Фрагмент для ознакомления
2
Технологии формирования толерантности
1. Что такое толерантность?
В последнее время понятие толерантность активно используется журналистами, политиками, учеными во всем мире. Толераннтность (с лат. tolerantia) может иметь три не сходных друг с другом значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение. Особый интерес представляет широкий спектр значений перевода термина tolerance (англ.), который дается в англо-русском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этическая устойчивость; предел устойчивости, устойчивость к конфликту; предел устойчивости (выносливости) человека, устойчивость к стрессу, устойчивость к поведенческим отклонениям и т.п.
Понятие толерантность означает признание права других иметь взгляды, вкусы и т.п., отличные от взглядов оценивающего, однако при этом он не включает реакционных, антигуманистических или просто преступных идей. Говоря о толерантности, мы можем иметь в виду определенные исторические события и их социально-политический подтекст, в котором понятие «толерантность» относилось главным образом к религиозной вере и религиозной практике и находило свое отражение, в частности, в определенных правовых актах и теоретических исследованиях.
Толерантность находится в тесной связи с определенными человеческими инстинктами, прежде всего - с инстинктом самосохранения и эгоизмом. С одной стороны толерантность- - это способность, присущая индивидам, а с другой - принцип, которому необходимо подчинять жизнь общества и его институты.
В. Висьневский считает, что толерантность состоит в признании прав других людей исповедовать разные взгляды и заключается в умении соединять точки зрения: негативной оценки людей или целых групп и одновременного отсутствия готовности применять по отношению к ним ограничения или санкции.
Л. Лазари-Павловская обращает также внимание на тот факт, что в настоящее время существует тенденция проводить различие между толерантностью в отношении взглядов и поведения и толерантностью в отношении людей, исповедующих данные взгляды или совершающие данные действия.
Толерантность можно рассматривать в разных аспектах: философско-этическом, психологическом, социологическом.
В философском смысле толерантность выступает как этическая категория, которая относится к нравственному аспекту личности и в этом смысле выступает как «категорический императив», руководящий поведением человека в обществе. Категорический императив Канта, как известно, в окончательной редакции звучит следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Это означает, что человек в своем отношении к другим должен исходить из идеи непреходящей ценности различных достоинств и добродетелей человека, отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций, культур, народов и религий. В современных условиях, когда связи и контакты между различными народами, культурами, религиями стали необходимостью и повседневностью, толерантность должна стать нормой взаимоотношений между этими народами, культурами и религиями. Это важнейшее условие выживания человечества в условиях стремительного развития коммуникаций и становления единой экономики. И в этом смысле можно сказать, что толерантность должна обрести для всех людей, всех народов, религий и культур значение нравственного императива.
В психологическом плане толерантность выступает как характеристика личности, которая проявляется при взаимодействии с окружающими людьми. На психологическом уровне толерантность проявляется в виде внутренней установки, добровольного выбора уважительного отношения к другим людям, к коллективам, нациям, государствам, культурам и религиям, которые, и это самое важное в данном аспекте, не навязываются со стороны, извне, а приобретаются каждым из нас через систему воспитания и личный жизненный опыт. Речь в данном случае идет о психологии толерантности и об установках толерантного поведения. Установки, которых мы придерживаемся по отношению к событиям, людям, культурам, определяют наши положительные или отрицательные эмоции, определяют наши реакции и действия, которые могут быть позитивными, т.е. толерантными, или же негативными, нетолерантными, принимая форму предубеждения, предвзятости, агрессии и т.д.
В случае социологического подхода толерантность есть социальная норма, социальный институт, который определяет устойчивость субъектов социального взаимодействия к конфликтам в полиэтническом, многоконфессиональном и поликультурном обществе. Историю человечества в этом плане можно разделить на два этапа: первый этап – это общества традиционные, интолерантные, жизнь которых построена на принципе нетерпимости к «чужому», «другому». Это традиционные общества, в которых для сохранения устойчивости социальных структур (системы взглядов, социальных, политических и др. групп) всякое инакомыслие, особенно внутреннее, должно быть подавлено. Второй же этап в истории человечества начался совсем недавно, после перехода человечества к обществу постиндустриальному, открытому, в основе которого лежат принцип плюрализма идей, ценностей, образа жизни. Только таким образом цивилизация сможет в основном избежать конфликтов, войн и революций.
Знакомство со сходством и различиями, имеющими место между разными подходами к понятию «толерантность», — важный фактор, облегчающий правильный выбор, оказывающий влияние на ход процессов мотивации принятия решения и делающий возможным программно-воспитательное воздействие. Именно поэтому мы можем рассматривать толерантность в двух полюсных вариантах - минималистском и максималистском.
В минималистском варианте: толерантность - установка, характеризующаяся такими чертами:
1) генерализация не принятых элементов, состоящая в распространении их на всю идейную, миро-воззренческо-конфессиональную сферу другого человека и даже на его личность;
2) болезненная непереносимость такого положения вещей и даже психологические «страдания» по этому поводу с громадной эмоциональной и негативной вовлеченностью (включая такие проявления, как ненависть, зависть, злость и т.д.);
3) игнорирование положительных элементов в доктрине и личности ближнего;
4) активное стремление к устранению (ликвидации или разрушению) целиком раздражающей ситуации безотносительно личным ценностям, которые представляют наши ближние.
В максималистском варианте толерантность также является состоянием неприятия чужих взглядов, однако в то же время ее характеризуют тенденции:
1) к обнаружению общих положительных ценностей, а не поиску и абсолютизации негативных моментов;
2) воздержанию от обобщения отрицательных элементов и их переноса на всю группу;
3) трактовке непохожести с должным уважением, особенно к представляющим эту непохожесть людям;
4) развитию диалога и разных форм общежития и сотрудничества во имя общих и высших ценностей.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
2. Какие определения толерантности вы знаете?
На сегодняшний день существует множество определений понятия «толерантность». Среди них можно выделить следующие:
1) толерантность - является установкой, делающей возможной жизнь в обществе, зависящую от взаимного уважения к отличным от наших вкусам, обычаям и потребностям (Х. Мушиньский).
2) толерантность - это моральный и интеллектуальный принцип, обозначающий право мыслить независимо и иметь такие убеждения и поведенческие нормы, которые отличаются от бытующих среди общественного большинства (М. Козакевич).
3) толерантность является активной установкой - выражением уважения, понимания и одобрения, а также желанием построить хорошие отношения и взаимодействовать, несмотря на существующие различия. Толерантность уместна в отношении лишь тех убеждений и такого поведения, которые не нарушают явно принципы социального общежития (М. Оссовская).
4) толерантность означает снисходительность и потакание чужим взглядам, верованиям и поступкам, несмотря на их отличность от того, что считается правильным или уместным. Проявлять толерантность - значит сносить, терпеть, потакать, смотреть на что-либо сквозь пальцы (Словарь иностранных слов)
5) Толерантность - позиция или поведение, состоящие в признании права других людей иметь убеждения, точки зрения и поведение не только отличные от наших, но и противоположные нашим или низко оцениваемые нами (Психологический словарь).
3. Чем отличается терпимость от толерантности?
Исходя из многозначности понятия «толерантность», многие считают, что целесообразно различать понятия «терпимость» и «толерантность», что понятие «терпимость» не только не отражает полноты понятия «толерантности», но и может быть противоположно ему. Многие авторы указывают на то, что русский глагол «терпеть» может иметь негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения, никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Слово «терпимость» для русского человека обычно ассоциируется именно с пассивным принятием окружающего мира, происходящих в нем изменений, непротивление, способность «подставить другую щеку».
Весьма полезно в этом плане почитать «Словарь живого великорусского языка» Владимира Даля, в котором он уделил слову «терпение» целую колонку. Это слово, оказывается, имеет целый спектр значений. Первое его значение «выносить», «переносить», «страдать». В. Даль в связи с этим приводит такое слово как «Терпиха». «Терпиха» - это диалектный вариант слова «терпение», которое пронизано ощущениями тяжести, мрачности и по сути дела непереносимости. Понимаемая таким образом терпимость может представлять, по мнению психологов, определенную опасность для психического здоровья человека. Если человек находится в ситуации долготерпения, то это вызовет отрицательные последствия, в том числе и для того, кто терпит. Ведь в такой ситуации возникает проблема насилия над собой, эмоционального зажима, неприязни к чему-то или кому-либо, когда человек заставляет себя в силу обстоятельств терпеть что-либо, блокируя собственную нетерпимость. «Если под «терпимостью» понимать именно долготерпение, подразумевать состояние «стиснуть зубы», «держать себя в руках», то, конечно, о толерантности здесь и речи не идет».
Терпимость связана, прежде всего, с психологическими ощущениями и претерпеваниями человека (морально-этический аспект), а толерантность характеризует социальный уровень взаимоотношений между людьми, их равноправное и признаваемое друг другом поведение, независимо от их физических, психологических, этнических и других отличий (моральноправовой аспект). Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство культуры (гуманисты итальянского Возрождения), то толерантность, представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами, готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.
Связь "терпимости" с "толерантностью" обосновывается через "всеобщий человеческий долг". Терпеливым считается тот человек, кто переносит даже то, что ему противно, чтобы избежать ссоры. Данное положение характеризует свойственные всем людям действительные и мнимые недостатки, которые с терпением человек должен переносить по отношению к другим. Терпимость противоположна ненависти, ненависти к тому, кто преднамеренно творит зло, если же человек творит зло по заблуждению, преследуя при этом добрые цели, то такой человек не должен стать предметом зла, а заслуживает проявления терпимого отношения к себе. Поэтому, связывая "терпимость" с обязанностью, И. Кант подчеркивает ее соотнесенность с мотивами мученичества. Категорический императив позволяет рассматривать толерантность как акт свободного выбора, который определяет наличие возможности для достойной жизнедеятельности и самоопределенности в нем самого человека.
"Терпимость" характеризует эмоциональные переживания человека (основанные на экзи-стенциональном отчаянии), а "толерантность" обусловлена посреднической функцией "между ценностями и смыслами, с одной стороны, и человеком - с другой? Она (толерантность) способствует возможности получения "человечности" и того, "что человек не в каждом случае может получить сам" и "связано с рефлексией чужого опыта".
Являясь характеристикой "толерантность" определяет поведение человека в наиболее экстремальных ситуациях, в аспекте его способности само-сохранять свою индивидуальность при нахождении компромиссного решения в переломные моменты жизни. Ее производной является ответственность человека. Последняя (ответственность) вбирает в себя все многообразие отношений (прежде всего это ценностные взаимосвязи) и характеризуется нормативно-правовыми критериями.
Ю.А.Шрейдер относит "толерантность" к одному из механизмов ненасильственной борьбы. Различая "терпимость" и "толерантность", автор подчеркивает: идея терпимости относится "к чуждому образу жизни тесно соприкасающихся страт", а идея толерантности - "к иным, чуждым ценностям, религиозным учениям".
Таким образом, толерантность, в отличие от терпения и терпимости, направлена на обретение индивидом (человеком, классом, нацией или государством) самоопределенности, и основана на открытом взаимодействии с "Другим" или "Иным", без ущемления своих законных прав и интересов и при равноправном существовании. Как характеристика социального уровня взаимоотношений между людьми толерантность представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами, готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.
4. Какие виды толерантности вы знаете?
Толерантное сознание и поведение может проявляться во всех сферах социальной жизни общества и жизнедеятельности личности. В связи с этим исследователи выделяют различные виды толерантности.
М. С. Мацковский выделял 12 видов толерантности:
Этническая (межнациональная) толерантность – формирование и утверждение принципов толерантности в сфере межэтнических отношений, уважительное отношение к представителям всех наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на всю эту национальность, на весь народ, относиться к любому человеку с позиций «презумпции национальной невиновности».
Расовая толерантность – уважительное отношение к представителям другой расы , отсутствие предубеждений, предрассудков, связанных с ними.
Политическая толерантность – распространение принципов толерантности на отношение к деятельности различных, в том числе и оппозиционных, политических партий и объединений, а также на взгляды людей, придерживающихся иных политических взглядов
Религиозная толерантность – распространение принципов толерантности на сферу межрелигиозных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений, уважительное отношение к любой религиозной традиции, признание права любой религии на существование, равенство религий перед законом.
Гендерная толерантность – распространение принципов толерантности на отношение к представителям другого пола, непредвзятое отношение к ним, отсутствие чувства превосходства одного пола над другим, равенство в социальных позициях женщин и мужчин, отсутствие дискриминации по гендерным признакам.
Возрастная толерантность – отсутствие неравной оценки качеств и способностей отдельных возрастных групп, непредвзятое отношение к априорным «недостаткам» человека, связанных с возрастом последнего (обвинения молодежи в отсутствии опыта, невоспитанности или неспособность понимать молодых людьми старшего поколения, отсталости последних и т.д.). Одной из форм возрастной толерантности является уважение к людям преклонного возраста.
Организмическая, или физиологическая толерантность – толерантное отношение к людям с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками.
Географическая толерантность – непредвзятое отношение к жителям провинции, глубинки. Отсутствие насмешек по поводу манеры их одеваться, речи и т.д.
Социальная (межклассовая) толерантность – терпимое отношение к социальному расслоению в обществе, терпимое отношение к представителям разных социальных слоев – богатых к бедным и наоборот.
Образовательная толерантность – уважительное отношение друг к другу лиц с разным уровнем образования.
Сексуально-ориентационная толерантность – непредвзятое, спокойное отношение к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Маргинальная толерантность – терпимость по отношению к людям, относимых к маргинальной прослойке общества (нищие, заключенные, бомжи и т.д.)
Г. Олпорт выделял три вида толерантности:
1.Толерантность как систему установок, связанных с этническими и расовыми различиями. Толерантный индивид, согласно Г. Олпорту, исходит из того, что «все люди равны», групповая принадлежность в большинстве случаев не имеет значения.
2.Конформную толерантность. Здесь речь идёт о проявлении конформности в контексте этнических проблем.
3.Толерантность как черту характера. Это уважительное отношение ее носителя к людям самим по себе. Толерантность как черта характера вплетена в позитивный взгляд на мир».
Наиболее полно отражающей все аспекты педагогической деятельности является классификация Г. Л. Бардиер и разработанный на ее основе опросник ВИКТИ (Виды и компоненты толерантности).
Выделяется 10 видов толерантности: межличностная,межкультурная, межэтническая, профессиональная, управленческая,межпоколенческая, гендерная, социально-экономическая,межконфессиональная, политическая. Все перечисленные виды толерантности можно условно объединить в три социальных блока:
1) биологически – обусловленный: индивидные различия, в частности возрастные и половые особенности, социальные роли личности;
2) культурно-обусловленный: индивидуальные особенности человека как представителя того или иного этноса, национальной культуры, религии или религиозной конфессии;
3) социально-обусловленный: определяется статусными и позиционными различиями между людьми в их профессиональном, управленческом, социально-экономическом, политическом окружении.
Г.Л. Бардиер также выделяет десять компонентов толерантности. Такие как: аффективный, конативный, когнитивный, этико-нормативный, потребностно-мотивационный, деятельностно - стилевой, ценностно-ориентационный, идентификационно-групповой, идентификационно-личностный, личностно-смысловой.
С.К. Бондырева выделяла толерантность при отсутствии оснований для негативной реакции – естественную толерантность, толерантность, несмотря на наличие оснований для нее – проблемную толерантность.
В свою очередь, она рассматривала разновидности проблемной толерантности:
1) подчинения (иерархии) – человек терпит неприятного себе человека из – за того, что он занимает высший пост и имеет власть;
2) выгоды – человек терпит неприятного человека ради получения от него какой-либо выгоды. Две эти разновидности можно объединить в одну – вынужденную толерантность;
3) умысла – индивид до поры до времени терпит неприятное для него поведение того, кого он хочет ввести в заблуждение своей нарочитой терпимостью;
4) воспитанности - проявление толерантности (в тех или иных ситуациях) становится для индивида одним из способов личностного самоутверждения, и подобный индивид считает «ниже своего достоинства» проявлять интолерантность.