Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Тема 1. Использование игровых методов, приемов при обучении рисованию, лепке, аппликации дошкольников. 2
1. Категориальный аппарат: «игровые методы обучения», «игровые приемы обучения» дошкольников. 2
2. Игровые методы и приемы обучения рисованию, лепке, аппликации 3
3. Система занятий (игровые формы проведения) по рисованию, лепке, с учетом требований ФГОС ДО для младшей (средней) группы 8
4. Анализ конспектов проведения организованной образовательной деятельности по рисованию, лепке с использованием игровых форм с учетом требований ФГОС ДО. 13
Тема 2. Развитие творческих способностей детей в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) 17
1. Категориальный аппарат: «творчество», «художественное творчество», «детское творчество», «детское художественное творчество», «детское изобразительное творчество». 17
2. Анализ задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направленных на развитие творческих способностей детей в продуктивной деятельности 19
3. Характеристика условий, необходимых для развития творческих способностей детей при организации продуктивной деятельности 26
4. Анализ конспектов сюжетных интегрированных занятий по рисованию, лепке, аппликации, направленных на развитие творческих способностей с учетом требований ФГОС ДО 28
Фрагмент для ознакомления
2
6.1. Планы практических занятий
Тема 1. Использование игровых методов, приемов при обучении рисованию, лепке, аппликации дошкольников.
1. Категориальный аппарат: «игровые методы обучения», «игровые приемы обучения» дошкольников.
Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно – ролевой игры.
Именно достоинства сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте и послужили основанием для того, чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детей аппликации:
во-первых, благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело;
во-вторых, обеспечить детям естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.
Помимо игровых приемов, к основным методам обучения аппликационной деятельности детей дошкольного возраста Комарова Т. С. относит информационно-рецептивный, репродуктивный и исследовательский метод. После апробирования данных методов в условиях группы был сделан вывод о том, что их использование диктуется особенностями психофизического развития детей, а также целями и задачами конкретных занятий.
Метод-способ воздействия или способ передачи знаний.
Прием — варианты применения данного метода.
Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические.
1. Игровые методы и приемы в обучении детей:
дидактические игры
подвижные игры
игры-забавы, инсценировки.
2. Игровые методы и приемы обучения рисованию, лепке, аппликации
Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей. Эффективность обучения, а следовательно, и развитие детского творчества и всестороннего воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий.
Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям. При этом не нужно забывать, что одним из ведущих видов деятельности является - игра. Только в игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация «как будто»).
Возможность развить у детей дошкольного возраста интерес в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.
Одним из признаков игрового приема является игровая задача.
Игровая задача - это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми, то есть определение того, для чего дети будут выполнять те или иные игровые действия. Например, воспитатель предлагает детям: «Подумайте, как зайчику перебраться через речку», дети сами ставят игровые задачи. Игровые действия, с помощью которых и решаются игровые задачи.