Фрагмент для ознакомления
2
3) Тесты достижений. Оцениваются предметные и метапредметные знания младших школьников.
4) Оценка успеваемости по предмету. Вывод делается на основе анализа текущих отметок, результатов выполнения проверочных работ, экзаменов, а также формирующего оценивания.
5) Опросники и проективные методики. Позволяют оценить познавательный интерес, познавательные потребности, учебную мотивацию, личностные качества школьников. Также опросники могут заполнять родители или учителя, это позволяет сделать вывод о познавательной деятельности школьника.
6) Диагностические пробы и задания. Применяются для оценки познавательных процессов (мнестических, умственных, перцептивных), работоспособности, индивидуальном стиле деятельности и мышления. Диагностика может осуществляться как с помощью компьютерных программ, так и печатных материалов. Обычно исследователи комбинируют несколько разных методов, оценивая различные компоненты познавательной деятельности младшего школьника, исходя из принятой за основу трактовки познавательной деятельности.
34. Значение, особенности и условия развития самосознания в младшем школьном возрасте.
Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно - ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.
В возрасте семи–одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.
Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличив от игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. Теперь, уже в учебной деятельности, ребенок познает себя, у него складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, навыки саморегуляции.
В целом, у детей младшего школьного возраста самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, а суждения о себе – более обоснованными. В самоописаниях младших школьников обнаруживается склонность описывать себя в социальных терминах, появляется стремление подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе, полу, вычленить свои индивидуальные качества, свое отличие от остальных.
Школьная оценка влияет непосредственно на становление самооценки. Оценка успеваемости, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности, и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводит к негативным последствиям.
35. Значение, особенности и условия развития волевой сферы в младшем школьном возрасте.
В период младшего школьного возраста происходит интенсивное формирование и воспитание волевых качеств ребенка. Зачастую, в своей волевой деятельности младшие школьники руководствуются только ближайшими целями, так как пока не могут выдвигать отдаленные цели, которые требует для их достижения промежуточных действий. Поэтому при воспитании и развитии воли необходимо уделять внимание устойчивой целеустремленности, выдержке, инициативности, самостоятельности и решительности. В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других — тормозят. Так, например, бурное развитие нравственных чувств под влиянием школьного коллектива (чувства долга, товарищества и др.) становится к III классу мотивом волевых поступков учащихся. Сначала эти эмоциональные побуждения определяются личными мотивами. Ученик I —II класса на вопрос, почему он не пошел гулять, отвечает так: «Мама будет ругаться», «Боюсь, завтра «двойку» получу», и т. д. К III классу чувства становятся более социальными: «Надо выучить урок, а то схвачу «двойку», класс подведу».
С поступлением в школу на ребенка действует большое количество разнообразных сильных раздражителей. В процессе учебной деятельности он должен уметь сосредоточиться и под руководством учителя осознанно выбрать главное, существенное для своей деятельности. При этом очень важна для младшего школьника доступность целей. Деятельность, направленная на решение доступных для ученика задач, приобретает целенаправленность. Разрешимая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость.
Для начинающего школьника разрешимость задачи часто определяется не только тем, в какой мере он владеет средствами для ее решения, но и тем, насколько ему видна цель. Поэтому ребенку небезразлично, где начало и конец задания. С точки зрения волевой регуляции поведения и деятельности младшего школьника, важно давать задачи (задания) оптимальной сложности. Это обеспечивает переживание успеха вначале, делая тем самым цель более доступной, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания школьника, отказ от усилий. Слишком легкие задания так же не способствуют развитию воли, так как учащийся привыкает работать без особых усилий.
36. Значение, особенности и условия развития эмоций и чувств в младшем школьном возрасте.
Этот возраст обусловлен возникновением осмысленной ориентировки в собственных переживаниях. У младших школьников постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя некоторые еще не могут сдерживать проявление эмоций. Анализ теоретических работ по проблеме развития эмоций и чувств в младшем школьном возрасте позволяет говорить о важности их учета при организации системы нравственного воспитания.
На основе анализа психолого-педагогических исследований были выделены следующие педагогические условия развития нравственных чувств и эмоций: ‒ организация продуктивной интеграции гуманитарного содержания учебных предметов с личностно-развивающими возможностями сферы искусства; ‒ организация творческой деятельности учащихся, направленной на самовыражение и проживание эмоциональных состояний персонажей; ‒ развитие коммуникативных навыков у обучающихся в совместной творческой деятельности; ‒ расширение словаря эмоций младшего школьника; ‒ организация взаимодействия «ученик-родитель», «учитель-родитель». ‒ создание педагогом духовно-воспитывающего пространства, которое способствует практике формирования нравственных чувств младших школьников.
Эмоции младшего школьника чрезвычайно богаты оттенками. Эмоциональный отклик вызывает у него самые разнообразные явления: события, происходящие в его непосредственном окружении и во всём мире, взаимоотношения с другими людьми, свои собственные дела, поступки, мысли, чувства, мир прекрасного. Особенно богаты оттенками эмоции, которые рождаются при общении человека с другими людьми: это и сопереживание, и сочувствие, и ненависть, и жалость, и зависть, и гнев, и умиление, и презрение.
Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребёнка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются основы социальных чувств, возможность получить одобрение, признание взрослых и сверстников, особый статус.
37. Методы изучения развития личности в младшем школьном возрасте.
Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является психологическое наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы. Школьный психолог – практикант ведет дневники наблюдения за учеником, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, учеником, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, и дает им психологическую интерпретацию. На основе накопленного материала составляется характеристика учащегося. Так же проводятся диагностики изучения личности.
Для того, чтобы осуществить глубокое и всестороннее изучение личности, необходимо использовать разнообразные методики изучения.
1.Методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука
Данная методика исследования личности была предложена Дж.Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.
Цель методики: Оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.
Суть методики: обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека Затем проводится опрос по разработанному плану.
2. Тест «Несуществующее животное»
Цель тестирования: регистрация состояния психики, изучение уровня тревожности ребенка, изучение уровня самооценки, изучение внутреннего мира ребенка, определение взаимоотношений ребенка с окружающим миром, выяснение степени адаптации ребенка в коллективе.
Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки — зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»).
38. Основные новообразования младшего школьного возраста. Содержание и симптоматика кризиса отрочества.
Новообразования младшего школьного возраста