Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие и предмет конституционного (государственного) права России как отрасли права
Конституционное право – ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства и личности, федеративного устройства, организации и деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Предметом конституционного права как отрасли права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:
– основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства Конституции в государстве;
– взаимоотношений государства и личности, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;
– федеративного устройства РФ, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции РФ и предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов РФ и т.д.;
– организации и функционирования системы высших органов РФ: Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, органов судебной власти, а также органов местного самоуправления.
2. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды
Конституционно-правовая норма – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, санкционированное и обеспеченное государством, которое регулирует конституционно-правовые отношений.
Конституционно-правовые нормы имеют свои характерные особенности: имеют свои, характерные источники; имеют исключительный механизм реализации; большая часть содержится в Конституции РФ и в конституциях и уставах субъектов РФ; закрепляют эталоны основополагающих общественных отношений; имеют свою характерную структуру.
Виды конституционно-правовых норм:
– в зависимости от целей правового регулирования: охранительные нормы; регулятивные нормы (специальные, обязывающие, запрещающие, управомочивающие);
– в зависимости от юридической силы: нормы, закрепленные в Конституции РФ; нормы, закрепленные в законах; нормы, закрепленные в подзаконных актах;
– в зависимости от территории действия: нормы, действующие на федеральном уровне; нормы, действующие на уровне субъекта РФ; местные нормы;
– в зависимости от действия во времени: постоянные нормы; временные нормы; исключительные нормы.
Также, конституционно-правовые нормы классифицируются по содержанию, т.е. предмету регулирования.
3. Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты, объекты
Конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Субъекты конституционно-правовых отношений:
– физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства);
– общности людей (народ, население административно-территориальных единиц);
– ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения);
– государства (РФ, субъекты Федерации);
– органы государственной власти: федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т.д.); субъектов Федерации; государственные органы на местах;
– органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т.п.).
Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:
– под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения;
– объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.
Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).
4. Источники конституционного (государственного) права России
Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права по своей юридической силе, территории действия и с учетом разграничения компетенции органов их принимающих делятся на определенные виды.
Конституция Российской Федерации является основным источником и ядром всей отрасли конституционного права. Эта роль Конституции России обусловлена тем, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны ее соблюдать (ч. 1, 2 ст. 15 Конституции).
К источникам конституционного права относятся и нормативные акты, которые могут изменять (пересматривать, вносить поправки) Конституцию РФ. К ним относятся акты Конституционного Собрания РФ, возможность принятия, которых предусмотрена, но пока не реализована в ст. 135 Конституции РФ и законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон и федеральный закон не могут быть формой принятия конституционной поправки и не могут изменять ее положений и не могут стать ее составной частью. В то же время поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта – закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным 1 Конституцией Российской Федерации и во исполнение Конституции Российской Федерации.
Федеральные законы принимаются в случаях, когда Конституцией РФ предусмотрено регулирование общественных отношений именно федеральным законом, а также тогда, когда в силу важности общественных отношений субъекты права законодательной инициативы признают необходимость их первичного регулирования посредством федерального закона разработают его и внесет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
К источникам конституционного права относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Например, к ним относятся указы и распоряжения Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства. Также к источникам конституционного права относятся Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.
Особое место среди источников конституционного права занимают декларации – О государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. а также Прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства.
Международные договоры Российской Федерации и договоры между органами Российской Федерации и ее субъектами также относятся к разновидностям источников конституционного права.
К числу источников конституционного права, действующих на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего Конституции республик и Уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти и содержащие конституционно-правовые нормы.
Особого рода источниками конституционного права считаются акты Конституционного Суда РФ и уставных судов субъектов Российской Федерации. Хотя Конституционный Суд РФ и соответствующие ему органы субъектов федерации не являются органами, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в их решениях правовые позиции имеют юридическое значение. На их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции или уставам.
5. Понятие и юридические свойства Конституции Российской Федерации
Под конституцией (от лат. constitutio– установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.
Юридические свойства конституции – это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:
– Конституция – Основной закон государства;
– юридическое верховенство конституции;
– Конституция – база текущего законодательства;
– прямое действие конституции;
– правовая охрана конституции;
– особый порядок изменения конституции.
6. Особенности российских конституций советского периода
В истории Советской России насчитывается четыре Конституции: 1918, 1925, 1937, 1978 гг. – советские социалистические конституции, развивались в соответствии с принципом преемственности. Им был присущ фиктивный характер.
Конституция РСФСР 1918 г.была принята вскоре после октябрьской революции, она носила классовый характер и опиралась на лозунги большевиков и опиралась на первые декреты советской власти; основой этой Конституции была «Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа». Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя. «Ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения».Закрепила следующие положения: политическое устройство – провозглашение государственной диктатуры пролетариата, форма правления – корпоративная республика, республика советов рабочих и крестьянских депутатов. Органы государственной власти представлял всероссийский съезд советов и высший центральный исполнительный комитет, который избирался на съезде. По форме государственного единства, формально была провозглашена федерация, фактически – это было смешанное унитарное государство.
Конституция 1925 г. – причина ее принятия – образование СССР. Первоначальная редакция Конституции СССР была утверждена резолюцией II-го Съезда Советов СССР от 31.01.1924 г., и состояла из Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР 1922 г. А Конституция РСФСР 1925 г. была принята, соответственно, после создания СССР и принятия Конституции СССР; отразила факт вхождения РСФСР в СССР; нет прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, появились положения, определяющие их статус она опиралась на Конституцию СССР, вместе с тем она воспроизводила многие положения Конституции 1918 г. Всероссийский Съезд Советов (установление, дополнение и изменение основных начал Конституции; окончательное утверждение конституций автономных советских социалистических республик, а также дополнений и изменений этих конституций). Совместному ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежали все вопросы общегосударственного значения.
Последующие конституции РСФСР принимались вскоре после принятия конституций СССР и практически полностью воспроизводили их положения.
Конституция 1937 г. – вступление страны в новый этап ее развития – социализм победил окончательно. Сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главы об основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. Закрепляла руководящую роль ВКПб. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР. Вопрос о внесении изменений в Основной Закон страны «производится лишь по решению Верховного Совета РСФСР, принятому большинством не менее двух третей голосов Верховного Совета».Теперь открыто в государстве диктатуры не существовало. По политической основе РСФСР осталась государством трудящихся, но лозунг диктатуры пролетариата был снят. По форме правления осталась советской республикой. Однако теперь съезд советов упразднен, вместо него создан однопалатный верховный совет. В 1937 г. значительно усилилась централизация полномочий в руках центральной федеральной власти.
Конституция РСФСР 1978г. была принята в соответствии с Конституцией СССР 1977 г., что должно было отразить «вступление в этап развитого социализма». Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР. С 1989 г. в Конституцию вносились существенные изменения, обусловленные демократизацией общества: признание приоритета прав человека, принципа разделения властей, многопартийности, частной собственности. Конституция 1977 г. была противоречивой; статья 7 свидетельствовало о грядущей фашизации общества. Отличительным признаком фашистского государства является слияние партии с государственным аппаратом, а в ст. 7 определили партию как ядро государства. Не полностью в конституции указаны основные права и свободы, например, не было закреплено право на жизнь. Имелся и ряд положительных моментов: статья 9 закрепляла основные направления развития политической системы СССР, и среди этих направлений обозначены демократизация внутриполитической системы, повышение роли населения в решении вопросов государственной жизни, укрепление законности и правопорядка. Права и свободы человека и гражданина имели, помимо процессуальных, политические и экономические гарантии.