Фрагмент для ознакомления
2
г) Кроманьонец.
27. Фактор, НЕ связанный с появлением человека разумного:
а) Развитие гибкости и подвижности руки.
б) Развитие лобных долей головного мозга.
в) Инстинктообразная трудовая деятельность.
г) Формирование речи как второй сигнальной системы.
28. Под распредмечиванием понимается:
а) Переход от развития руки к развитию мозга.
б) Развитие инстинктообразных форм трудовой деятельности.
в) Превращение деятельностных способностей человека в свойства предметов.
г) Превращение характеристик предмета в деятельностные способности человека.
29. Бытие человека предопределено:
а) Его телесными потребностями.
б) Его культурными потребностями.
в) Его биологическими инстинктами.
г) Его биологической и социальной природой.
30. Продукты духовной деятельности человека:
а) Вечны, поскольку душа бессмертна.
б) Могут продолжать свое существование и после смерти человека.
в) Существуют только до тех пор, пока жив человек.
г) Являются иллюзией, неподлинным бытием.
31. Светская концепция смысла жизни заключается в том, что:
а) Смысл жизни лежит за пределами земной жизни человека.
б) Смысл жизни определяется самим субъектом в процессе земного бытия.
в) Человек не в состоянии определить смысл своего бытия.
г) Смысл изначально придан жизни творцом.
32. В средневековой христианской философии подлинное человеческое бытие – это:
а) Материальная, производственная деятельность.
б) Общественно-политическая деятельность.
в) Духовная деятельность на основе религиозного сознания.
г) Существование в соответствии с законами природы.
33. В философии Г. В. Ф. Гегеля человек определяется как:
а) Синтез идеального и материального начал.
б) Центральный познающий субъект.
в) Психофизическое единство, вершина материальной природы.
г) Органическая, неотъемлемая часть природы.
34. Социальная природа человека:
а) Первична по отношению и к биологической, и к культурной природе.
б) Вторична по отношению к биологической природе и первична по отношению к культурной.
в) Вторична по отношению и к биологической, и к культурной природе.
г) Первична по отношению к биологической природе и вторична по отношению к культурной.
35. Биологический показатель, обеспечивающий человеку превосходство над животными:
а) Прямохождение.
б) Речевой аппарат.
в) Кора больших полушарий головного мозга.
г) Иммунная система.
36. Систему поведения человека в обществе формируют:
а) Существующие социальные нормы, традиции и обычаи.
б) Сохранившиеся в подсознании природные инстинкты.
в) Телесные и духовные потребности человека.
г) Особенности духовного содержания внутреннего мира человека.
37. Последнее морфологическое изменение, связанное с появлением человека
разумного:
а) Переход к прямохождению.
б) Развитие гибкости и подвижности руки.
в) Развитие лобных долей головного мозга.
г) Формирование особенностей лицевой части черепа.
38. Проявление духовной составляющей человеческого бытия:
а) Психические явления.
б) Кора больших полушарий головного мозга.
в) Центральная нервная система.
г) Органы чувств человека.
39. «Родовое человечество» – это:
а) Родовая община в первобытную эпоху.
б) Люди, живущие на Земле в настоящее время.
в) Социальная элита, способствовавшая развитию человеческого рода.
г) Все представители вида homo sapiens, создавшие мир материальной и духовной культуры.
40. Существующий в обществе способ передачи опыта деятельности и модели поведения:
а) Природные инстинкты.
б) Культурные традиции.
в) Система норм морали и правовых норм.
г) Общественное мнение.
ТЕМА 7 «Теория познания. Процесс научного познания»
1. Гносеология – это:
а) Теория познания мира.
б) Теория научного познания.
в) Метод получения теоретических знаний.
г) Концепция смысла жизни.
2. Эмпиризм – это направление в теории познания, утверждающее, что:
а) Источник достоверного знания лежит за границами сознания.
б) Источником достоверного знания является человеческий опыт.
в) Источником достоверного знания является деятельность разума.
г) Источником достоверного знания являются ощущения человека.
3. Скептицизм – это направление в теории познания:
а) Подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.
б) Признающее ощущения человека источником достоверного знания.
в) Утверждающее, что источник достоверного знания лежит за границами сознания.
г) Утверждающее, что источником достоверного знания является человеческий разум.
4. Основателем рационализма как направления в теории познания считается:
а) И. Кант.
б) Б. Спиноза.
в) Г. В. Лейбниц.
г) Р. Декарт.
5. С точки зрения Дж. Локка, основой познавательной деятельности человека является:
а) Наличие врожденных идей.
б) Чувственный опыт, сознательно организованная практика.
в) Совокупность ощущений, чувственно воспринимаемое сущее.
г) Сознание воспринимающего субъекта как единственная подлинная реальность.
6. Гносеологический оптимизм утверждает, что:
а) Познание мира возможно лишь в ограниченных пределах, а полное и
всеобъемлющее познание мира недостижимо.
б) Человеческое познание отличается относительностью и формальной
недоказуемостью.
в) Основой познания является некое сверхразумное начало – воля, интуиция,
инстинкты.
г) Полное и всеобъемлющее познание мира возможно в процессе творческой
познавательной деятельности людей.
7. Мышление – это:
а) Форма отражения объективной реальности, состоящая из чувственных образов
предметов.
б) Идеальное отражение объективного мира.
в) Процесс обобщенного, опосредованного отражения действительности.
г) Выраженные в знаковой форме объективные свойства и взаимосвязи, существующие в мире.
8. Специфическая черта, отличающая человеческое сознание как форму
отражения объективной действительности:
а) Оставаясь чувственно-образным, оно приобретает характер абстрактно-
понятийного.
б) Оно функционирует только как средство приспособления организма к условиям
среды.
в) Оно сводится к физиологическим процессам в коре больших полушарий головного мозга.
г) Оно ограничивается формированием чувственных образов объектов окружающего мира.
9. Два уровня общей познавательной деятельности человека:
а) Чувственное и рациональное познание.
б) Эмпирическое и теоретическое исследование.
в) Рассудок и разум.
г) Гносеология и эпистемология.
10. Восприятие – это:
а) Отражение отдельных свойств объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
б) Целостное отражение предмета или явления в коре больших полушарий головного мозга.
в) Способность человека сохранять в памяти образ предмета или явления, ранее
воздействовавшего на его органы чувств.
г) Умение правильно строить мысли четко классифицировать и систематизировать факты.
11. Суждение – мысль, представляющая собой:
а) Утверждение или отрицание чего-либо об объекте.
б) Обобщение наиболее существенных отличительных признаков класса предметов.
в) Выведение логическим путем нового суждения на основе имеющихся суждений.
г) Сохранение в памяти образа предмета, ранее воздействовавшего на органы чувств.
12. Истина определяется как:
а) Очевидное знание.
б) Проверенные опытом взгляды.
в) Интуитивное понимание.
г) Содержание человеческого знания, адекватно отражающее объективную
реальность.
13. Истина субъективна, потому что:
а) Это полное, исчерпывающее знание, тождественное познаваемому объекту.
б) Истинность знания зависит от условий, места и времени существования объектов.
в) Истина никогда не существует сама по себе, вне человеческого сознания.
г) Истинное содержание человеческого знания определяется познаваемым объектом.
14. Одним из методов теоретического исследования является:
а) Опыт.
б) Наблюдение.
в) Формализация.
г) Эксперимент.
15. Понятие – мысль, представляющая собой:
а) Обобщение наиболее существенных отличительных признаков класса предметов.
б) Сохранение в памяти образа предмета, ранее воздействовавшего на органы чувств.
в) Выведение логическим путем нового суждения на основе имеющихся суждений.
г) Утверждение или отрицание чего-либо об объекте.
16. Абстрагирование – это метод научного познания, позволяющий:
а) Выделять у объектов объединяющие их общие свойства и признаки.
б) Переносить свойства исследуемого объекта на подобный, но не тождественный ему объект.
в) Игнорировать несущественные для данного исследования свойства изучаемого
объекта.
г) Переносить выводы, относящиеся к одной области или времени, на другую область или время.
17. Познание – это:
а) Форма отражения объективной реальности, состоящая из чувственных образов
предметов.
б) Процесс обобщенного, опосредованного отражения действительности.
в) Идеальное отражение объективного мира.
г) Выраженные в знаковой форме объективные свойства и взаимосвязи, существующие в мире.
18. Два уровня мыслительной деятельности человека:
а) Рассудок и разум..
б) Чувственное и рациональное познание.
в) Эмпирическое и теоретическое исследование.
г) Гносеология и эпистемология.
19. Дедукция – метод познания, предполагающий возможность вывода на
основании:
а) Сопоставления объектов с целью выявления их сходства или различия.
б) Перехода от более общих положений к менее общим или частным утверждениям.
в) Воссоединения целого из составных частей.
г) Перехода от единичных фактов к общим положениям.
20. Экстраполяция – это метод научного познания, позволяющий:
а) Переносить свойства исследуемого объекта на подобный, но не тождественный ему объект.
б) Выделять у объектов объединяющие их общие свойства и признаки.
в) Переносить выводы, относящиеся к одной области или времени, на другую область или время.
г) Игнорировать несущественные для данного исследования свойства изучаемого
объекта.
ТЕМА 8 «Учение об обществе. Общество: сущность, структура, закономерности развития. Личность и современное общество»
1. Индивидуальность – это:
а) Человек, обладающий совокупностью знаний, умений, опыта, черт характера и т. д.
б) Человек как носитель всех биологических и психологических черт своего вида.
в) Индивид в аспекте его социальных качеств, субъект общественных отношений.
г) Человек как носитель определенной совокупности инстинктов и рефлексов.
2. Природный фактор, влияющий на формирование личности:
а) Характеристика среды, в которой развивается человек.
б) Высшая нервная деятельность.
в) Интересы и потребности человека.
г) Самосознание и самооценка человека.
3. Важнейшим фактором формирования личности является:
а) Получение образования.
б) Выработка норм морали.
в) Освоение социально значимых качеств.
г) Формирование собственной неповторимости.
4. Под социализацией понимается:
а) Получение человеком образования.
б) Выработка норм морали.
в) Наличие у человека определенных способностей.
г) Освоение человеком существующих в обществе ценностей и воплощение их в
мотивации своего поведения.
5. Свобода в философии характеризуется как:
а) Волюнтаризм.
б) Фатализм.
в) Анархия.
г) Осознанная необходимость.