- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Философия и история науки.Вопросы
- Готовые работы
- Ответы на билеты
- Философия
Ответы на билеты
Хотите заказать работу на тему "Философия и история науки.Вопросы "?71 страница
0 источников
Добавлена 01.08.2022 Опубликовано: studservis
1862 ₽
3725 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
1 часть: Философия науки
1. Основные смыслы понятия «философия науки»; критерии философского рассмотрения науки. Сциентизм и антисциентизм. Предмет философии науки.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – это
1) Особый тип философского мировоззрения, рассматривающий науку в качестве основного (высшего, единственно адекватного) способа освоения мира, посредством которого человеку открывается истинная реальность.
2) Философская дисциплина (один из разделов философии), сложившаяся и инструментально оформившаяся в середине XX в. исследующая место и роль науки в отношении человека к миру («что такое наука?»), а также бытие и функционирование науки («как функционирует наука? »)
- Критерии философского рассмотрения науки
1) Оно имеет предметный характер, поскольку стремится изучать предметы, как они есть сами по себе, и связано, в конечном счете, с фактами.
2) Предметные соотношения и зависимости предстают в науке как причинно-следственные связи: ничто в мире не происходит без причины, и все приводит к каким-либо следствиям.
3) В научных знаниях представлены не единичные и не уникальные причинно-следственные зависимости, а повторяющиеся, общие или универсальные, поэтому наука дает знание на уровне законов.
4) Знание на уровне законов позволяет с помощью обнаруженных закономерностей рассчитывать протекание событий в будущем или их состояние в прошлом.
5) Знание на уровне законов позволяет с помощью обнаруженных закономерностей рассчитывать протекание событий в будущем или их состояние в прошлом.
6) Объективность — существенный признак научных знаний, не совпадающий с предметностью. Объективность научных знаний — это независимость их содержания от познающего субъекта.
7) Стремление избавиться от субъективных факторов позволяет говорить о ценностной нейтральности науки, в отличие от всех остальных проявлений духовной жизни.
8) Поскольку в науке все организовано по правилам метода, то надо признать технологичность, и в этом аспекте — социальность научного знания.
9) На основе естественного языка наука выработала адекватный содержанию и эффективный в функционировании язык.
-Сциентизм и антисциентизм
Сциентизм – культ науки, поклонение её экспериментальным и математическим методам, абсолютизация роли учёных и научных экспертов в обществе. Сциентизм складывается в Западной Европе с XVI в., достигает апогея к середине XIX –XX в. (особенно в эпоху НТР) и начинает развенчиваться и слабеть под натиском реалий жизни и в противоборстве с идеологией асциентизма.
Вместе с тем сциентизм, сформировавшись в лоне христианских монастырей и выйдя из них, не есть нечто совершенно новое и не имеющее себе аналогов в дохристианской истории. Скорее всего, сциентизм – это обновленная форма языческой магии, продолжение древней магической традиции. Носитель сциентистского сознания – сциентист, сциент. Сциент – человек, искренне верующий во всемогущество науки и питающий святые и восторженные чувства к ученым как служителям храма науки. С момента возникновения сциентизма ему противостоит асциентизм (антисциентизм) – вначале в лице церкви, а затем в лице сторонников ряда направлений светской философии (в наши дни – философии жизни, экзистенциализма, персонализма и др.). Асциент – идейный противник сциентизма, развенчивающий культ науки и веру в непогрешимость ученых, в способность науки взять на себя роль общественного лидера. (Термины «сциент», «асциент» и «асциентизм» предложены и введены в научный оборот проф. Урал, унта Д. В. Пивоваровым в 1990 г.)
Антисциентизм имеет множество градаций, начиная с радикального осуждения светской (немонастырской и не подвластной церкви) науки как дьявольского наущения и кончая самым либеральным антисциентизмом, который уравнивает науку в правах с искусством, религией и иными формами общественного сознания и отвергает только оценку науки как высшей формы познания. Религиозные асциенты объясняют появление сциентизма доктриной о грехопадении человека: Ветхий Завет повествует, что сатана внушил первым людям вкусить с древа познания добра и зла и стать через это подобными богам; известно также, чем закончилась вся эта история – изгнанием из Эдема. Традиционалисты (Р. Генон, Г. Гурджиев, П. Д. Успенский и др.) призывают падшего человека вернуть к себе доверие Бога, возвратиться к традиционным ценностям и способам деятельности, перестать уповать на научнотехнический прогресс, прекратить пытать природу, брать пример с «закрытой» (монастырской) науки Востока, которая больше полагается на умозрение, а не на эксперимент. По мнению культуролога М. К. Петрова, понятие эксперимента первоначально связывалось с судебным дознанием под пыткой (от лат. peirates – пират, испытатель), затем оно стало сопрягаться с деятельностью европейского ученого Нового времени – пытателя природы, естествоиспытателя.
Ослабевание и отступление сциентизма в конце XX столетия вызвано не только иррациональными социальными последствиями НТР и надвигающимся экологическим кризисом, но также и рядом гносеологических причин, в силу которых наука стала более трезво оценивать свои возможности и границы. Если прежде «научность» и «истинность» рассматривались почти как синонимы, то сегодня вместо термина «истина» к научной продукции предпочитают относить предикат «практическая эффективность», а «истинный разум» заменяют понятием «операциональный интеллект» (Г. Башляр).
Предмет философии науки.
Наука изучается как особая деятельность человека, и это порождает философские проблемы методологии науки, логики научного познания. Как вид культурной деятельности, наука предполагает совместные действия людей, включенность исследователя в коллективный субъект миростроения. Поэтому философия науки изучает формы коллективной научной деятельности и способы ее организации, процессы коммуникации и ее формы, науку как отрасль духовного производства и как социальный институт, ее функционирование в обществе и историческое развитие.
Наконец, наука существует как продукт, результат деятельности субъекта – в качестве научного знания. Философия науки изучает это знание, его специфические характеристики и отличия от иных видов знания. Научное знание исследуется как развивающаяся система с точки зрения, как его единства, так и многообразия. Поскольку научное знание представлено в знаковой форме, философия науки занимается семиотическими и семантическими исследованиями науки и ее языка.
2. Наука как объект философии науки; основные аспекты бытия науки. Эпистемология, социальная философия науки, философская культурология науки.
Наука – особая сфера человеческой жизнедеятельности, лежащая в основе развития современной цивилизации, ориентированная на получение истинного знания об окружающем мире и самом человеке, которое можно воплотить на практике.
На каждом этапе развития науки была своя специфика познавательной деятельности. Результатом научной познавательной деятельности является научное знание. Вопрос о критериях научного знания - один из самых важных.
Аспекты бытия науки - сущностные признаки науки, которые являются необходимыми и достаточными для определения ее как феномена.
1) Исторический аспект. Наука меняется и имеет несколько исторических форм (античная, средневековая, классическая, неклассическая, постнеклассическая). Античная наука нацелена на созерцание подлинного бытия (сущностей) вещей. Средневековая наука полагается на «сверхчувственный опыт откровения» (темное время, религия). Классическая наука опирается на факты, добытые в эксперименте. Еще есть восточная наука (нацеленная на практику) и европейская (построенная на логике и доказательствах).
Этими вопросами занимается история и культурология науки.
2) Наука - это особый вид познавательной деятельности, целью которой является достижение объективный информации об окружающем мире. Это позволяет эффективно использовать научные знания в практической деятельности. Рассмотрение данного аспекта бытия науки до сих пор остается доминирующим в философии науки. Этим занимаются дисциплины эпистемология (исследует объективное знание) или логика и методология науки. Круг проблем: критерии научности, достоверности и объективности знаний, основания для разграничения научных знаний на фундаментальные и прикладные, специфика эмпирического и теоретического уровней научного исследования и их методов, особенности организации научных знаний в фактах, гипотезах, теориях.
3) Наука как социальный институт. Это разновидность социальной деятельности, которая стала профессией для многих людей. Возникла многоуровневая и многофункциональная система научных организаций, что и называется социальным институтом науки. Наука как социальный феномен стала предметом изучения социологии науки, которая возникла в 30-е гг. XX столетия. Видными представителями ее являются Р. Мертон («Наука, техника и цивилизация в Англии XVII столетия»), К. Манхейм, Дж. Бернал («Наука в истории общества», «Социальные функции науки»). Само содержание научных знаний зависит от социального бытия науки. Основные вопросы социологии науки: особенности науки как профессии; ценности ученых; социальные функции науки.
4) Наука – особое явление культуры. Классическая наука в её стремлении достичь объективности знания максимально абстрагировалась от всего, что связано с ценностным миром человека, т.е. от культуры. Раньше и в философии науки наука и исследовалась как некое внекультурное (или надкультурное) образование, она выше субъективных искусства, религии и морали. Эта позиция свойственна позитивизму и является крайностью. Вернадский считал, что есть только внешние связи науки с культурными воззрениями. В 80-е гг. 20 века появилась культурология науки и появился подход, что наука имеет такой же культурный статус, как и остальные формы культуры. Шпенглер считал, что нет единой науки, их столько же, сколько и культурно-исторических типов: арабская, египетская наука.
Соответственно выделенным четырем аспектам бытия науки, составными частями философии науки являются история науки, эпистемология (или логика и методология науки), а также социология и культурология науки.
3. Многообразие философских концепций науки конца ХIХ - первой половины ХХ ст.: неокантианство, неорационализм, феноменология, структурализм и герменевтика (2 концепции по выбору).
Неокантианство - рационалистическое течение в немецкой философии рубежа XIX-XX вв., возникшее как реакция на иррационалистические направления сер. и к. XIX в. Неокантианцы обращаются к идее критической философии И. Канта, т.е. философии, которая должна начинать с критического анализа возможностей и пределов познания.
Как считают неокантианцы, философия науки должна обозначить условия и границы научного освоения мира. Наука не способна осмыслить критерии научности, т.е. фундаментальные принципы самой науки и условия истинности научных знаний. Философия должна быть логикой и методологией науки. Сама же наука определяется тем, что в каждой науке столько науки, сколько в ней математики.
Если говорить собственно о самой философии науки неокантианцев, то можно выделить следующие моменты.
1) Отождествление философии науки с логикой и методологией науки. Философия должна исследовать не структуры бытия, а структуры знания и быть не метафизикой или онтологией, а теорией познания, методологией.
2) Если философия науки это методология то, она выявляет специфику не каких-то конкретных методов, а некие общие методы. Но общие методы, абстрагированные от содержательной стороны научных знаний, описываются логикой в узком смысле. Тем самым у неокантианцев и происходит слияние методологии (= учения о методах) и логики (= учения о форме и формальном).
3) Исходной и самой элементарной формой научных знаний, с помощью которой достигается объективность и предметность в содержании научных знаний, являются, научные понятия. Под общими методами исследования понимаются способы образования понятий, то есть способы подведения единичного (частного, фактуального) под общее (закономерное). Отвлекаясь от специфики понятий и методов наук, мы постигаем формальную составляющую наук о природе.
4) История науки для неокантианцев не самоцель, они привлекают историко-научный материал для того, чтобы понять современную им науку. Развитие науки они оценивают как прогрессив-
ное. Наука, по их мнению, развивается медленно и постепенно из донаучной, мифологической
стадии. А по достижении стадии науки развитие знаний идет путем теоретизации, – от эмпирических исследований, когда преобладают закономерности, выявленные путем всевозможных делений и классификаций, наука поднимается к повсеместному использованию математических методов, за счет которых достигается уровень более глубоких обобщений и выявляются законы науки.
Неорационализм - Одно из направлений философии науки к. XIX – пер. пол. XX столетия. Самым видным представителем данного направления является Г. Башляр (1884–1962). Именно наука – носитель высочайшей духовной ценности. Научная мысль способна активизировать интеллектуальные способности человека, которые и отличают род человеческий. Вместе с тем наука является для него источником и духовных исканий, и новаций современного человечества, что, очевидно, более значимо, чем только развитие интеллекта. Г. Башляр критически оценивает современную ему рационалистическую философию науки. Научные факты и открытия в философских текстах лишь комментируются, механически суммируются, но никак не развиваются, а значит, по словам мыслителя, не объясняются эффективно. Философия науки должна стать прикладным рационализмом, это значит, что она должна стремиться понимать, что происходит в науке, не бояться погружаться в нее, одновременно выходя за пределы самой науки, чтобы осуществлять сравнение того, что было в науке и что стало, тем самым производя необходимый синтез.
Основные положения философии науки. Башляра сводятся к следующему:
1) Выделение в философии наук две возможные теоретические позиции: реализм (существование объективной реальности в независимости от субъекта) и рационализм (разум источником познания и критерий его истинности). Их двойственность неустранима в силу того, что сама наука обладает двойственностью фактуального и теоретического содержания, опытного и математического знания.
2) Современная наука имеет дело не с обычной реальностью, под которой принято понимать то, что непосредственно дается в опыте, это для него реальность первого уровня. Реальность, к которой обращена новая наука, он называет реальностью второго уровня. Научная реальность – это рационально обработанная реальность, сконструированная человеком; это реальность, преподанная сквозь экспериментальную, лабораторную, инструментально-техническую, проективно-конструкторскую обработку первичной реальности. Он внедряет идею о реальности как реализации, как искусственном порождении и специально созданном конструкте.
3) Эволюция понятий заключается в обретении ими целого спектра смыслов, из которых нельзя выбрать какой-то один-единственный, поскольку каждый из смыслов привязан к определенной теоретической конструкции. Вновь появляющиеся теории не отбрасывают ранее существовавшие теории, а обнимают их собой, разные теории сосуществуют, не нарушая границ друг друга, что и приводит к многосмыслию базовых понятий; при этом есть определенный порядок трансформации этих смыслов – от реалистских к рационалистским и сверхрационалистским.
4) В философии науки неорационализма разрабатывается вопрос о развитии науки, связанный с определенной трактовкой истории науки. Он выделяет возможности выделения этапов развития науки, признавая при этом прогрессивный характер ее изменений, критерий которого он видит в усилении рациональности науки при одновременном освобождении от начальных элементов реализма.
5) для того чтобы принадлежать науке своего времени, не нужно забывать о социальных условиях ее существования. Социальный статус присущ не только прикладной, но и чистой науке. Социальность науки в том, что она существует в особых общественных организациях внутри отдельной страны и в мировом масштабе. Научная деятельность в современных условиях носит коллективный характер, поскольку она невозможна без связи с предшественниками и обмена знаниями с современниками
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – Основоположник Э. Гуссерль «Логически исследования», «Феноменология и основание наук». Наука для него - главная тема, вокруг которой строится терминология. Говорит о кризисе науки, рассматривает его в контексте всей Европейской цивилизации.
Гусерль заявляет о кризисе науки, поскольку наука того времени переходила чисто к прикладному характеру отделяясь от науки. Он предлагает заглянуть вглубь происходящего – ведь нельзя измерять науку только по масштабу ее практических успехов. Самое важное и существенное основание – оценка ее жизненной значимости. Он считает, что современная ему наука утратила именно свое жизненное значение. В этом видит он суть кризиса, потрясающего сам смысл науки. Гуссерль считает, что без философской деятельности невозможно построение научных теорий. Рефлексия философа органично вписывается в ткань научной теории, придавая осмысленность предмету научного исследования и его методу. По его мнению, античная наука была слита с философией и способна была ставить предельные вопросы бытия, связанные со смыслом человеческого существования.
4. Позитивистская традиция в философии науки и ее эволюция: классический позитивизм и эмпириокритицизм.
Позитивизм возник в 20-40-х гг. 19 века. Позитивизм подчеркивает надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности. Он отдает предпочтение эмпирическим методам познания и считает, что философия должна заниматься наукой.
Позитивизм прошел ряд стадий в своем развитии. Выделяют классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль и др.), эмпириокритицизм (Э. Мах, В. Оствальд, Р. Авенариус и др.), логический позитивизм, или неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, А. Айер) и постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос).
Классический позитивизм. Основоположник – Огюст Конт. Представители – Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер.
В традиции позитивизма заложено:
- дистанцирование метафизики, ее критика, признание ее детством науки
- позиция эмпиризма: критерием реальной науки является полагание на опыт, эксперимент. Методом даже дедуктивной науки становится индукция
- феноменолизм: главная функция науки – это описание, потому что закон - это постоянное отношение между наблюдаемыми. Они были против раскрытия причин, тайн явления и т.д.
- единство науки, понятой из её самой + физикализация как одна форм установления единства науки
Основные идеи Конта:
• рассматривает науку с позиции эмпиризма, т.к. критерием научности является возможность выявить экспериментальные, опытные основания
• научный закон – постоянные отношения между наблюдаемыми явлениями. Но фиксация постоянных отношений между наблюдаемыми явлениями нужна не сама по себе, а нужна чтобы предвидеть. У законов должна быть предсказательная функция, что является целью научных теорий.
• признание относительного характера научных знаний. На каждом этапе существования человечества оно ограничено возможностями. Поэтому научное знание не претендует на абсолютность. На абсолютность знаний претендовала метафизика
• Эмпиризм проявляется и в трактовке метода науки. Особое внимание методу уделял Джон Стюарт Милль. По отношению ко всем областям науки присуща индукция как обобщение из опыта. Если где-то эксперимент ограничен (в астрономии, психологии, социологии), научное знание носит дедуктивный характер. Разделение наук можно провести на индуктивные и дедуктивные. Дедуктивные науки полагаются на некие аксиомы, а они в конечном счете все же выводимы из опыта. Таким образом, методы научного исследования в конечном счете сводятся к индуктивному методу, базирующемуся на эмпиризме.
• единство наук:
- Идет выработка названий наук: раньше было философия природы – естественные науки. Науки о духе, моральные науки – гуманитарные науки
- Иерархия теоретических наук Конта: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Иерархия строится из соображений догматичности (науки располагаются последовательно их зависимости друг от друга) и историчности (науки располагаются по ходу их действительного развития, от древних к новым). По степени убывания общности (математика изучает закономерности, которые приложимы ко всей системе наук, а вот биология – только к миру живого) и по степени возрастающей сложности.
- физикализация – процесс использования фундаментальных понятий физики в других областях науки. За период от Галилея до Ньютона физика смогла проявить себя и выработала базовые фундаментальные понятия, которыми могут воспользоваться все остальные области научного знания
• «искусство» – прикладные науки. Этимологически оно связано с древнегреческим «технэ» - то, что связано с творением, делом человеческим. Искусству противостояло «фюсис» - естественная природа. Искусство – это то, что применяет законы науки на практическую жизнедеятельности человека. Законы превращаются в правила действия. В искусствах научное знание приобретает технико-технологический характер, позволяющий говорить, как нужно использовать законы в практической жизнедеятельности человека. Конт ратует за гармонию науки и искусства. Не нужно преувеличивать значение практических потребностей, чтобы не погубить теоретические науки, но в то же время теоретические науки надо развивать таким образом, чтобы они имели значение для прикладных наук.
• В отличие от последующих этапов, классический позитивизм был тесно связан с проблемами современного им общества. В качестве критерия развития общества Конт берет умственное состояние, интеллект общества. 3 этапа развития общества:
1. теологическая стадия - познание с помощью фантазирования, стремление к абсолютному знанию
2. метафизическая стадия - воображаемые боги вытесняются понятиями сущностей, первопричин, целей явлений
3. позитивная стадия - преодоление метафизики, стремление к познанию действительных законов природы. Позитивное мышление обладает научной силой
• По мнению Конта, позитивное мышление позволит обществу перейти к новым условиям для развития. Эти условия – порядок и прогресс. Порядок – это условие прогресса, прогресс – это цель порядка.
• Конт созданную им социологию называл социальной физикой, которую он разбил на социальную статику, изучающую структуру общества, и социальную динамику, изучающую изменчивость связей между разными социальными группами.
• К восприятию нового позитивного мышления более приспособлены не ученые, которые развивают его, а народ, т.к. он производит реальную среду обитания, а позитивное мышление тоже развивает реальную науку. В народе он выделяет класс пролетариев, которые он называет производителями. Эти идеи предвосхитили идеи марксизма.
Эмпириокритицизм – вторая волна в развитии позитивизма. Возникла как ответ на события в самой науке. Это позитивизм на этапе неклассической науки. Появляется в последней четверти 19 века. Представители – Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Вильгельм Оствальд. Эмпириокритицизм иногда называют махизмом.
• критическое отношение к философии: она должна быть теорией познания, а не метафизикой. Философия должна вырасти из самой науки, должна представить и раскрыть закономерности познания.
• Мах считает, что Конт недооценил психологию как науку. Чтобы с научных позиций понять, что представляет собой познавательная деятельность, необходимо обратиться к психологическим аспектам познания. Такая теория познания будет одновременно методологией, которой можно руководствоваться.
• Биологическо-экономическая позиция Маха в теории познания. Человеческое сознание – это составляющая психики, а значит, человек познает с помощью психики – чувственного восприятия, ощущения, воли, памяти, фантазии и т.д. В своих истоках познавательная деятельность есть высший этап в развитии биологической способности человека как живого существа, как средство адаптации человека к окружающей среде, самосохранения.
Наука вырастает из обыденного мышления как наиболее экономное приспособление мыслей к фактам и мыслей друг к другу. Наука – ресурс эволюционного развития человека.
• Эксперимент. Очищение опыта от всего внеопытного, от философских, гипотетических конструкций (абсолютное пространство/время). Мах считает, что научный эксперимент в истоках возникает из инстинктивного эксперимента, который есть у животных (слова биологическая позиция). Он закрепляется в виде ассоциаций в сфере психики.
Он отличает наблюдение от опыта следующим образом: наблюдение – это своеобразный вид созерцательной деятельности, отсутствует изменение обстоятельств действия, тогда как эксперимент – это метод изменений параметров наблюдаемого объекта (например, метод вариации). Контролируемый мышлением эксперимент становится научным экспериментом.
2 разновидности эксперимента: физический и умственный. Умственный предваряет физический, если результаты умственного эксперимента являются определенными и не вызывают сомнения, то его бывает и достаточно. Математика построена на умственном эксперименте. Если же есть сомнения, он должен быть продолжен физическим экспериментом.
• Законы науки. Дает критику субъективизма как позиции, что законы – это то, что изобретено человеком и объективизма как позиции, что законы присущи самой природе. Закон – это ограничитель желаний и возможностей человека (снова биология). В своем зародыше законы связаны с тем, что во в ходе ранних этапов древний человек сталкивался с разными ситуациями и понимал, что одна ситуация является для него желательной, другая – нет. В его психике возникали ассоциации, которые связывали в окружающей среде события как желаемые и как нежелаемые. Эти ассоциации – функциональные зависимости и в психической деятельности, и между объектами окружающей среды. Постепенно эти функциональные зависимости трансформируются в закон, а закон трансформируется в математические формулы. Закон носит и объективный характер, как то, что ограничивает возможные пути действия, желания и возможности человека в окружающей среде. Но он и связан с психикой человеком и в этом смысле закон субъективен.
Законы науки не раскрывают скрытые сущности, также выполняет функцию описания и предвидения
• Элементы мира. Исходя из принципов экономия мышления, все области научного знания состоят из одинаковых элементов. Элементы мира представляют из себя единство физического и психического. Физическое, наблюдаемое, объект – это то, как человеку как представителю человеческого рода дается все то, что его окружает (определенный диапазон восприятия звука, света). Психическое – это то, что принадлежит какому-то конкретному индивиду в связи с его психическому особенностями.
Мах схватывает важную характеристику эксперимента неклассической науки, который лежит в основе открытия физики микромира. В ней мы не можем отстранить наблюдателя от наблюдаемого, всегда есть примесь субъективности. В элементах мира Мах говорит о неразрывной связи объекта и субъекта
• Единство науки. Мах негативно оценивает материализм. Если все материально в этом мире, откуда берется сознание и ощущение? Он критикует и кантовкий дуализм. Есть мир вещей-в-себе, он не познаваем, и есть то, как он нам является.
Мах отстаивает позицию единства физического и психического, критический психомонизм. Все науки обретут совершенный характер единства, если мы признаем единство физики и психологии. Оно создает совершенную науку.
5. Позитивистская традиция в философии науки и ее эволюция: логический позитивизм и его критика постпозитивизмом.
Позитивизм – одно из главных направлений в философии науки, возникшее в 30-х гг. 19 века. Понятие «позитивизм» обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Основная цель позитивизма — получение объективного, научного, «положительного» знания.
Позитивизм прошел ряд стадий в своем развитии. Выделяют классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль и др.), эмпириокритицизм (Э. Мах, В. Оствальд, Р. Авенариус и др.), логический позитивизм, или неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, А. Айер) и постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос).
Логический позитивизм (неопозитивизм). Ядро – «Венский кружок». Повлияли на развитие Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Э. Мах. Основатель – М. Шлик, яркий представитель – Р. Карнап.
Предпосылки появления третьей волны позитивизма – наука начала математизироваться, теоретизироваться и формализоваться. Члены кружка вдохновлялись идеей обновления науки и философии, прочного эмпирического (опытного) обоснования науки и ее преобразования в соответствии со строгими стандартами математической логики и математического языка. Язык науки – главное проблемное поле логических позитивистов.
Основные положения логического позитивизма:
1. Сциентизм: естественные науки и математика - это высшие достижения человечества, научное знание - это основополагающий фактор взаимодействия человека с миром. В радикальном проявлении наука связывается с математическим естествознанием, большинство социально-гуманитарных наук не нацелены на истину, так что они не науки.
2. Эмпиризм: наука основана на опытном методе
3. Феноменализм: законы науки не объясняют мир, причины и сущности мира, а описывают зависимости между опытными данными
4. Философия – это не наука и даже не знание. Если философия хочет сблизиться с наукой, она должна заниматься критикой и логическим анализом языка науки. Философия науки – это логика науки. Отсюда название направления – логический позитивизм. Предложения логики тавтологичны, в них нет новой информации. Это не синтетические, а аналитические предложения, как у математики. Заниматься ей могут только специалисты в области математической логики, которые могли формализовать язык науки.
5. Развитие науки для логического позитивизма – это процесс развития языка науки, его очищения от метафизических наслоений, неправильных способов употребления, противоречивости и т.п. Проблема демаркации (отличия подлинной науки от псевдонауки) они связывают с языком науки. Эту проблему решает принцип верификации (введен Р. Карнапом): научное знание должно быть верифицируемо, т.е. проверяемо с помощью эмпирических подтверждений. Слова и предложения языка науки сводятся к «протокольным» предложениям. Если их нельзя свести, то это бессмысленное предложение. Эмпирическим образом устанавливается истина протокольных предложений и делается индуктивный вывод: более общие предложения науки истинны.
6. Радикальное отношение к метафизике. Метафизика оперирует бессмысленными выражениями. Она заражена словами, которые никак опытным путем не проверяемы. Р. Карнап «Преодоление метафизики логическим анализом языка». У Б. Рассела была более умеренная позиция: возможны обобщения в объяснении мира, выходящие за пределы наук. Витгенштейн: «О чем нельзя сказать, лучше молчать» - философия (метафизика) не может сказать о мире ничего осмысленного, а значит, ей следует молчать. Р. Карнап: «философия (метафизика) не может описывать мир, но она может быть средством выражения чувства жизни, поэтому её интересно читать. Но нужно помнить, что есть и более значимые способы выразить чувство жизни, например, искусство».
7. Единство науки:
- Истины и знания разных наук связаны друг с другом, они части единого целого
- Возможно, удастся создать универсальный язык науки
- Прорабатывается идея физикализации языка науки
Критика логического позитивизма постпозитивизмом. Недостатки:
1. Они претендовали на то, чтобы показать, что есть реальная наука, а вместо этого создали абстрактную схему, которая не имеет отношения к реальности;
2. Рассматривали только развитое состояние науки, а оно всегда достигает теоретического уровня исследования. Логические позитивисты рассматривают его в «черно-белом цвете» (редукционизм) - через соотношение эмпирического и теоретического научного знания;
3. Раз они берут уже развитое состояние науки, из проблемного поля выпадает развитие, динамика науки, и, соответственно, её история;
4. Сознательно абстрагировались от внешних факторов и условий существования и развития науки – социальных, психологических, культурных, а также от влияния философии на науку.
5. Критике была подвергнута попытка элиминации (устранения) философии из науки. Классические вопросы метафизики оказались значимы для анализа процесса познания (для эпистемологии). Понятие свободы, долга, моральные отношения, этические принципы влияют на процесс познания.
6. В структуре научных теорий оказались высказывания, которые не поддаются верификации. Однако в псевдонауках оказались высказывания, которые имеют множество верификация (см. билет 1.23, где Поппер критикует верификацию как критерий демаркации)
6. Постпозитивистские концепции науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд). От логики науки к истории науки.
В 60-70е гг. XX века стали высказываться по поводу того, что история науки - это не просто прошлое, которое надо сдать в архив, история науки раскрывает само существо, саму суть науки.
Кун говорил, чтобы понять, с каким человеком мы имеем дело, мы хотим разобраться в его истории, т.к. все, что в нем есть сегодня, было сформировано в прошлом. То же самое и с наукой.
Обращение к истории науки становится философским её исследованием. Отмеченный переход получил выражение «от логики науки к истории науки».
КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ К. ПОППЕРА. Карл Поппер (1902-1994) – британский философ, физик-теоретик. Его концепция является альтернативой теории науки философов Венского кружка. Одним из существенных вопросов спора является проблема критериев научности.
Философы Венского кружка отстаивали верификационный критерий, согласно которому главным существенным признаком научности (научность = истинность) теории является то, что она адекватно описывает эмпирическую реальность. К. Поппер разводит понятия истинности и научности. Согласно К. Попперу научная теория, подтвержденная фактами, не является истинной. Наблюдения подбираются под уже существующую теорию и, следовательно, зависят от нее. Верификация может лишь увеличить убежденность наблюдателя в собственной правоте. Философы Венского кружка считали, что утверждение, желающее быть научным либо подтверждаться фактами – быть истинным, либо фальсифицироваться. К. Поппер возражает на это: так как истинность высказывания не может быть доказана, оно может быть только частично разрешимым – давать возможность для фальсификации. Научные высказывания, по К. Попперу, могут быть либо опровергнутыми, либо приемлемыми (пока не опровергнутыми). Тем самым принципу верификации К. Поппер противопоставляет принцип фальсификации.
Концепция Т. Куна базируется на новом понимании исторического развития науки. Т. Кун не соглашается с классическим пониманием истории науки, достижения, складываясь друг с другом, формируют единую «копилку» научных фактов, теорий и методов (кумулятивная теория). История науки – не накопление все нового и нового знания, а последовательная смена различных (не вытекающих друг из друга, а то и вовсе взаимоисключающих) научных картин мира.
Кумулятивная теория основывается на представлении науки как изолированной истории идей, не зависящей от каких-либо вненаучных факторов. Против этой концепции высказывался и К. Поппер, утверждавший, что производство научного знания подчиняется не логическим, а психологическим законам. К. Попперу эта констатация нужна лишь для того, чтобы отмежевать сферу психологического в науке от предмета своих исследований, тогда как Т. Кун же именно эту сферу делает приоритетной, – он рассматривает влияние на науку социально-психологических факторов.
Лакатос: был учеником Поппера, развивал его идеи и модернизировал их в своих философско-методологических трудах. Как утверждает сам философ, его теория исследовательских программ – это модернизированная версия фальсификационизма Поппера (Лакатос называет свою методологию исследовательских программ «утонченным фальсификационизмом»). Так же, как и Поппер, Лакатос рассматривает развитие науки с точки зрения логики науки, т. е. признает основным «двигателем» внутренние (рациональные по своей природе) факторы, отвергая куновское утверждение о решающей роли социально-психологических факторов.
В качестве функциональной единицы научного знания рассматривает не теорию, а ряд взаимосвязанных, продолжающих друг друга теорий. Такая последовательность получает название исследовательской программы (Ипр). Они определяются как совокупность сменяющих друг друга теорий, объединенных фундаментальными идеями и методологическим сходством.
Фейерабенд.Концепция науки П. Фейерабенда носит название «методологического
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней