Фрагмент для ознакомления
2
Ответ: Методики:
1) формирование типа привязанности как условия развития эмоциональной сферы ребенка;
2) появление самосознания как предпосылки формирования эмоций самосознания;
3) развитие общения, эмпатии и социальных эмоций;
4) формирование языка эмоций у детей;
5) успешность овладения навыками аффективной регуляции;
6) особенности процесса социализации как фактора психического развития.
Наиболее популярной методикой оценки привязанности является изучение поведения ребенка в непривычной ситуации при разлуке с близким взрослым. Эксперимент М. Айнсворт состоит из 6—8 эпизодов, во время которых наблюдают поведение ребенка в ситуации разлуки с матерью, способность матери успокоить ребенка после ее возвращения. В качестве показателей привязанности ребенка к матери используются степень огорчения ребенка после ухода матери и поведение ребенка после ее возвращения. Для оценки типа привязанности используется метод стандартизированного наблюдения.
В методическом пособии «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет» приводится стандартизованная схема наблюдения за особенностями общения и совместной со взрослым деятельности детей раннего возраста.
Для исследования эмпатических тенденций применяют метод наблюдения за поведением детей и опрос родителей.
Для оценки навыков аффективной регуляции детей К. С. Лебединская и О. С. Никольская предложили диагностические карты, на основе которых Н. Я. и М. М. Семаго разработали схему наблюдения и анализа поведения ребенка. Данная схема может быть использована для диагностики базовой аффективной регуляции детей раннего возраста. Схема ориентирована на анализ поведения и эмоциональных реакций ребенка в различных жизненных ситуациях.
Для выявления особенностей процесса социализации детей раннего возраста возможно использование одного из стандартизованных опросников, имеющих соответствующую диагностическую шкалу. Примером такого опросника является шкала RCDI-2000, предлагаемая Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства. Шкала RCDI-2000, в отличие от большинства инструментов оценки уровня развития, опирается на данные, полученные от родителей, а не от специалиста. Высокое качество вопросников определяется тем, что их пункты описывают большое количество легко наблюдаемых поведений ребенка, а допустимые ответы сведены к «да» и «нет». Достоинством шкалы является ее стандартизация, проведенная на большой выборке детей в течение нескольких лет.
Описанные выше методики позволяют выявить уровень эмоционального развития детей раннего возраста.
2. Выявление детей первых лет жизни с нарушением слуха.
Ответ: Принцип 1: Ранний, своевременный и равноправный доступ к услугам. Данное положение предписывает своевременное проведение аудиологического скрининга новорожденных и диагностического обследования квалифицированным персоналом в соответствии с принятыми рекомендациями; незамедлительное включение семьи в программу ранней помощи при выявлении патологии слуха у ребенка; предоставление семье всесторонней поддержки независимо от социально-экономического статуса семьи, дохода или географического расположения. Должен проводиться мониторинг преемственности различных этапов: перехода от скрининга к диагностическим процедурам, своевременной реализации программы помощи и другим мероприятиям.
Принцип 2: Сотрудничество семьи и специалистов по ранней помощи. Задача семейно-центрированной модели ранней помощи — это развитие сбалансированных партнерских отношений между семьей и специалистами. Сотрудничество семьи и специалиста, оказывающего услуги семье, должно характеризоваться взаимодействием, взаимным доверием, уважением, честностью, общими задачами и открытым общением.
Принцип 3: Осознанный выбор и принятие решений. Право принятия решений остается за семьей. Специалисты помогают семье получить необходимые информацию, знания и опыт; учат принимать взвешенные решения на основании полученной информации. Семьи должны быть осведомлены о возможных результатах, потенциальных преимуществах и трудностях при использовании различных подходов.
Принцип 4: Социальная и эмоциональная поддержка семьи. Семьи могут получать необходимые поддержку, знания и опыт как в официальных организациях/объединениях (профессиональных, родительских), так и в общественных организациях, у друзей, близких, в группах, объединенных по религиозным и другим принципам. Специалисты должны понимать важность семейного благополучия для развития ребенка и обеспечивать социальную и моральную поддержку семьи, способствовать получению необходимой поддержки, направлять при необходимости к профессионалам в области психического здоровья.