компонентом, способствующим органическому овладению ребенком речью является пение, задача которого — научить детей понимать звуки, сделать для детей доступным вхождение в богатый мир звуков. Пение вызывает у детей хорошее настроение. Зачастую дети начинают петь раньше, чем говорить. У ребят постепенно развивается и обостряется музыкальный слух и параллельно происходит становление выразительной речи.
Ни с чем не сравнимую радость вызывают у детей театрализованные представления, которые воздействуют на маленьких зрителей целым комплексом средств: художественными образами, ярким оформлением, точным словом, музыкой. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных спектаклях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказать о своих впечатлениях, что, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог, передавать свои чувства и переживания в монологической форме.
9. Развитие речи детей в игровой, трудовой, бытовой и художественной деятельности.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности.
Взаимодействие дошкольника посредством развития речи с окружающей средой осуществляется в процессе различных видов деятельности, а именно в игре, продуктивных видов деятельности (рисование, лепки, аппликации, конструирования), а также элементов трудовой, бытовой, художественной деятельности, которыми ребенок успешно овладевает.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Игры для развития речи дошкольников способствуют развитию речи у детей и общему развитию ребенка, включая развитие способностей. Игровая деятельность позволяет малышу научиться сравнивать предметы, явления, способствуют наблюдательности и помогают узнать много нового и интересного их окружающей нас действительности.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий.
В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.
В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры.
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников. В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.
Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.
Художественная деятельность развивает понимание речи, учит выполнять инструкции. После НОД, например, по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.
Музыкальная деятельность. Особенно большую роль в развитие речи играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
Восприятие художественной литературы Чтение художественной литературы и народного фольклора, разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней