Фрагмент для ознакомления
2
1.Соотношение понятий «арбитраж (третейские суды)» и «третейское разбирательство».
Арбитраж (третейское разбирательство) - процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения).
Применительно к области третейского разбирательства важно понимание терминологии, которой оперируют российские правоведы. Используемые термины «арбитраж» и «третейский суд» являются синонимами, если речь идет о частном юрисдикционном образовании, рассматривающем переданный на его разрешение гражданско-правовой спор. Изредка можно встретить в качестве синонима указанных понятий использование терминов «трибунал» или просто «суд».
Однако в силу ряда исторических особенностей развития отечественной юрисдикционной системы термин «арбитраж» в российской правовой терминологии приобрел еще одно значение, которое в какой-то степени заслонило его первоначальное значение. Речь идет о том, что термином «арбитражный суд» обозначаются государственные суды, рассматривающие экономические споры с участием предпринимателей.
При этом сохраняется и второе значение этого термина, подразумевающее, что арбитражным судом является негосударственный юрисдикционный орган, образованный соглашением частных лиц для разрешения гражданско-правового спора.
Таким образом, существует определенный диссонанс в восприятии термина «арбитраж» неподготовленным слушателем. Особенно это касается иностранных юристов и предпринимателей. Применительно к системе «арбитражного права» / «права третейского разбирательства» термин «арбитраж» многозначен. Он используется как минимум в четырех значениях.
Во-первых, под арбитражем понимается один из способов защиты субъективного гражданского права, альтернативный государственным судебным способам защиты права (ст. 11 ГК РФ).
Во-вторых, арбитраж означает орган, организующий третейское разбирательство переданного на его разрешение правового спора (постоянно действующее арбитражное учреждение).
В-третьих, под арбитражем (арбитражным судом) подразумевается конкретный состав третейского суда, который рассматривает спор.
В-четвертых, под арбитражем понимается процедура третейского разбирательства. В основном именно в этом значении используется этот термин в действующем Законе об арбитраже (третейском разбирательстве).
В целях упорядочения понятийного аппарата, термин «третейский суд» чаще всего используется в значении «частный юрисдикционный орган, разрешающий переданные на его рассмотрение гражданско-правовые споры»; термин «третейское (арбитражное) разбирательство» — в значении «деятельность третейского суда по рассмотрению переданных на его разрешение гражданско-правовых споров»
2.Понятие, природа, место и назначение третейского разбирательства гражданских дел.
В соответствии со ст.11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях - в соответствии с договором.
Третейский суд — негосударственный орган (суд), избранный или учрежденный по соглашению сторон для рассмотрения возникшего или могущего возникнуть между ними гражданско-правового спора.
В Федеральном законе от 4 июля 2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" термин "третейский суд" употребляется в двух основных значениях.
Во-первых, как общее наименование института третейского суда, имеющего два вида - постоянно действующий третейский суд и третейский суд для решения конкретного спора (третейский суд для разрешения конкретного спора).
Во-вторых, применительно к составу третейского суда, избираемому (назначаемому) для разрешения конкретного спора в третейском суде любого из двух его видов.
Третейский суд при разрешении споров руководствуется законами Российской Федерации и иным законодательством, действующим на территории Российской Федерации, законами и иным законодательством республик в составе Российской Федерации, другими нормативными актами, межгосударственными соглашениями, международными договорами. Третейский суд применяет нормы права других государств в случаях, предусмотренных законодательством либо договором сторон.
В соответствии с законодательством о судебной системе и судоустройстве третейские суды не входят в систему государственных судов, не являются элементами российской судебной системы. Третейские суды являются своеобразным институтом, выполняющим весьма специфическую функцию, направленность которой хотя и отражает необходимость защиты гражданских прав.
Третейские суды имеют частный характер, поскольку образуются самими участниками гражданско-правовых отношений; государство не участвует в процессе их непосредственного формирования и непосредственной деятельности, ограничиваясь установлением общих правил их создания и деятельности. Выполняемая третейскими судами функция - защита нарушенных или оспоренных гражданских прав путем разрешения передаваемых на их рассмотрение споров - имеет и публично-правовой аспект, поскольку является одним из правовых инструментов, обеспечивающих состояние правопорядка в государстве. Это отражается и в ряде юридических конструкций, при помощи которых обеспечивается эффективность деятельности третейских судов, таких, например, как принятие мер по обеспечению искового требования; принудительное исполнение решений третейских судов, осуществляемое при содействии и с санкции государственных судов; институт оспаривания в государственных судах решений, принимаемых третейскими судами, и пр.
То обстоятельство, что третейские суды не входят в судебную систему российского государства, объясняется тем, что третейские суды, будучи образованиями частноправового характера, не осуществляют правосудия как особого рода государственной деятельности. Хотя система третейского судопроизводства и близка по направленности своей деятельности системе государственных судов, но она не может быть инкорпорирована в эту систему, поскольку третейское разбирательство все-таки покоится на несколько иных принципах. Поэтому в третейском разбирательстве в отличие от системы государственного правосудия разрешение споров может основываться на принципах, несовместимых с принципами правосудия (например, закрытость, конфиденциальность третейского разбирательства).
Третейское разбирательство в подавляющей своей части строится на изъятиях из процессуального права, на тех изъятиях, которые диктуются усмотрением сторон. На третейские суды не распространяется в обязательном порядке действие нормативных правовых актов, которыми регламентируется процедура деятельности государственных судов.
Деятельность третейских судов направлена на разрешение споров, вытекающих из гражданских правоотношений, и принятие по результатам такого рассмотрения актов, имеющих юридическое значение. Осуществляется эта деятельность исключительно в процессуальных формах. Источником соответствующих процессуальных форм выступают как нормы действующего законодательства, так и те нормы, которые установлены соглашением сторон, передающих спор на разрешение третейского суда.
Закон «О третейских судах в РФ» не определяет статус третейского суда, созданного при различных предприятиях, учреждениях, организациях. Вопрос о создании третейского суда в качестве коммерческой или некоммерческой организации учредителем решаться не может. Третейский суд является некоммерческой организацией и это положение императивно, так как третейский суд является одним из юрисдикционных органов защиты субъективных прав и его основной целью не может являться извлечение прибыли.
Говоря о правах и обязанностях третейского суда, следует отметить, что в соглашении с судом стороны обязуются друг перед другом подчиняться велениям суда, а суд имеет право отдавать обязательные распоряжения, направленные на быстрое и правильное разрешение спора и обеспечение его исполнения. Так, в соответствии со ст. 25 Закона «О третейских судах в РФ» суд может не только вынести решение о применении обеспечительных мер, но и потребовать предоставить встречное обеспечение в связи с принятыми мерами.
Суд обязан обеспечить независимое и беспристрастное рассмотрение спора, предоставив сторонам равные возможности для предоставления доказательств и применяя принцип состязательности (независимость и беспристрастность судей, а также состязательность и равноправие сторон - принципы третейского разбирательства (ст. 18 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».)).
Суд обязан заблаговременно направить сторонам уведомление о времени и месте заседания, а также предоставить им равные возможности для изложения и доказывания своей позиции по спорному вопросу (п. 1 ст. 27 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».). В соответствии с п. 1 ст. 28 суд обязан предоставить каждой стороне все материалы, переданные в суд другой стороной.
Согласно ст. 22 Закона «О третейских судах в РФ» суд должен сохранять в тайне сведения, ставшие ему известными в ходе разбирательства. Таким образом, на суде лежит отрицательная обязанность «не разглашать». Интересно, что правопреемники могут освободить суд от этой обязанности (видимо, только совместным решением), хотя они не всегда являются стороной третейской записи. Видимо, именно на суд возложена обязанность вести протокол судебного заседания, если стороны не договорились о том, что процедура рассмотрения не протоколируется (ст. 30 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»). К сожалению, никак не урегулирован вопрос о последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения судом соответствующей обязанности.
Основная задача суда - вынести решение по спору. В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона «О третейских судах в РФ» решение должно содержать: дату принятия, место третейского разбирательства, состав суда и порядок его формирования, наименования и места нахождения организаций, являющихся сторонами разбирательства; ФИО, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан, являющихся сторонами разбирательства; обосновании компетенции суда, требования, возложения и ходатайства сторон, установленные обстоятельства, доказательства, на которых основаны выводы суда, нормативные акты, которыми руководствовался суд.
Резолютивная часть должна содержать выводы об удовлетворении или об отказе в удовлетворении каждого заявленного требования, указывать на суммы расходов, связанных с разрешением спора, распределять их между сторонами, а при необходимости устанавливать срок и порядок исполнения решения.
Согласно п. 3 ст. 33 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» суд обязан вручить каждой из сторон по экземпляру решения. В случае обращения участников спора за дополнительным решением или за разъяснением решения суд обязан в течение 10 дней рассмотреть поданные заявления.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» суд ad hoc обязан передать принятое решение вместе с материалами в компетентный суд (т. е. в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности), а постоянный суд - хранить их в течение пяти лет.
Вправе ли суд требовать исполнения своего решения? Представляется, что стороны не несут перед судом обязанности исполнить решение, они должны лишь выплатить суду судебные расходы, которые ему причитаются, и подчиняться указаниям суда в ходе разбирательства.
3.Виды третейских судов в Российской Федерации.
С учетом мировой практики развития законодательства и правоприменения в сфере третейского рассмотрения гражданско-правовых споров третейские суды, делятся на виды.
По сроку существования третейские суды делятся на:
-постоянно действующие (институциональные). Они существуют как учреждения, специально созданные для рассмотрения споров, и не прекращают свое действие с рассмотрением какого-либо конкретного дела.
- временно создаваемые (третейские суды ad-hoc, временные, изолированные, разовые, инцидентальные третейские суды). Данные суды учреждаются сторонами для разрешения конкретного дела, а после его разрешения суд прекращает свое существование.
По характеру субъектов рассматриваемого спора выделяют:
-третейские суды для рассмотрения споров между субъектами предпринимательской деятельности;
-третейские суды, рассматривающие споры между организациями и гражданами;
-третейские суды для рассмотрения споров между гражданами;
-третейские суды, рассматривающие любые споры независимо от их субъектного состава1
По кругу лиц, с участием которых рассматриваются споры, выделяют:
-третейские суды для рассмотрения споров с участием граждан;
-третейские суды для рассмотрения споров с участием граждан и юридических лиц;
-третейские суды для рассмотрения споров с участием субъектов хозяйственной деятельности и т.д.
По субъектному признаку своей компетенции третейские суды делятся на:
-внутренние, которые рассматривают споры только между субъектами того государства, в котором они расположены;
-международные, которые рассматривают споры с участием иностранных юридических и физических лиц;
-суды, рассматривающие и те, и другие споры.
По предметному признаку компетенции третейские суды делятся на:
-третейские суды общей компетенции: рассматривают любые гражданско-правовые споры в определенной сфере;
третейские суды специальной компетенции: рассматривают только споры, вытекающие из правоотношений определенного вида.
Кроме того, в системе арбитражных судов действуют:
-Международный коммерческий арбитраж;
- постоянно действующие арбитражные учреждения (постоянно действующие третейские суды, институциональный арбитраж) и суды для разрешения конкретного спора (арбитраж ad hoc);
-третейские суды по справедливости (совести);
-Коммерческий арбитраж и инвестиционный арбитраж.