Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
1.Определения педагогики как науки. Общее и различия этих определений и их причины 3
2.Основные категории педагогики и их содержание 6
3. Связи педагогики с другими группами наук (науки о человеке, о природе, об обществе). Место педагогики в системе наук 9
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления
2
1.Определяния педагогики как науки. Общее и различия этих определений и их причины
1.В учебнике «Педагогика» под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, член-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Павла Ивановича Пидкасистого указано, что педагогика изучает особый вид деятельности. Эта деятельность – целенаправленная, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить тому-то, воспитать такие-то качества личности (гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т.д.). Если посмотреть на дело более широко, можно сказать, что это – деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям ранее накопленный социальный опыт. Иногда это называют «трансляцией культуры».
На этом основании можно определить педагогику как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную, характеризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.
Этот вид деятельности, направленный на усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие, и есть собственный объект педагогической науки.
2.В свою очередь В.А. Сластенин определяет педагогику следующим образом: педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни.
Это определение раскрывает особенности современной педагогики, которая изучает образования не только детей, как это было в начале формирования педагогических знаний (педагогика с древнегреческого буквально переводится как «ведение ребёнка», «детовождение»), так и взрослых.
3.В учебном пособии Д.С. Щедрина подчеркивается, что педагогика – это отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности.
Термин «педагогика» ведет свое происхождение из Древней Греции, и определяется это понятие как наука о воспитании. Тогда педагогом был раб, который обязан был присматривать за детьми господина, сопровождать их в школу. Дословно педагог, а тогда пейдагогос (пейда – ребенок, гогос – вести) и обозначал «детоводитель». И только намного позже педагогами стали называть людей, которые обучали детей, а также занимались их непосредственным воспитанием.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс / В.И. Андреев. – Казань, 2015. – 600 с.
2. Новиков, А.М. Основания педагогики / А.М. Новиков. – Москва: ЭГВЕС, 2014. – 208 с.
3. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. – Москва: Пед.общество России, 2012. – 712 с.
4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн.1. / И.П. Подласый. – Москва,1999. – 344 с.
5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – Москва: Академия, 2012. - 576 с.
6. Столяренко, Л.Л. Педагогика / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов на Дону: «МарТ», 2016. – 256 с.
7. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – Москва: Гардарики, 2013. – j519 с.
8. Щедрин, Д.С. Педагогика: учебно-методическое пособие Д.С. Щедрин. – Саратов 2014. – 184 с.
9. Яруллин, И.Ф. Теоретическая педагогика: Конспект лекций / И.Ф. Яруллин; Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Казань, 2014. – 83 с.