Фрагмент для ознакомления
2
IX век в истории Руси – это новый этап развития культуры. В этот период начинается собирание племен восточных славян в единую общность. При помощи войск формируется новое, сильное государство в Гардарике. Гардарикой в те времена называли Русь (скандинавское название).
Киевская Русь берет свое начало с конца IX века и завершается ее историческая эпоха княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054гг.).
В те времена княжеские племена восточных славян были в начальной стадии развития государства. Племена объединялись, группировались в союзы. Создавались формы раннефеодальной государственности. Одним из союзов был союз племен в центре с Киевом. Это союз и стал центром древнерусского государства. Еще в конце VII века была сформирована держава волынян, которая была союзником Византии.
Поскольку государственность развивалась, это требовало пересмотра религиозных воззрений Руси. Князь Владимир принимает решение изменения настоящих представлений язычества. Был предпринята попытка формирования единого пантеона богов. Но, к сожалению, попытки Владимира потерпели неудачу. В 988-989 гг. князь Владимир проводит вторую реформу в религиозной сфере. Он принимает христианство как основную религию. Православие было выбрано после долгих бесед с мусульманами, иудеями, католиками, православными.
В ХI в. Древняя Русь была одной из наиболее грамотных стран Европы. В течение многих веков православные монастыри и храмы являлись хранителями и распространителями религиозных идей, играли огромную роль в духовной, культурной, хозяйственной жизни и деятельности русского народа. Они созидались молитвами подвижников благочестия, неустанными трудами иноков и инокинь, священников и мирян, «бдением и ношением», щедростью благотворителей, искусством зодчих и живописцев [2. С. 13].
Десять веков христианства на Руси – это и десять веков истории книги, книжной культуры, развития библиотечного дела, которое первые семь веков следовало бы считать церковным или монастырским библиотечным делом. Фонды создаваемых библиотек на Руси состояли, главным образом, из религиозных книг [2. С. 8].
Необходимо пояснить, какой смысл мы вкладываем в понятия «церковная библиотека», «православная библиотека». На наш взгляд, церковная библиотека – это негосударственная конфессиональная библиотека, учредителями которой являются Русская православная церковь и ее учреждения (епархии, монастыри, учебные заведения, храмы и приходы).
Понятие «православная библиотека» шире понятия «церковная библиотека». Безусловно, все церковные библиотеки являются православными, но не все православные библиотеки – церковными, т.е. имеющими отношение к церкви и ее учреждениям [3. С. 128].
Среди первых православных библиотек, появившихся на Руси в ХI веке, – монастырские. С давних пор в них собирались, накапливались и сохранялись документы, имеющие огромное культурно-историческое значение. Эти библиотеки лучше всего документированы.
Библиотеки православных пустыней и скитов по своему на-значению схожи с монастырскими [2. С. 10].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Мельниченко М.В. Духовные библиотеки русской православной церкви//Этюды культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 25 апреля 2014 г. /под ред. Э.И. Черняка. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014. С. 67-80
2) Фунтикова С.П. Православные библиотеки : прошлое и настоящее: учеб. пособие.– Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: МГУКИ, 2002. – 165 c.
3) Чахкиев О.С. Историко-правовые проблемы развития российской государственности// Материалы III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Ответственный редактор В.Ю. Стромов. 2019. С. 128-131