Фрагмент для ознакомления
2
Детская книга
1) Как меняется содержание детских книг с течением времени (период с 1960-х по 2020-е гг.)?
Последние годы характеризуются повышенным научным интересом к такой отрасли литературы, как русская литература для детей и юношества. В этом смысле интересен период с 1960-х по 2020-е годы.
Время, последовавшее за разоблачением культа Сталина, получило название «оттепель». Люди стали свободнее мыслить и творить. Страна, как и прежде, проявляла интерес к детской литературе. Основная идея литературы этих лет сводится к личности как главной ценности.
В конце 1950-х - начале 1960-х годов продолжали создавать произведения для детей и о детях признанные писатели К. Чуковский ("Бибигон"), С. Л. Пантелеев ("Ленька Пантелеев"), С. Михалков ("Дядя Степа», «Праздник непослушания»), Л. Кассиль («Будьте готовы, Ваше Высочество»), Н. Носов (трилогия о Незнайке и его друзьях). Укрепляется мастерство писателей А. Алексина, С. Баруздина, А. Рыбакова и других.
Новый этап в развитии детской литературы начался в середине 60-х гг. Писатели пытаются показать судьбу подрастающего поколения, которая неразрывно связана с судьбой людей и общественной жизнью. Детской литературой стали активно заниматься писатели разных национальностей: М. Стельмах, М. Миркашар, Б. Кербабаев, Ю. Брыль, Х. Назир, П. Воронко и др.
Продолжалась тенденция взаимопроникновения взрослой и детской литературы, проявлявшаяся в том, что произведения, написанные для старшего поколения, попадали в круг детского чтения и наоборот. Это, прежде всего, «Судьба человека» М. Шолохова, «Безотцовщина» Ф. Абрамова, «На Ельнинской земле» М. Исаковского, «Белый Бим, Черное ухо» Г. Троепольского, «Бригантина» О. Гончара, " А зори здесь тихие" Б. Васильева.
Важными событиями для детей в 1960-е годы стали произведения зарубежных авторов С. Экзюпери, А. Милна, Л. Кэрролла, Г. Андерсена, К. Льюиса, Р. Киплинга, А. Линдгрена, Д. Родари и др., переведенных в то время.
Важной темой детской литературы 1970-х годов были семейные отношения и нравственная природа человека. Яркие, достоверные, местами даже резкие образы действительности в произведениях А. Алексина "Про нашу семью", "Какое оно, море?" С. Баруздина, «Мальчики» Ю. Яковлева, «Путешественник с багажом» В. Железникова.
Тема отношений с трудом, государством и людьми по-прежнему актуальна. Это можно увидеть в произведениях: «Садовник Ленька» А. Леонова, «Моя река Ангара» А. Мошковского, «Красная вагон» Н. Печерского, «Лесные сторожа» А. Ельянова.
Трудный переход от детства к отрочеству стал темой детских писателей, таких как: В. Киселев («Девочка и птицелет»), В. Фролов («Чрезвычайно насыщенная жизнь»), Ю. И. Дворкин ("Обида").
Произведения, описывающие чувство зарождающейся любви: «Тревога» Р. Достяна, «Юлька» А. Котовщиковой, «Набережная Фонтанки» В. Попова.
Глубокая жажда справедливости, романтическое мировоззрение, отвага и рыцарство особенно свойственны героям В. Крапивина («Брат, которому семь», «Та сторона, где ветер», «Мальчик со шпагой»). По-новому зазвучала и тема интернационализма: «Мы из Коршуна» (А. Александрова), «Синее море, белый параход» (Г. Машкин), «Бананы и лимоны» (В. Арро).
Книги, описывающие бережное отношение к миру природы, детскую радость от общения с животными: Р. Достян "Руслан и Кутя", Е. Шим "Ливень", Ю. Коваль "Листобой", Ю. Яковлев «Мой знакомый бегемот».
Проблемы школьной жизни по-прежнему актуальны в детской литературе. Этой теме посвящены следующие книги: «Сочинение на вольную тему» М. Бремера; «Наши с Вовкой разговоры» В. Голявкина, «Тетрадь в красной обложке» В. Воскобойникова, «Чудак из 6-б» В. Железникова.
Юмористические произведения Н. Носова «Приключения Толи Клюквина», Ю. Сотника «Самбо и Заноза», В. Драгунского «Денискины рассказы» и другие пользуются неизменной любовью юных читателей.
Темы революции и гражданской войны, судьбы ребенка на войне по-новому трактуются в детской литературе: «Брат» (С. Алексеев), «Черные сухари» (Е. Драбкина), «Рассказы о Чапаеве (В. Разумневич) Многие произведения созданы теми, кто сам пережил военные годы: «Иван» (В. Богомолов), «Мальчики сорок первого года» (В. Дубровин), «Юрка Гусь» (В. Козлов), «Короткое детство» (В. Курочкин), «Тень каравеллы» (В. Крапивин), «Неоконченный бой», «Последний парад» (В. Железников).
Одна из замечательных особенностей прозы для маленьких детей заключается в том, что она позволяет детям видеть мир прекрасным и необычным. Писатели, создающие захватывающие рассказы и романы: Н. Носов, С. Баруздин, Р. Погодин, В. Голявкин, Е. Пермяк, С. Сахарнов, Е. Цюрупа, Г. Демыкина, Э. Успенский, Ю. Коваль и др. Детские писатели обильно используют рассказ как путешествие, через которое ребенок и взрослый проходят, чтобы вместе заново открыть для себя мир.
Приключенческая литература вносит большой вклад в воспитание активной человеческой личности. Заслуженным успехом у детей пользуются следующие серии: «Библиотека приключений», «Фантастика и приключения», «Библиотека военных приключений», «Мир приключений» и книги, изданные в этих сериях: «Эшелоны идут под откос» Н. Томана, «Дорога чести» В. Ардаматского, «Секретный узник» Е. Парнова.
В 1960-1980 годы было опубликовано много работ, в которых рассказывалось о жизни и деятельности революционеров, и прежде всего В. И. Ленина. К обязательному чтению для подростков относятся произведения Е. Казакевич («Синяя тетрадь»), М. Шагинян («Билет в историю»), М. Прилежаевой («С тобой товарищи», «Удивительный год»). Многие книги серии «Лениниана» написаны лауреатом Государственной премии СССР З. И. Воскресенской («Костры», «Сердце матери», «Утро» и др.).
Одним из самых популярных жанров среди юных читателей всегда были сказки. Современная сказка, адресованная читателям разного возраста, очень разнообразна. Сильный воспитательный заряд несут веселые, увлекательные рассказы Н. Носова о приключениях Незнайки и его друзей, «В стране вечных каникул» А. Алексина, «Шаг с крыши» Р. Погодина. Действие в них происходит в сказке, но в то же время очень напоминает настоящую страну.
Развитие науки и техники значительно повлияло на школьное и детское чтение. Научная литература имеет богатые традиции. Особенность научной литературы состоит в том, что воспитание любви к природе и красоте в человеке неотделимо от познавательного начала. Таковы авторы В. Бианки, Ю. Дмитриев, В. Левшин, Е. Велтистов.
Отличительной чертой 1960-х - 1980-х годов была научная фантастика для детей. Одной из ведущих тем научной фантастики является изображение будущего человечества на Земле и в космосе. Научная фантастика подготавливает человека к встрече с неизведанным, помогает преодолеть стереотипы мышления, учит интеллектуальному бесстрашию.
В конце 20 века в России начались преобразования, которые продолжаются и по сей день. Сдвиги в общественном сознании отразились на ходе всего литературного процесса. Произошли изменения в детском чтении. Из него были исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию, а частично возвращены незаслуженно «забытые» произведения: Николая Вагнера, Дмитрия Минаева, Саши Черного, Осипа Мандельштама. Есть современные попытки прочтения произведений детских писателей советского периода, часто весьма спорные.
По-прежнему одним из самых популярных жанров является литературная сказка, в которой обыгрываются сюжеты и образы фольклора. Сохранились и темы, вошедшие в детскую литературу в ХХ веке, особенно тема взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками. Но, к сожалению, дети перестают читать книги, снижается культура чтения. Этому способствуют несколько факторов, в том числе развитие новых информационных технологий и революция в телекоммуникациях.
Заметное снижение интереса к чтению не могло не отразиться на литературном процессе: одна из его тенденций — преобладание зрелищности над всеми остальными ценностями произведения. Увеличивается количество детских, подростковых групп, у которых журналы пользуются все большей популярностью. Но даже при разнообразии книг и журналов подростки ориентируются не на лучшие, а на «модные» продукты. На книжном рынке появилось много литературы, не обладающей хорошим художественным вкусом. Часто используются такие жанры, как детектив и триллер. Чтобы привлечь внимание читателей, авторы иногда используют в своих произведениях непозволительные средства.
Однако в последние годы значительно вырос выпуск детских книг, улучшилось их содержание, расширилась тематика, стало привлекательнее оформление. Современная детская литература в целом явление подвижное, противоречивое и постоянно меняющееся.