Фрагмент для ознакомления
2
ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задание 1.
1. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык в современном мире.
Русский язык - это язык русской нации, язык, на котором создавалась и создаётся её культура.
Русский язык - это официальный язык Российской Федерации. Он обслуживает все сферы деятельности людей, живущих на территории России: на нём пишутся важнейшие документы страны и ведётся преподавание в учебных заведениях.
Так как наша страна многонациональна, то русский язык служит средством межнационального общения людей: он понятен каждому гражданину России. Русский язык является родным для большей части населения нашей страны.
Русский язык - это язык, на котором русская нация создавала и создаёт свою культуру, в первую очередь литературу. В современном виде русский язык впервые появился в XIX веке, в эпоху А.С. Пушкина. Именно он считается основателем современного русского языка, понятного нам всем, и на котором мы разговариваем.
Русский язык включает в себя как литературную разновидность (т.е. такую, в которой соблюдаются все зафиксированные в грамматиках правила), так и нелитературную (т.е. диалекты, просторечия, жаргоны и арго - случаи отклонения от общепринятой нормы).
Русские писатели и поэты всегда успешно использовали обе разновидности русского языка, создавая великие произведения русской литературы.
В современном обществе в России русский язык является языком национальным, официальным и языком межнационального общения. Не менее важная роль русского языка и в мире: он является интернациональным языком (один из шести официальных и рабочих языков ООН).
В современном обществе русскому языку уделяют огромное внимание. Забота общества о языке выражается в его кодификации, т.е. в упорядочении языковых явлений в единый свод правил.
Русский язык невероятно разнообразен. Авторы всегда отмечали огромное количество выразительных средств, существующих в русском языке.
2. Выполните синтаксический анализ предложения.
Маленький костер(1) ярко горел перед ними и они грея над ним руки (по)немногу подбрасывали(2) в него сучья заботясь о том чтобы огонь всё время горел ровно и костёр не давал дыму.
Синтаксический анализ предложения - это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи.
Маленький костер ярко горел перед ними, и они, грея над ним руки, понемногу подбрасывали в него сучья, заботясь о том, чтобы огонь всё время горел ровно, и костёр не давал дыму.
1. Подчеркнем члены предложения и укажем их типы:
Костер – подлежащее, выраженное имением существительным.
Костер (какой?) маленький- имя прилагатеотное.
Костер (что делал?) горел и не давал – сказуемые, выраженные глаголами.
Горел (как?) – понемоногу- имя прилагательное, единственное число, средний род, краткая форма.
Горел (перед кем?) – перед ними—дополнение, выраженное местоимением.
(Кто?) Они – подлежащее, выраженное местоимением.
(Что делая?) грея над ним руки – деепричастный оборот.
Они (что делали?) – подбрасывали - сказуемое, выраженное глаголом.
Подбрасывали (как?)- понемногу- наречие, обозначает действие.
Подбрасывали (что?) – сучья – дополнение, выраженное именем существительным.
Подбрасывали сучья (в кого?) - в него - дополнение, выраженное местоимением.
Подбрасывали (как?) - заботясь о том, чтобы огонь всё время горел ровно, и костёр не давал дыму – деепричастный оборот.
2. Разделим предложение на части:
Приведенное предложение имеет две грамматических основы, следовательно, является сложным, состоит из двух частей:
3. Составим схему сложного предложения с указанием средств связи и типов придаточных:
, и , чтобы , и .
Предложение сложное, связь союзная, простые предложения связаны сочинительным союзом и и объяснительным чтобы.
Первое простое.
Второе – главное, от него ставится вопрос к третьему предложению: делали что? и для чего? Следовательно, второе предложение – придаточное изъяснительное.
4. Охарактеризуем предложение:
- по цели высказывания- повествовательное.
- по интонации – невосклицательное.
- по количеству грамматических основ ( 3 основы):
Первое – простое - маленький костер ярко горел, второе – главное, определительное – они, грея над ним руки , понемногу подбрасывали в него сучья, заботясь о том, чтобы огонь всё время горел ровно. Третье –простое- и костёр не давал дыму – присоединяется к первому.
- по типу – предложение сложное, союзное, сложноподчинённое.
- последовательное подчинение.
5. Охарактеризуем каждую часть предложения:
Маленький костер ярко горел перед ними, и они, грея над ним руки, понемногу подбрасывали в него сучья, заботясь о том, чтобы огонь всё время горел ровно, и костёр не давал дыму.
Первая часть- простая - Маленький костер ярко горел перед ними.
Вторая часть – осложнена деепричастными оборотами - они, грея над ним руки, понемногу подбрасывали в него сучья, заботясь о том, чтобы огонь всё время горел ровно. Двусоставное, распространение, придаточное, полное.
Третья часть- костёр не давал дыму- простое, ничем не осложнено.
3. Назовите алгоритм действий при определении спряжения глагола. Приведите фрагмент сценария урока по знакомству с понятием "спряжение глагола" (УМК по выбору).
Алгоритм действий при определении спряжения глагола
1. Поставить глагол в форму 3 лица настоящего или будущего времени.
2. Если окончание ударное, то:
- буквы Е (Ё), У, Ю – I спряжение
- буквы И, А, Я – II спряжение.
3. Если окончание безударное, поставить глагол в неопределённую форму, сохраняя вид (совершённый вид – что сделать?, несовершенный вид – что делать?).
4. А) Если инфинитив оканчивается (не окончание!) на -ать, -ять, -ыть, -уть, -оть, - ти, -чь, или инфинитивом являются глаголы брить, стелить (стлать), зиждиться, то это I спряжение, во всех формах у этих глаголов пишутся окончания с буквами Е, У, Ю – ешь, - ет, - ем, - ете, - ут, - ют (бреет, моет, зиждется, зиждутся, кроют, найдёшь, пекут и т.д.).
Б) Если инфинитив оканчивается на –ить (кроме слов, указанных в пункте А), или инфинитивом являются глаголы слышать, дышать, держать, гнать, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, то это глаголы II спряжения, во всех формах у этих глаголов пишутся окончания с буквами И, А, Я – ишь, - ит, -им, ите, -ат, -ят (обидит, пилишь, видят и т.д.)
5. Присоединяясь к глаголу, приставка вы перетягивает на себя ударение и делает окончание безударным. Cпряжение таких глаголов следует проверять путём отбрасывания приставки вы: выспится – спИтся (II спр.), вымокнем – мокнем – мокнУТЬ (I спр.), выбьет – бьЁт (IIспр.) и т.д.
6. Глаголы есть, дать, хотеть, бежать, брезжить (брезжут, брезжит) разноспрягаемые!
7. В повелительном наклонении независимо от спряжения пишется суффикс –и-, окончание мн.ч. – те (писать – I спр. – пишú-те; смотреть – II спр. – смотрú-те).
В изъявительном наклонении в I спр. окончание –ете, во II спр. – ите
Например, напúш-ете, смóтр-ите).
Фрагмент сценария урока по знакомству с понятием
"спряжение глагола"
1 этап. Подготовка учащихся к занятию.
Цель занятия: подготовка учащегося к продуктивной работе, обеспечение мотивации к учебно-познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой.
Критерии достижения цели: учащийся готов к уроку, положительно настроен на получение новых знаний.
Методы: словесный, наглядный (демонстрация материала на слайдах).
2 этап. Повторение пройденного материала.
Цель: организовать повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений и пробелов.
Критерии достижения цели: умение распознавать глагол среди других частей речи, умение ставить глагол в неопределённую форму, изменять глаголы по числам и лицам, определять время глаголов.
Методы: словесные, практические (выполнение упражнений по пройденному ранее материалу).
3 этап. Определение новой темы.
Цели: организовать работу по выделению отличительных признаков глаголов I и II спряжения; развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать.
Критерии достижения цели: учащийся указывает на отличия глаголов I спряжения от глаголов II, анализирует, делает выводы.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративные, практические, эвристическая беседа.
4 этап. Закрепление новых знаний.
Цель: формирование умения определять спряжение глаголов и использовать его при выборе гласных в написании окончаний глаголов, закрепление полученных знаний на практике.
Критерии достижения цели: Ученик пользуется новым правилом, определяет спряжение глаголов и верно пишет окончания.
Методы:практические (письменные), интерактивные (т.е. направленные на взаимодействие с учениками).
5 этап. Подведение итогов урока.
Цель: обобщение по проделанной работе, отражение главных моментов.
Критерии достижения цели: осознание учащимися своей учебной деятельности и результатов своей деятельности, определение перспектив последующей работы.
Методы: словесные, практические, составление алгоритма действий.
6 этап. Объяснение домашнего задания.
Цель: доступно и понятно изложить суть домашней работы, объяснить способ его выполнения. Выставление мотивированной оценки.
Критерий достижения цели: качественное выполнение домашнего задания.
Задание 2.
1. Основные стили речи. Речь устная, речь письменная. Характеристика стилей речи.
Стили речи — это разновидности русского литературного языка, для которых характерна определенная сфера применения и особые языковые средства и жанры.
Устная речь — это речь, которую мы слышим и произносим.
Письменная речь — это такая речь, которую мы читаем и пишем, она отображается в виде букв и других знаков.
В русском литературном языке различают следующие стили речи:
• научный стиль. Указывает на сферу применения в общественной жизни.
Его цель — сообщить сведения. Для этого стиля характерна подчёркнутая логичность, точность и доказательность. В текстах научного стиля невозможна неопределённость или двусмысленность.
• публицистический стиль - это разновидность литературного языка, которая используется средствами массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и пр.) с целью сообщения важных сведений в мире политики, народного хозяйства, культуры, а также воздействия на читателей и слушателей с целью формирования у них определенной точки зрения. Применяется в периодической печати, общественно-политической литературе, в выступлениях и речах на митингах, предвыборных кампаниях, съездах и пр. Для него характерны эмоциональность, актуальность, использование призывов, яркость
В текстах публицистического стиля наряду с нейтральной широко используется общественно-политическая лексика, речевые публицистические стереотипы, риторические вопросы, обращения, побудительные предложения.
• официально-деловой стиль востребован в письменном оформлении различных документов. Основная его задача — сообщить информацию. Этот стиль речи используется при написании законов, указов, приказов, справок, отчетов, заявлений, объявлений, инструкций, протоколов, доверенностей. Для него характерен предварительный отбор языковых средств, который состоит в использовании готовых стандартных выражений, клише, отглагольных существительных (предписание, постановление, нарушение, действие), слов со значением долженствования (необходимо, нужно, обязательно, следует, обязан и пр.
• художественный стиль реализуется в творчестве писателей и поэтов. Цель художественного стиля — воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью ярких образов, созданных мастером слова. Использует эмоционально окрашенную лексику, а также слова ограниченной сферы использования (диалектизмы, профессионализмы) и даже просторечия. Образность и выразительность художественного стиля речи создают тропы и стилистические фигуры речи: метафоры, эпитеты, олицетворения, гиперболы, сравнения, аллегории, анафоры, эпифоры и пр. Эти языковые средства увеличивают возможность объективного отображения действительности, усиливают эмоциональный фон произведения и в то же время помогают образно и лаконично передать суть персонажа, явления, события. Востребован в прозе, поэзии и драматургии
• разговорный стиль - это язык непринужденного общения. Он используется как средство коммуникации, установления непосредственного контакта между говорящими или пишущими. Принадлежит устной речи. Он используется в бытовых и непринужденных профессиональных отношениях. Для него характерны неофициальность, отсутствие предварительного выбора языковых средств, а также широкое использование внеязыковых способов общения, как жесты и мимика. Основным языковым средством является разговорная лексика. Разговорный стиль речи реализуется в неофициальной беседе, приватном разговоре, в общении по телефону, личной переписке, в дневниковых записях.
2. Выполните синтаксический анализ предложения:
Со мной случилась(1) очень странная вещь мне показалось(2) что я на минутку закрыл глаза когда(же) я раскрыл их то сквозь щели ставен тянулись длинные яркие лучи солнца в которых обнаружились бесчисленные золотые пылинки.
Синтаксический анализ предложения - это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи.
1. Подчеркнем члены предложения и укажем их типы:
Со мной случилась очень странная вещь: мне показалось, что я на минутку закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых обнаружились бесчисленные золотые пылинки.
Что? - Вещь подлежащее, выраженное именем существительным.
Вещь (что сделала?) – случилась – сказуемое, выраженное глаголом.
Случилась с кем? – со мной – определение, выраженное личным местоимением.
Вещь (какая?) –странная – прилагательное.
Странная (в какой степени?) -Очень – обстоятельство, выраженное наречием, обозначающим признак признака.
Показалось (кому?) – мне- дополнение, выраженное местоимением в дательном падеже.
Кто? –я – подлежащее, выраженное местоимением в именительном падеже.
Я (что сделал?) закрыл и раскрыл – сказуемые, выраженные глаголами.
Закрыл (что?) – глаза – дополнение, выраженное именем существительным.
Раскрыл (что?) – их– дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже.
Раскрыл глаза (как долго?) – на минутку – дополнение, выраженное именем существительным образа действия.
Что? - Лучи - подлежащее, выраженное именем существительным.
Лучи (что делали?) – тянулись – сказуемое, выраженное глаголом.
Лучи (какие?) – длинные яркие – определение, выраженное именем прилагательным.
Лучи (чего?)- солнца – дополнение, выраженное именем существительным
Лучи тянулись (как?) – сквозь щели (чего?) – ставен – дополнения.
Что? - пылинки - подлежащее, выраженное именем существительным.
Пылинки (что сделали?) – обнаружились – сказуемое, выраженное глаголом.
Пылинки (какие?) – бесчисленные золотые – определение, выраженное прилагательным.
2. Предложение имеет 4 грамматические основы, следовательно, является сложным. Состоит и четырех частей.
3. Составим схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных:
: ,что ; когда , сквозь , в которых .
Предложение сложное, части соединяются подчинительным союзом что.
первое простое объясняет причину того, о чём говорится во втором, поэтому ставится двоеточие. Следовательно, второе простое предложение – придаточное изъяснительное.
Подчинительная связь между предложениями , когда же я раскрыл их (придаточное обстоятельственное времени, присоединяется союзным словом когда). Союзом то показано последовательная связь со вторым предложением сквозь щели ставен тянулись длинные яркие лучи солнца. в которых обнаружились бесчисленные золотые пылинки
(придаточное определительное, присоединяется союзным словом которую).
4. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое (параллельное неоднородное подчинение, распространенное.
3. Назовите гигиенические условия формирования навыка письма. Приведите фрагмент сценария урока по объяснению техники написания заглавной и строчной буквы (любой).
Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила.
Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:
1) научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
2) научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);
3) научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.
Как надо сидеть при письме?
Вот эти правила:
1.Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
- опираться спиной на спинку стула;
- не опираться грудью на стол;
- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола
2. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для пра-воруких).
3. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).