Фрагмент для ознакомления
2
международные обычаи; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, с оговоркой судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных стран в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Официальными языками Суда являются французский и английский. Суд обязан по ходатайству любой страны предоставить ей право пользоваться и другим языком, однако решения Суда выносятся на французском и английском языках. Местопребывание Суда - Гаага (Нидерланды).
На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворение в жизнь программ и политики ООН. Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств - членов ООН.
Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН, который является главным административным должностным лицом ООН. Генеральный секретарь назначается на пять лет Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.
Генеральный секретарь ООН:
1) осуществляет общее руководство подразделениями Секретариата;
2) представляет Генеральной Ассамблее доклад о работе ООН;
3) участвует в работе международных конференций, проводимых под эгидой ООН;
4) назначает персонал Секретариата и руководит его работой.
При исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал не должны запрашивать или получать указаний от каких-либо правительств.
Сотрудники Секретариата назначаются Генеральным секретарем по правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. Прием на службу в Секретариат и определение ее условий производится на договорной основе с учетом необходимости обеспечения высокого уровня работоспособности, компетентности и добросовестности.
Внесение изменений в Устав ООН представляет собой длительный и сложный процесс: поправки вступают в силу после того, как они приняты двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи и ратифицированы двумя третями членов ООН, включая всех постоянных членов Совета Безопасности.
Специализированные учреждения ООН - это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН.
Статья 57 Устава ООН перечисляет их характерные черты:
1) межправительственный характер соглашений о создании таких организаций;
2) широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов;
3) осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.;
4) связь с ООН.
Последняя устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОС с организацией и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН.
Такое соглашение составляет правовую основу сотрудничества ООН со специализированным учреждением. В настоящее время существует 16 специализированных учреждений ООН.
Уставом ООН предусмотрено, что Организация делает рекомендации по согласованию политики и деятельности специализированных учреждений. Так, ЭКОСОС уполномочен: согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций им, а также Генеральной Ассамблее и членам Организации; принимать меры для получения от них регулярных докладов; обеспечивать взаимное представительство Совета и учреждений для участия в обсуждении вопросов в Совете, его комиссиях и в специализированных учреждениях.
Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы: организации социального характера (МОТ, ВОЗ), организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС), экономические организации (ЮНИДО), финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК), организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД), организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ), организация в области метеорологии (ВМО). Россия - член всех специализированных учреждений, кроме ФАО, ИФАД, МАР и МФК.
Устав.
Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН. Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка.
ООН преследует такие цели:
1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;
2) развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
3)осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;
4) быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.
Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:
1) суверенное равенство членов ООН;
2) добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН;
3) разрешение международных споров мирными средствами;
4)отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН;
5) невмешательство во внутренние дела государств;
6) оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу, обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и рядом других принципов.
При этом, если обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103 Устава).
Первоначальными членами ООН являются государства, которые, приняв участие в конференции в Сан-Франциско по созданию ООН или подписав ранее Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 г., подписали и ратифицировали Устав ООН.
Членом ООН может быть любое миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.
В случае принятия Советом Безопасности против какого-либо члена ООН принудительных мер Генеральная Ассамблея, по рекомендации Совета Безопасности, вправе приостанавливать осуществление прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН. Государство, систематически нарушающее принципы Устава, может быть исключено из ООН решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.
В настоящее время ООН продолжает оставаться главным инструментом поддержания международного мира и безопасности; в рамках ООН разрабатывается большое число международных договоров, принимаются решения по разблокированию международных конфликтов и обеспечению правопорядка и законности в международных отношениях.
Финансирование:
Регулярный бюджет Организации Объединенных Наций утверждается Генеральной Ассамблеей на двухлетний период. Генеральный секретарь представляет проект бюджета Генеральной Ассамблее после его детального изучения различными департаментами ООН. Затем Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам в составе 16 членов и Комитет по программе и координации в составе 34 членов проводят его анализ. Рекомендации этих двух комитетов идут в Комиссию по административным и бюджетным вопросам Генеральной Ассамблеи, членами которой являются все государства и которая вновь рассматривает бюджет. И только после этого его направляют в Генеральную Ассамблею для окончательного рассмотрения и утверждения.
На протяжении ряда лет общее финансовое положение Организации Объединенных Наций было неустойчивым из-за постоянной недоплаты и просрочки многими государствами-членами причитающихся с них платежей. Организации Объединенных Наций удавалось продолжать работать благодаря добровольным пожертвованиям некоторых стран и своему Фонду оборотного капитала (в который го-сударства-члены авансируют суммы пропорционально установлен¬ным для них взносам), а также заимствованиям из средств на миротворческие операций.
б) «Острые» вопросы реформы ООН в настоящее время. Проблема миротворческой миссии ООН.
«Острые» вопросы реформы ООН в настоящее время.
Реформирование Организации представляет собой комплекс мер, направленных на укрепление ее центральной координирующей роли в мировой политике, адаптацию к условиям современного мира и повышение эффективности деятельности по всем направлениям. Реформирование включает в себя широкий комплекс вопросов, наиболее острым из которых является реформа Совета Безопасности (CБ). Процесс постепенных реформ идет уже не один год.
Со времени создания Организации Объединенных Наций в 1945 г. на международной арене произошли кардинальные изменения, обусловившие необходимость реформирования Организации в соответствии с новыми глобальными политико- экономическими реалиями.
Остро встал вопрос о более активном участии развивающихся стран в структурах ООН, особенно в Совете Безопасности. Сегодня эти государства желают занять прочное положение в многосторонних институтах и изменить глобальную архитектуру. Так, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), “Группа 77” активно выступают за осуществление реформ Международного валютного фонда (МВФ) и ООН, которые позволят развивающимся странам иметь больший вес в процессе принятия решений.
Недовольство со стороны сторонников реформы ООН вызывает не только членский состав СБ, но и его рабочие методы, в частности право вето. Критики называют его анахронизмом, который нарушает принципы суверенного равенства государств и демократии. Приверженцы реформы Совета Безопасности считают, что он в своем нынешнем виде является артефактом Второй мировой войны, отражает глобальную расстановку сил 1945 г., а пять постоянных членов держатся за привилегии своего статуса. Кроме того, за десятилетия функционирования ООН в ее системе управления накопились различные проблемы, такие как поглощение большого объема ресурсов, недостаток прозрачности и подотчетности, громоздкость, дублирование функций различных комиссий, комитетов и агентств.
Кроме того, за последние десятилетия изменилась политическая и экономическая расстановка сил и влияния на мировой арене, а процессы глобализации привели к новым общемировым угрозам, как: социально-экономическое неравенство между странами, транснациональный терроризм и религиозный экстремизм, возникновение новых и обострение существующих международных конфликтов, неконтролируемые миграционные потоки, транснациональная организованная преступность, проблемы кибербезопасности, риски распространения оружия массового поражения, распространение опасных инфекционных заболеваний, исчерпание природных ресурсов, изменение климата. Неспособность международного сообщества предотвратить и решить данные проблемы свидетельствует о высочайшей степени важности реформы Организации Объединенных Наций и совершенствования подходов и методов ее деятельности.
8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей был принят знаковый документ – «Декларация тысячелетия ООН». В нем государства отметили ценности и принципы, которые должны являться фундаментальными в XXI веке. Но самое главное, были сгруппированы по четырем основным блокам конкретные задачи, в отношении которых государства «преисполнены решимости»: мир и безопасность, развитие, экономические и социальные вопросы и гуманитарные вопросы, причем вопросы прав человек являются сквозной темой. Данный доклад стал одним из наиболее проработанных и конкретных за все время целенаправленного реформирования ООН. Он содержал 101 рекомендацию, непосредственно связанную с деятельностью и структурой организации, и ряд мер по повышению эффективности.
В 2002 году Кофи Аннан охарактеризовал ООН в своем докладе по программе дальнейших преобразований. Эти слова отражают основную суть процесса реформирования данной международной организации. Она меняется вместе с тем, как меняется мир, его проблемы и потребности.
1. Необходимость реформы Совета Безопасности:
В ООН 192 страны-участницы, а в Совете Безопасности (который отвечает за мировой порядок) всего 15 членов. Принятие решений в Совете Безопасности страдает не только за счет права «вето» постоянных членов, но и за счет малочисленности его состава (получается, что все остальные страны не могут принять участие в поддержании мира и безопасности).Количество постоянных членов – всего 5, и их выбор обусловлен результатами Второй мировой войны, что не устраивает многие страны, так как они имеют более высокой уровень развития, демографический потенциал, и так далее. На статус постоянного члена претендуют: Япония, Германия, Индия, Бразилия, Италия и некоторые другие страны.
Право «вето» позволяет постоянным членам серьёзно влиять на решения Совета Безопасности, хотя в международном праве все государства юридически равны и голос представитель одного государства не должен быть ценнее, чем голос другого.
Нарушение равенства представительства – непостоянные члены Совета Безопасности избираются Генеральной Ассамблеей в соответствии со степенью их участия в поддержании мира и безопасности, а, следовательно, у стран с низким уровнем развития мало шансов попасть в Совет Безопасности.
2. Реформирование Генеральной Ассамблеи:
О проблемах Генеральной Ассамблеи и повышении эффективности деятельности и авторитета в первую очередь думает сама Генеральная Ассамблея. Меры по реформированию содержатся в: резолюциях 58/126 (19 декабря 2003 г.) и 58/316 (1 июля 2004 года).
Среди мер особо выделены:
1. Подотчетность Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи и повышение качества предоставляемых им докладов о своей деятельности.
2. Взаимодействие Председателей ГенАссамблеи, СовБеза, Экосос, тесное сотрудничество.
3. Совершенствование методов работы – сессионный порядок, выработка расписания сессий.
4. Рациональное использование средств финансирования.
Главной проблемой Генеральной Ассамблеи является то, что она представляет собой международный орган, включающий в себя абсолютное большинство государств, решения которого не обладают нормативной силой.
3. Реформа Секретариата: