Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы
1.Сравнительный анализ понятий «лидерство» и «руководство»
Лидерство – это возможность оказывать влияние на других или способность воздействовать без использования силовых методов для достижения общих, либо личных целей.
Что касается руководства, то это возможность оказывать влияние на других с применением силы, принуждения, давления, обусловленной положением в организации (должность, позиция) или официальными полномочиями. Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Руководитель - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.
Основные различия руководства и лидерства:
• Руководство имеет место в системе формальных (или официальных) отношений, а лидерство - порождение системы неформальных (неофициальных) отношений.
• Руководство имеет социальную по своей сущности природу, а лидерство – психологическую.
• Лидер может быть руководителем и тогда это формальное лидерство, а может им и не являться, и иметь неформальную основу, то есть такой человек будет неформальным лидером.
• Руководитель может быть лидером, а может и не быть и тогда эффективность управления снижается.
• Руководитель определяет, как, какими способами нужно достигать поставленные, как правило, другими людьми цели, организует и направляют работу подчиненных в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с окружающими он строит на основе четкой регламентации прав и обязанностей, старается не выходить за их рамки, стремится к определенному порядку и дисциплине. В противоположность этому – лидер реализует функции, ожидаемые коллективом и самостоятельно определяет его цели.
• Лидер не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями. Руководителю люди обязаны подчиняться, за что и получают вознаграждение или наказание. В отличие от руководителя, лидер не контролирует окружающих, а строит отношения с ними на основе доверия.
Основные сходства руководства и лидерства:
• Руководитель может быть лидером, также, как и лидер может быть руководителем.
• И руководитель, и лидер имеют власть, хотя характер этой власти разный (личностный и организационный).
• И руководитель, и лидер влияют на окружающих, разница этих влияний в целях (личные цели или цели организации) и способах осуществления этого влияния.
2.Структура лидерства
В структуру лидерства входит пять основных элементов, взаимодействие которых составляет содержание различных теорий или подходов к лидерству, а на практике образуют реальный процесс лидерства:
1. лидер – с определенными личностными чертами, способностями и возможностями;
2. последователи – со своими качествами и возможностями для реализации цели;
3. задачи, которые взаимодействующие сотрудники пытаются решить;
4. ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия;
5. группа, в которой происходят все акты межличностного взаимодействия.
Лидер – это первый участник процесса лидерства. Лидеру всегда присущи определенные черты, которые выделяют его среди других: компетентность или коммуникабельность, интуиция или другие способности, с помощью которых ему удается достичь, а затем удерживать лидирующее положение.
Последователи – без них нет лидерства. Но без лидера последователи представляют собой некую совокупность людей. Все члены коллектива должны активно взаимодействовать между собой на пути к общей цели. При таком взаимодействии выделяется лидер. Без лидера нет последователя. Лидеры и последователи нередко обмениваются ролями, как это бывает, например, в командных спортивных соревнованиях. Это происходит потому что сила влияния последователя и лидера соизмерима с обратным влиянием. В группе, как и в природе, на каждое действие есть противодействие. Последователи – это те, кто, по крайней мере, не противодействует лидеру.
Задачи – являются важной характеристикой деловой ситуации и определяет деятельность группы и требования к лидеру. Если меняются задачи, то меняются и требования к лидеру.
Ситуация – чаще всего человек становится лидером не благодаря каким-то ни было чертам его характера, а его активной адаптации к изменяющейся среде, способности использовать свои качества в сложившейся ситуации и установить межличностные отношения (ситуация – лидер – последователи). В каждой ситуации лидерство может проявляться в особом, свойственном лишь ей виде отношений между людьми. Поэтому лидерство нельзя формализовать, оно не может быть сведено к определенному перечню деловых качеств или способностей человека.
Группа – последний элемент лидерства, понимается как персонал одного из подразделений организации или же часть этого персонала со своей структурой формальных и неформальных отношений. Состав группы и ее состояние решающим образом влияют на характер лидерства, лидеров и устойчивость их положения.
3.Механизмы лидерства
Механизмы лидерства могут быть представлен тремя формами.
В формальной группе (организации) лидерство — это нормативно определенное право на власть, обусловленное должностной позицией руководителя в жестко очерченных рамках деятельности.
В неформальной группе лидерство — фактическое признание (или непризнание) права на власть в деловой сфере со стороны подчиненных, что связано с личностными характеристиками лидера. Человек, который становится лидером, обычно является уважаемой личностью, которая:
• вносит вклад в выполнение задач группы;
• позволяет членам группы удовлетворять свои потребности;
• воплощает в себе основные ценности группы (фактически лидер является олицетворением ценностей, мотивов и стремлений членов группы);