Фрагмент для ознакомления
2
Мотивы — познавательные и социальные.
Познавательные:
1. широкие познавательные, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Разделяются на уровни, определяющиеся глубиной интереса к знаниям;
2. учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, методам научного познания, способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации труда;
3. самообразования, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие мотива достижения.
Социальные мотивы:
1. широкие, стремление получать знания, чтобы быть полезным родине (WTF OMG), обществу, желание выполнить свой долг, чувство ответственности. Велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. Может также быть желание хорошо подготовиться к будущей профессии;
2. узкие — позиционные — стремление занять определенную позицию, получить одобрение окружающих, заслужить авторитет. Связаны с потребностью в общении. Одна из разновидностей — мотивация благополучия — стремление получать только одобрение. Престижная мотивация — стремление занять первое место;
3. мотивы социального сотрудничества — ученик хочет не только общаться, но и стремиться осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами, совершенствовать их. Важная основа самовоспитания.
Содержательные характеристики мотивов:
1. наличие личностного смысла учения для ученика. Мотив учения выполняет не только роль побудителя, но и является смыслообразующим;
2. наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения. Действенность тесно связана с личностным смыслом (смысл → действенность);
3. место в структуре мотивации — доминирующий или второстепенный;
4. самостоятельность возникновения;
5. уровень осознания. Школьники далеко не всегда умеют осознавать мотивы. Учителю следует подводить школьника к осознанию ведущих, социально значимых мотивов;
6. степень распространения на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий: аморфная (в школе все интересно), интерес к учению требует побуждений извне, широкая — школьник с удовольствием работает над разными предметами, локализованные стержневые интересы — сосредоточен на одном-двух предметах.
Динамические (формальные):
1. устойчивость — выражается постоянно или ситуативно;
2. эмоциональная окраска, модальность. Отрицательная мотивация — побуждения, вызванные осознанием неприятностей. Положительная — достижение успехов;
3. сила, выраженность, быстрота возникновения. Как долго школьник может сидеть над работой, сколько заданий может выполнить. Все особенности протекания связаны с содержательными характеристиками.
2.
Личность — это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.
Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.
Личность — социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.
Одной из сторон личности является ее индивидуальность — своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы.
Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути — это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.
Структуру личности рассматривают по-разному.
Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.
Однако противопоставлять биологическое социальному в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.
Человек — природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.
В структуре личности различают типичное и индивидуальное.
Типичное — то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное — это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.
Психолог К.К. Платонов в структуре личности выделяет четыре подструктуры,
Первая — направленность личности: моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.
Другая — это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.
Третья — это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.
Четвертая подструктура — биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.
Психологическая структура личности очень сложна и многогранна.
Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п. — составные компоненты духовной жизни личности.
Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее "Я", руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.
3. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окру¬жающими его людьми. Такие взаимосвязи с одним человеком, группой (большой или малой) назы¬ваются межличностными отношениями. Они могут быть классифицированы по различным основа¬ниям.
1. Официальные и неофициальные. Официальными называют отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, Президент РФ — глава Правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе Устава образовательного учрежде¬ния, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возни¬кают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.
2. Неофициальные отношения (их часто называют личными отношениями) не регулируются нор¬мами права, для них не существует соответствующей юридической основы. Они складываются меж¬ду людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.
В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к дру¬гому человеку. Чувства колеблются между двумя полюсами — симпатией (внутреннее расположе¬ние, привлекательность человека) иантипатией (внутреннее недовольство человеком, неудовлетво¬ренность его поведением). Человек воспринимает другого человека прежде всего на основе внешнего облика, а потом уже, складывая свои впечатления от его слов, поступков и черт характера, формиру¬ет общее впечатление о нем. Следовательно, в основе восприятия любой личности лежит взаимо¬связь характера, поведения и внешнего облика человека.
Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:
1) неумение различать намерения и мотивы действия людей;
2) неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;
3) наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго
до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?..»);
4) наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной
категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зуба¬
ми»);
5) стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о
нем получена достаточная и исчерпывающая информация;
6) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление пола¬
гаться только на собственное мнение.
Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности со¬чувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.
Самой широкой формой межличностных отношений является знакомство. В определенных ус¬ловиях знакомство перерастает в более тесные межличностные отношения — дружбу и любовь. Дружбой можно назвать положительные межличностные взаимоотношения, основанные на взаим¬ной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными пере¬живаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.
4.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
В самом общем виде общение можно рассматривать как форму жизнедеятельности. Оно выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятора ее развития. Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания.
Коммуникативная. Выявление специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами (с учетом отношений между партнерами, их установок и намерений).
Интерактивная. Взаимодействие партнеров при организации и выполнении совместной деятельности.
Перцептивная. Формирование образа другого человека, за счет соотнесения физических характеристик с психологическими свойствами и особенностями поведения.
Функции общения
Эмотивная. Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.
Информационная. Обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.
Контактная. Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.
Понимания. Адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний.
Координационная. Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
Побудительная. Стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.
Установления отношений. Осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид.
Оказания влияния. Изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.
Виды общения
В зависимости от содержания, целей и средств общения выделяют несколько его видов.
По содержанию общение может быть материальным, когнитивным, кондиционным, мотивационным и деятельностным.
При материальном общении субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.
При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.
Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
Когнитивное общение – обмен знаниями, деятельностное общение – обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией этих видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.
По целям общение делится на биологическое и социальное.
Биологическое общение – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
По средствам общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой (органы слуха, зрения, речи и т.д.).
Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (знаковые системы, печать, радио, телевидение).
Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
По продолжительности выделяют кратковременное и длительное общение. Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер.
Кратковременное общение – общение в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов. Кратковременное общение с незнакомым лицом развертывается в двух планах: с одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой – на познание этого лица. Познать человека в деталях за короткий срок не удается, но попытка постичь основные личностные качества постоянно существует.
Долговременное общение (в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или непрерывное) предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и, таким образом, познание друг друга. Длительный срок общения создает предпосылку либо для зарождения и укрепления положительных деловых и дружеских взаимоотношений и, следовательно, психологической совместимости, либо для возникновения конфронтации, противопоставления, т.е. психологической несовместимости.
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое.
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.д.).
Инструментальное общение – это общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
Целевое общение – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности – потребности в общении.
Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает освоение языка.
Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.
Понятие о речи
Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.
Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.
Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.
Психологическая характеристика речи
Функции речи
Воздействия. Заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
Сообщения. Состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Выражения. Заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.
Обозначения. Состоит в способности человека посредством слова давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия
Виды речи
Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах .
Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.
Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.
Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи.
Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.
Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники.
Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.
Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат). Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.
Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.
С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.
Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность.
Свойства речи
Содержательность. Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности
Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
Действенность. Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение
5.
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. При этом нужно иметь в виду, что конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда – непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые (рис. ).