Фрагмент для ознакомления
2
Мышление и интуиция. Стадии мыслительного процесса (Г.Уоллес, К.Дункер, О.Зельц, школа С.Л.Рубинштейна). Инсайт и условия его возникновения: эксперименты с применением «метода подсказки» (К.Дункер, Ю.Б.Гиппенрейтер, Я.А.Пономарев, К.А.Славская). Механизмы интуиции: феномены эмоционального решения, эмоционального закрепления (Ю.Е.Виноградов), эмоционального обнаружения проблемы (В.Е.Клочко), роль установок (А.Лачинс), роль осознания побочных продуктов (Я.А.Пономарев). Проблема единства аффекта и интеллекта (К.Левин, Л.С.Выготский).
Активные психологические исследования проблемы мышления начались еще в XVII в c выдвижения различных гипотез, применения различных психологических тестов и исследования испытуемых. Со временем они оформились в ряд теоретических подходов. Основными из них являются механистический, телеологический, целостный, генезисный, личностный (мотивационный), исторический и деятельностный.
В механистическом подходе (Г. Мюллер, Е. Толмен, Г. Саймон и др.) отсутствует понимание специфики мышления по сравнению с другими психическими процессами. Здесь признается обусловленность мыслительного процесса только внешней ситуацией; человек же пассивно подчиняется или собственным диффузным ассоциациям, или объективным стимулам, или алгоритмической программе. Собственная внутренняя активность человека не исследуется, потому признается несущественной.
Основным в телеологическом подходе (от лат. telos - цель), который представлен такими учеными, как А. Кюльпе, К. Бюллер, О. Зельц и др., является понимание мышления как самостоятельного психического процесса, специфика которого заключается во внутренней направленности субъекта на достижение цели, которая сформулирована в задаче. Таким образом, мышление - это активный процесс решения задачи. Активность мыслительного процесса придает ему осознанный характер и побуждает искать существенное в условиях задачи. Источником и основой решения задач является прошлый опыт субъекта.
Основным вопросом в целостном подходе (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Дункер и др.) является вопрос о структуре и механизмы решения творческих задач. Мышление здесь трактуется как внезапное понимание существенных отношений в проблемной ситуации. Это достигается благодаря тому, что части проблемной ситуации восприниматься начинают в новых отношениях. В результате проблемная ситуация переструктурируется и предметы воспринимаются в новом свете, обнаруживают новые свойства. Суть решения задачи как раз и заключается в том, чтобы раскрыть эти новые свойства объекта. Внезапное понимание проблемы, или озарение, В. Келлер назвал интуицией (от англ. insight - проникновение в суть). Прошлый опыт в решении проблемной ситуации не играет решающей роли.
Деятельностный подход (С. Рубинштейн, А. Леонтьев, П. Гальперин и др.) умственную деятельность считает производной от практической: мыслительные действия формируются поэтапно в результате переноса внешних действий во внутренний план. В результате этого предметное действие трансформируется в умственное. Критерием истинности мышления считается общественная практика. Мыслительные действия высшего уровня не могут сформироваться без опоры на предыдущие формы выполнения того же действия.
Под руководством Я.А. Пономарева и Ю.Б. Гиппенрейтер была проведена работа. Они остановились на простых задачах - задачах "на догадку". Такие задачи отличаются тем, что они требуют для своего решения только таких знаний и умений, которые заведомо имеются у испытуемых. Вместе с тем их решение сразу не находится, т. е. условия этих задач сразу не актуализируют у испытуемых нужных связей, вызывающих применение адекватного способа решения. Наконец, этот тип задач характеризуется тем, что если принцип решения данной задачи найден, то его применение уже не