Фрагмент для ознакомления
2
1. Индивидуально-психологические и профессиональные качества личности практического психолога. Профессиональная этика
Индивидуально-психологические качества психолога проявляются в его способности перед собой видеть человека именно с его индивидуальным и абсолютно неповторимой душевной организацией, своими стратегиями, особой системой убеждений, способностью физиологического м эмоционального и реагирования, а также поведенческих паттернов.
Обобщая многочисленные исследования профессионально важных индивидуально-психологические психологов (А. Косевска, С. Кратохвил, М. Либерман, К. Роджерс, Славсон, Ялом и др.), Вачков И.В., Т.А. Верняева указали качества, весьма желательные для практического психолога: фокус внимания (концентрация) на клиенте, высокий уровень интеллекта, внутреннее стремление помочь клиенту, открытость к отличным от собственных суждениям и взглядам, терпимость и гибкость, восприимчивость, эмпатичность, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта, а также поддержки, аутентичность поведения, иными словами способность предъявлять истинные переживания и эмоции, оптимизм и энтузиазм, вера в способности к изменению, а также развитию, уравновешенность, уверенность в себе, терпимость к фрустрации и неопределенности, позитивное самоотношение, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов, адекватная самооценка, богатое воображение, доброжелательность, развитая интуиция, любознательность, ответственность, тактичность, креативность, наблюдательность, отзывчивость, чуткость, рефлексию, умение слушать, сензитивность, умелое владение невербальными средствами общения и ряд других характеристик.
Так, например, конгруэнтность представляет собой способность любить людей, умение обращать внимание на индивидуальность каждого индивида, вкладывать душу и сердце в свою работу исходящие именно из внутреннего стремления психолога, умение поддерживать баланс в отдельных областях жизни (духовной, физической, когнитивной, семейной, эмоциональной, отношений с окружающими людьми и т.д.), который психолог демонстрирует, искренность, открытость и честность опыту поступающей информации. В свою очередь способность создавать захватывающее будущее проявляется в личной креативности, особом творческом потенциале своего рода «внутреннего ребенка» специалиста, осознанности психологом своих внутренних ресурсов, наличием у него умении создавать через творчество (сторителлинг, метафоры, наглядность отдельных пособий и материалов, а также инструментов «Арт-подхода и т.д.) не только своего будущего развития отдельных событий жизни, но также и будущего клиентов. Это еще и умение осознавать и дать четкое осознание ресурсов личности своего клиента, с возможностью последующего практического применения личной эффективности в жизни [1].
Квалифицированным и компетентным психолог становится в процессе формирования у себя профессионально значимых качеств и, соблюдая этические и моральные нормы поведения, выработанные психологической практикой. Профессионально важные качества (ПВК) выступают как индивидуальные качества субъекта деятельности, напрямую влияющими на эффективность деятельности, а также успешность её освоения. ПВК психолога, а также обязательное соблюдение им морально-этических норм поведения в рамках профессиональной деятельности – это одним из показателей оценки профессиональной компетентности, которые обеспечивают его социальную адаптированность, способность психолога к саморегуляции, а также многоуровневой рефлексии [1].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бачков, И.В. Введение в профессию психолог: учеб. пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун. – Москва, 2014. – 246 с.
2. Бобченко, Т.Г. Психологические тренинги: основы тренинговой работы : учеб. пособие / Т.Г. Бобченко. – Москва: Юрайт, 2020. – 132 с.
3. Быкова, Е.А. Особенности профессионально важных качеств психолога / Е.А. Быковва // Вестн. Шадринск. Гос. пед. ун-та. – 2015. – № 3. – С. 42-53.
4. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншун, Н.С. Пряжников. – Москва: МПСИ, 2014. – 464 с.
5. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И.В. Вачков. – Москва: Ось-89, 2011. – 224 с.
6. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. – Санкт-Петербург: «Речь», 2016. – 256 с.
7. Практикум по общей и экспериментальной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – Москва, 2014 – 688 с.
8. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков. – Санкт-Петербург: «Речь», 2007. – 224 с.
9. Реньш, М.А. Психологический тренинг: учебно-методическое пособие / М.А. Реньш, Е.Г. Лопес. – Екатеринбург: РГППУ, 2016. – 235 с.
10. Сидоренко, Е.В. Технологии создания тренинга / Е.В. Сидоренко. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 336 с.
11. Тренинг развития жизненных целей / под ред. Е.Г. Трошихиной. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 216 с.
12. Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования. – URL: http:// practic.childpsy.ru/ethics/ (дата обращения: 17.06.2022).
13. Этический кодекс психолога. – URL: http:// psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php. (дата обращения: 17.06.2022).