Фрагмент для ознакомления
2
БИЛЕТ № 1.
1. Характеристика инноваций в системе российского образования.
Ответ:
Инновация – (от латинского «innovation» нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое (совр. словарь ин. яз.). Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, предмет которой разработка, освоение и распространение разного типа инноваций.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
По своему смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан.
Откуда следует, что наиболее значимым условием успешности инновационной деятельности является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения.
Нововведение – целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу – организацию, общество, коллектив, приводящий к появлению новых стабильных элементов.
Применительно к педагогической деятельности нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.
Понятия инновация и нововведение тождественны. Нововведение понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально – педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.
Новация – это средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Инновационный процесс в образовании – процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений. Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению нововведений в педагогической практике.
2. А. Современные концепции литературного образования
2. Б. Сущность методологического спора между примордиалистким и конструктивистским подходами в этнологии и социально-культурной антропологии
Ответ:
С позиций примордиалистского подхода этничность рассматривается в качестве естественного, врожденного и неискоренимого начала, в нем выделяется глубокая аффективная привязанность.
Этничность с позиций примордиалистского подхода рассматривается в качестве естественного, врожденного и неискоренимого начала, в нем выделяется глубокая аффективная привязанность. Для примордиалистской модели этничности характерны два основных направления в отечественной науке:
а) соииобиологическое, представленное работами Л. Н. Гумилева, который считал этнос природным феноменом, проходящим в своем развитии несколько фаз;
б)эволюционно-историческое, рассматривающее этносы как социальные, а не биологические сообщества, связанные с социальноисторическим контекстом, отличающиеся такими чертами, как язык, культура, идентичность, нашедшее выражение в концепции этноса, разработанной Ю. В. Бромлеем.
Этничность в конструктивистской концепции (норвежский этнолог Ф. Барт и др.) определяют как наиболее широкую категорию социальной идентичности, как ситуативный феномен, создаваемый средствами символического различения, подчеркивают договорный характер границ между этническими категориями. Выбор категории социальной идентичности для характеристики этничности как феномена представителями конструктивизма объясняется тем, что этнические границы направляют социальную жизнь в определенное русло, следствием чего становится организация поведения и социальных отношений.
Инструменталистский подход ориентирован на выявление тех функций, которые выполняют этносы как общности. Все концепции этничности этого подхода воспринимают этносы как реальность, как факт действительности, не занимаясь поиском объективных оснований их существования. Они исходят из положения, что раз этносы и этничность существуют, значит, они выполняют определенную роль в жизни и выражают интересы людей.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
ИНСТИТУТ НАРОДОВ СЕВЕРА
Направление «44.04.01 – Педагогическое образование»
Магистерская программа
«Этнокультурология и этнофилология в североведческом образовании»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН 2021
«Профессиональный экзамен по образовательной программе»
БИЛЕТ № 2
1. Компетентностный, личностно-ориентированный и исследовательский подход в обучении.
Ответ:
Компетентностный подход – это совокупность принципов и закономерностей постановки целевого назначения, задач, отбора содержания образования, организации образовательной деятельности и подведения итогов ее реализации.
В основе данного подхода закладываются компетенции учащихся, которые должны быть сформированы по ходу реализации образовательной деятельности на определенном этапе, уровне, в течение конкретного периода обучения. Эти компетенции служат ориентирами планирования учебно-воспитательной работы, составления образовательных программ.
Компетентностный подход ориентирует образовательный процесс школы на профессиональную ориентацию учащихся т.е. выбору будущей профессии и подготовку к обучению в высшей школе для ее получения. Что касается обучения в высшем учебном заведении, то компетентностный подход ориентирован на формирование навыков будущего специалиста, а также развитие профессиональных качеств личности, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности разного рода.
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизма познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления человека к самостоятельному изучению окружающего мира.
При исследовательском обучении учебный процесс осуществляется на основе самостоятельного поиска учащимся новых познавательных ориентиров. Это позволяет добиться того, что обучение предполагает не только усвоение новой информации, но и организацию творческой деятельности учащихся.
2.А. Место этнофилологии в североведческом образовании.
2Б. Шаманизм в культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: общая характеристика, этнорегиональная специфика.
Ответ:
Народы Севера по своему мировоззрению и религиозным верованиям относятся к политеистам, анимистам и шаманистам. У них существовало множество богов и духов, олицетворявших различные силы и явления природы. В основе духовной культуры коренных народов Севера лежит мифологическое мышление. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что оно рождает все живое на земле. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ. Очеловечивание и персонификация явления окружающего мира сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека как один из самых простых способов упорядочивания деятельности. В традиционных культурах такому способу принадлежит ведущая роль.
Шаманизм - это мировоззрение, основанное на вере в необходимость и возможность достижения индивидуальной и коллективной связи со сверхъестественными, внечувственными силами, влияющими на жизнь людей, через индивидуальное и коллективное достижение сверхчувственного (паранормального) восприятия и связи с окружающим миром. В основе шаманизма народов Сибири и Дальнего Востока, лежит представление о способности особого лица - шамана - выступать посредником между людьми и сверхъестественным миром. Шаман при помощи духов-помощников "охраняет" души опекаемой им группы от враждебных духов. Процесс установления контакта с духами называется камланием. Шаман лечит болезни, поскольку в мировоззрении народов Севера, они связаны с вселением в тело человека вредоносных духов. Он должен поддерживать хозяйственную жизнь племени, прося духов-хозяев природы о плодородии. Шаманами становились люди особой одаренности, они выполняли функции народных целителей, педагогов, поэтов, артистов, предсказателей. Но главным их предназначением было и остается сохранение религиозно-философского мировоззрения народов Севера, национальных традиций и обычаев.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
ИНСТИТУТ НАРОДОВ СЕВЕРА
Направление «44.04.01 – Педагогическое образование»
Магистерская программа
«Этнокультурология и этнофилология в североведческом образовании»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН 2021
«Профессиональный экзамен по образовательной программе»
БИЛЕТ № 3
1. Учет индивидуальных возможностей учащихся и работа по поддержке талантливой молодежи.
Ответ:
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально - экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренной молодежи сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Наиболее общими критериями (показателями) оценки и отбора одарённых учащихся, предшествующими глубокой специальной диагностике, являются:
а)наличие высоких достижений в каком-либо виде деятельности (учеба, научная, творческая, художественная или социальная деятельность);
б)высокий уровень мотивации, направленности к овладению знаниями, к творческой деятельности;
в)наличие лидерских качеств, признание авторитета окружающими.
Одним из возможных средств по выявлению одарённости выступает психологическая диагностика - совокупность теоретических знаний и система практических методов количественного и качественного оценивания психологических свойств человека: его познавательных процессов, психических состояний и личности. Для психологической диагностики используются специальные тесты на общие интеллектуальные способности, специальные академические и творческие тесты. При этом может быть использована процедура группового или индивидуального обследования. В результате тестирования делается заключение о наличии тех или иных способностей.
По видам деятельности и обеспечивающим её сферам психики различают следующие виды одарённости:
Общая познавательная (интеллектуальная) одарённость. Её связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Для её измерения в основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта. Проявляется во всех видах интеллектуальной деятельности: наука, медицина, преподавание, инженерные разработки и т.п.
Академическая, в т.ч. математическая одарённость. Основой академической одаренности является ярко выраженная познавательная мотивация. Молодые люди с академической одарённостью обладают глубокими знаниями, отличаются ярко выраженными интересами, глубоко анализируют усвоенные знания, склонны к их осмыслению. Часто академическая одарённость сочетается с высокой избирательностью интересов, игнорированию тех сфер жизни, которые мало связаны с основным увлечением. При этом интеллектуально одарённые учащиеся не всегда отличаются блестящей успеваемостью, о чём следует помнить при организации работы с талантливой молодёжью.
Творческая одарённость - характеризуется способностью порождать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблем, открытостью окружающему миру, чувствительностью к проблеме и гибкостью в её решении; стремлением создавать собственные связи, открывать собственный порядок. Важными условиями реализации творческих возможностей, в числе прочих, выступают: - поддержка со стороны, - опыт проживания в других странах и регионах, - раннее овладение другими языками и др.
Художественно-эстетическая одарённость. Основой таланта является эстетическое отношение к действительности, особенно развитое у художественно одарённых людей. Молодые люди, обладающие данным видом таланта, характеризуются особым мировосприятием, отличающимся высокой чуткостью к, казалось бы, нейтральным предметам, внешние свойства которых воспринимаются как выразительные, говорящие. Художественно одарённых людей отличает повышенная чувствительность, эмоциональность и критичность. Большинство из них указывают на значимость для них мотива самоактуализации. При общении с художественно одарёнными молодыми людьми необходимо учитывать их высокую чувствительность, часто сочетающуюся с высокой требовательностью к человеческим взаимоотношениям.
Коммуникативная, в т.ч. лидерская одарённость - охватывает широкую область «человек - человек», связанную с лёгкостью установления контактов, пониманием и прогнозированием человеческого поведения, высоким качеством межличностных отношений.
2. А. Этнофилологический анализ текста как метод лингвокультурологического исследования
2. Б. Методика составления научного отчета по результатам этнографического полевого исследования.
Ответ:
Полевая работа в этнографической экспедиции всегда очень разнообразна. В один и тот же день
этнографу нередко приходится и беседовать с местными жителями, и фотографировать, описывать те или
иные явления, обмерять и зарисовывать всевозможные предметы и т. п. Строго отделить один вид работы
от другого можно только условно, теоретически, хотя к разным видам работы предъявляются различные
требования, и при их выполнении используются разные технические приемы.
В ходе экспедиций этнографы применяют следующие методы сбора этнографического материала:
1. Непосредственное (личное) наблюдение (объекта, информанта, обряда, процесса).
2. Интервьюирование (опрос) (опрос по программе или вопроснику, углубленное (открытое)
интервью), анкетирование.
3) Выявление и фиксация вещественных источников.
4) Выявление и обработка документальных материалов.
Научный отчет – это научный документ, содержащий подробное описание методики , хода исследования (разработки),результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской работы; назначение документа – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Структура отчета
1. Введение. (здесь отражается та область, которую исследователь постарался изучить. Здесь же составитель отчета подробно описывает тот исследовательский вопрос, который он задал себе на первом этапе исследования. В зависимости от тактики исследователя, введение может быть написано двумя вариантами: 1. Если исследователь заранее знал о существовании литературы по изучаемому вопросу и тщательно ее изучил, однако существует недостаток знаний внутри уже довольно изученной области, то он старается показать то, что было известно в социологической литературе и исследовательской практике до него, и какой вклад он привносит своим исследованием. Таким образом, данные, которые будут представлены позже в отчете, должны соотноситься с той литературой, которая уже существует, и показывать те результаты исследования, которые расширяют круг знания по уже изученному вопросу. 2. Если исследователь, проведя определенный анализ социологической литературы, как отечественной, так и зарубежной, убедился в том, что практически не существует литературы по интересующей его теме, то в таком случае все находки и результаты исследования трудно будет соотнести с литературой, поскольку таковой нет. Тогда исследователь может сделать достаточно короткое введение, указав на отсутствие существенной проработки данного вопроса и затем плавно переходить к методологии и результатам исследования. Возможно, что в таком случае исследовательские данные будут способствовать приращению знания на теоретическом уровне.
2. Методология. При описании методологии исследования предоставляется информация о том, как было проведено исследование. Представляется его логика от самой первой стадии до последней
3. Анализ результатов. Наиболее существенная часть отчета, составленная по результатам исследования. В этом разделе предоставляются аргументы, выводы.
4. Рефлексия по поводу того, что было сделано исследователем. Как правило взгляды исследователя могли повлиять на выводы.
5. Заключение. В заключении исследователь должен представить в лаконичной форме основные результаты исследования. Возможно, что это будет определенным повторением того, что было уже сказано. Однако это должно быть выражено в очень краткой форме, в качестве перечисления. Исследователь, таким образом, суммирует те выводы и заключения, к которым он пришел за период работы над проектом.
6. Библиографические ссылки.