- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Готовые работы
- Ответы на билеты
- Философия
Ответы на билеты
Хотите заказать работу на тему "Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения."?73 страницы
0 источников
Добавлена 25.06.2023 Опубликовано: studservis
1216 ₽
2432 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
2. Специфика и структура философского знания.
3. Пути развития философии. Многообразие школ и направлений.
4. Возникновение, основные этапы и особенности античной философии. Космоцентризм.
5. Жизнь и учение Сократа.
6. Объективный идеализм Платона. Теория идей.
7. Философские идеи Аристотеля.
8. Этические учения эллинистической философии.
9. Возникновение, основные этапы и характерные черты средневековой философии.
10. Проблемы бытия в средневековой философии. А. Августин о Боге и человеке.
11. Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
12. Полемика реализма и номинализма в средневековой философии.
13. Характерные черты философии Возрождения.
14. Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона.
15. Дуализм и рационализм Р. Декарта.
16. Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и естественных правах человека.
17. Основные идеи социальной философии Просвещения.
18. Общая характеристика философии И. Канта.
19. Этика И. Канта.
20. Объективный идеализм Г. Гегеля.
21. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
22. Основные идеи марксистской философии.
23. Возникновение, основные этапы развития и характерные черты русской философии.
24. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской – философии.
25. Религиозно – философские искания Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
26. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова.
27. Философия Всеединства В.С. Соловьева.
28. Философия свободы Н.А. Бердяева.
29. Постклассическая философия А. Шопенгауэра.
30. Философские идеи Ф. Ницше.
31. Основные направления современной позитивистской философии.
32. Психоаналитическая философия о человеке и культуре.
33. Основные идеи философии экзистенциализма.
34. Философские проблемы бытия.
35. Основные подходы к понятию «материя». Важнейшие свойства материи.
36. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение.
37. Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта. Основные концепции познания.
38. Специфика и основные формы чувственного и рационального познания.
39. Специфика научного познания. Формы и методы научного познания.
40. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины.
41. Понятие диалектики, ее основные принципы и законы.
42. Альтернативы диалектики.
43. Общество как предмет философского исследования.
44. Философия истории, основные подходы к историческому процессу.
45. Природа и общество, их взаимодействие.
46. Общество и глобальные проблемы ХХ – ХХI веков.
47. Современная цивилизация и формирование информационного – технического общества.
48. Философия как аксиология. Учение о ценностях.
49. Культура как предмет философского анализа.
50. Основные подходы к проблеме человека в истории философии.
51. Философская антропология в поисках решения проблемы человека.
52. Философия о смысле жизни.
53. Личность: проблема свободы и ответственности.
54. Философия, ее предмет и функции.
Фрагмент для ознакомления 2
Мировоззре́ние — понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Типы мировоззрения.
Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение.
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.
Философия (любовь к мудрости).
Философия – учение о абсолюте. Абсолют – учение о высших первоначалах, исходных принципах действительности, глубинной основы реальности. Философия появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции. Философия как понятие - это теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении понятия философии употребляются термины - теоретическое мировоззрение, система взглядов.
Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.
Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.
Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
Основные черты философского мировоззрения:
• концептуальная обоснованность;
• систематичность;
• универсальность;
• критичность.
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.
2. Специфика и структура философского знания.
Специфика философского знания:
· двойственность: имеет много общего с научным знание, в то же время не является научным знанием в чистом виде;
· предмет философии шире предмета исследования любой конкретной науки;
· предельно общий, теоретический характер;
· сложная структура (включает онтологию, гносеологию, аксиологию, праксиологию, социологию, культурологию, логику, этику, эстетику и т. д.);
· содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основании иных наук;
· является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени;
· в нём одновременно – объективное описание мира в целом и субъективная, личная позиция философа;
· рефлексивно;
· динамично, т. е. находится в развитии.
Методы получения философского знания:
· диалектика – рассмотрение предметов, явлений всесторонне, с учётом противоречий, изменений, развития;
· метафизика – (метод, противоположный диалектическому) объект рассматривается обособленно, статично, однозначно; игнорируется факт постоянных изменений, наличия связей, не уделяется внимания противоречиям;
· герменевтика – метод истолкования, выявления смысла, правильного прочтения текста;
Есть и такие методы философии, которые одновременно являются направлениями философии: например, эмпиризм и рационализм, материализм и идеализм.
В зависимости от предмета (предмет – то, что изучают) традиционно выделяют такие области философского знания как онтология, гносеология, аксиология, праксиология.
Онтология- область философского знания, изучающая фундаментальные основы бытия и сущего; учение о бытии, его формах, способах и уровнях.
Гносеология- теория познания. Проблемы гносеологии: природа познания, его возможности и границы, условия истинности познания. Философы, работающие в русле данной проблематики, ставят перед собой вопросы: «Познаваем ли мир и насколько?», «Каковы критерии истинного знания?», «Какова роль и возможности человека в процессе познания?». Исследуется проблема взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания. Философская теория познания изучает общее в познавательной деятельности, безотносительно к тому, какова эта деятельность - научная, художественная или повседневная.
Аксиология- философское учение о ценностях, в рамках которого исследуется природа человеческих ценностей.
Праксиология - учение о человеческой деятельности (структура деятельности, её типология, способы человеческой деятельности).
Антропология– учение о сущности человека.
Социальная философия– область философского знания об общих проблемах функционирования общества, законах общественного развития.
Философия истории (как светская наука сложилась в XVIII – XIX вв.) – область философского знания, предмет которого – цели и смысл истории, универсальность исторического бытия как опыт человечества.
3. Пути развития философии. Многообразие школ и направлений.
К настоящему времени философия прошла в своем развитии свыше двух тысяч лет, за которые сформировалось множество направлений и школ, отстаивающих свою оригинальную позицию по вопросам познаваемости мира, человека, общества, культуры. К историческим типам философии относят: античную, средневековую, философию эпохи Возрождения и Просвещения, философию Нового времени, Немецкую классическую философию, неклассическую философию и постнеклассическую.
Античная философия представлена такими направлениями и школами, как ионийская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийская (Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл), атомистическая философия Левкиппа и Демокрита, софистика (Протагор, Горгий), философия Сократа и сократические школы (Антисфен, Аристипп, Диоген Синопский и др.), философское учение Платона, философская система Аристотеля и эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики). Генезис античной философии восходит к проблеме поиска первопричины мира и места человека в нем, затем движется по пути логической формы познания, ее этического и политического значения, и в заключении определяется вопросами смысла жизни и достижения счастья. На всех этапах античная философия стремилась к предельной свободе духа.
Средневековая философия превратилась в инструмент религиозных споров о христологии (учении о человеческой и божественной сущности Христа), эсхатологии (учении о конце истории и Страшном Суде), креационизме (учении о творении мира Богом) и получила официальное признание в определении тринитарной (Отец, Сын, Святой Дух) божественной сущности. Основной задачей философии в это время становится обоснование религиозных догматов, как-то: доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души, оправдание Бога за существование зла в мире и др. В истории средневековой философии отмечают два периода и соответствующие им направления - патристику (учение отцов церкви), включающую в себя школы гностицизма, манихейства, апологетики, богословское наследие Аврелия Августина и схоластику (учение монастырских школ), когда, собственно, философия служила теологии в поиске рациональных путей истинности доказательств Бога и веры через спор об универсалиях (номинализм и реализм). В это же время на Востоке, получает развитие арабская и еврейская философия (Авиценна, Аверроэс и др.).
В эпоху Возрождения философы снова возвращаются к «исследованию человеческого» (лат. studia humaniora), в противоположность схоластическому «исследованию божественного», и потому зовут себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Марсилио Фичино, Пьетро Помпанацци и др.). Философия в ту эпоху проникается духом эмпиризма и натурализма (Николай Кузанский, Бернардино Телезио, Джордано Бруно) - уважением к человеческим чувствам, доверием к чувственному опыту и потребности научного постижения природы. Получают развитие социальные (утопические) теории (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), призванные правовым путем обеспечить человеку счастье в государстве (Никколо Макиавелли, Жан Боден).
В Новое время получают развитие такие направления философской мысли как: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, каждое из которых отстаивает правоту собственного взгляда по вопросу об истинном источнике знаний - опыте, разуме, чувствах. Партию эмпириков возглавил Фрэнсис Бэкон, считавший, что всякое знание начинается с чувственных восприятий, и что «самое лучшее из всех доказательств есть опыт», препятствующий ошибкам в познании. Главой рационалистов, стал Ренe Декарт, утверждавший, что истинное знание начинается не с чувственных данных, а с интуитивно ясных понятий и аксиом, как в математике, исходящих из субстанции «мыслящей» (res cogita), мир же «протяженных», т.е. физических вещей (res extensa) устроен подобно механизму. Между этими мирами (субстанциями) существует тесная связь, поскольку «мыслить» и «существовать», означает одно и тоже. Сенсуалисты (Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Давид Юм) были сторонниками правоты чувственного постижения мира, который дан человеку в потоке «ассоциаций» и до конца непознаваем.
Немецкая классическая философия является вершиной систематизаций своего времени, благодаря чему философия обретает сложную структуру знаний о бытии, познании, мышлении, человеке, ценностях, обществе, культуре, истории. Начало новой реформе философского знания положил Иммануил Кант, избравший критический метод для объяснения основ разумной деятельности человека, и сформулировавший три важнейших вопроса в прагматической антропологии: «чего я хочу?», «отчего это зависит?», «к чему это ведет?», определяющие максимы для мыслителя: «думать самому», «мыслить себя на месте любого другого» и «всегда мыслить в согласии с самим собой». Такой способ вопрошания о возможности был ключевым в его учении о трансцендентальных сущностях. Антропологическое направление в немецкой классической философии получило развитие в трудах Фихте и Шеллинга. Философская систематизация Гегеля основывается на диалектическом учении, раскрытом в трактате «Феноменология духа» и очерке «Наука логика». Философия (точнее, логика), по мнению Гегеля, есть поступательное развитие «абсолютного духа», который через нее познает самое себя. Диалектический метод заключается в способности мышления выделять тезис (представлять предмет в реальности таким, каков он есть), затем ставить по отношению к нему антитезис (открывать накопившийся опыт, противоречащий исходному знанию о предмете) и в заключении объединять их (примирив знание и незнание о предмете). Таков путь диалектического развития духа, который воплощен в различных формах познающего разума: религии, науке, философии.
С середины ХIХ века наступает время неклассической философии, а с середины ХХ века - постнеклассической философии, связанное с изменением ее предмета и задач. Каждое из направлений неклассической философии, по-разному решает вопрос ее самоопределения. Марксистская философия основывается на материалистическом понимании объективного хода развития истории и общества, законы которого открывает философия. Позитивизм исходит из методологической роли философии. Феноменология рассматривает философию как учение о реальности, доступной исключительно нашему сознанию, открывающему мир в интенциональности (направленности) на предметы. Экзистенциализм как философия существования учит о пограничной ситуации в бытии человека, в которой мир внешних вещей соприкасается с нашим сознанием. Философия психоанализа является учением о роли бессознательного в жизни человека как индивидуального и коллективного субъекта. Структурализм и лингвистическая философия утверждают языковую реальность мира как единственно доступную мышлению. Постмодернизм рассматривают, и как эпоху упадка и деградации культуры, и как декаданс классической философии, построенной на ценностях логоса. Отказ от логических способов познания совершился в пользу доречевых смыслов, обнаруживаемых при деконструкции текста (языка вообще) и предшествующих акту мышления как такового. В целом постмодернизм иронически свел к абсурду философский рационализм, показав тотальность «смерти» прежних ценностей человека, основанных на разуме.
4. Возникновение, основные этапы и особенности античной философии. Космоцентризм.
Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), Затем в греческих городах Южной Италии, В прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.
Рассмотрим, какие основные проблемы решала античная философия, этапы развития ее как науки.
В развитии древнегреческой и древнеримской философской мысли условно можно разграничить четыре важных этапа.Первый, досократовский, период выпадает на VII -- V ст. до нашей эры. Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора и его учеников, Демокрита и Левкипа. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и политической сферы Древней Греции.
Характерной особенностью второго, классического, периода (V -- IV ст. до нашей эры) является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию риторики как науки. Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протогора. В это же время начинает формироваться и римская философия, в которой определяются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.За период с IV по II век до н. э. античная философия проходит третий, эллинестический, этап развития. В это время возникают первые философские системы, глубокие по своему содержанию, появляются новые философские школы -- эпикурейская, академическая, перепатетики и другие. Представители эллинистического периода переходят к решению этических проблем и морализаторству именно в то время, когда эллинская культура переживает упадок. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии.С началом нашей эры (I -- VI столетия) античная философия вступает в свой последний период развития. В это время ведущая роль в античном мире принадлежит Риму, под влиянием которого оказывается и Греция. На формирование римской философии большое влияние оказывает греческая, в частности, ее эллинестический этап. В философии Рима формируются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Для этого периода характерна деятельность таких философов, как Аристотель, Сократ, Протогор, Платон.Третий-четвертый века -- время возникновения и развития нового направления в античной философии -- неоплатонизма, родоначальником которого был Платон. Его идеи и взгляды во многом повлияли на философию раннего христианства и философию средневековья.Так возникла античная философия, этапы развития которой породили интересные идеи: идею всеобщей связи всех явлений и вещей, существующих в мире, и идею бесконечного развития.Именно в те времена сложились гносеологические направления -- материализм и идеализм. Демокрит, являясь, в сущности, материалистом, предположил, что атом является мельчайшей частицей любого вещества. Эта его идея опередила века и тысячелетия. Платон, придерживаясь идеалистических взглядов, создал диалектическое учение об отдельных вещах и общих понятиях.Философия античных времен стала одной из самостоятельных форм общественного сознания. С ее помощью была сформирована целостная картина мира. Античная философия позволяет проследить весь путь становления теоретической мысли, полный нестандартных и смелых идей. Многие вопросы, которые пытались решить древнегреческие и древнеримские философские умы, не утратили своей злободневности и в наше время.
ОСОБЕННОСТИ.
• античная философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
• стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
• на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
•допускалось существование богов;
•древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
• были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период —материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.
КОСМОЦЕНТРИЗМ.
Космоцентризм античной философии Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит. Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы. Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории. Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли. Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры. Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге. Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.
5. Жизнь и учение Сократа.
Сократ (469 - 399 гг. до н. э.). не оставил значительных философских произведе¬ний, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.
Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика".Суть майевтикине в том, чтобы научить истине, а в том,чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того време¬ни, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.
Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.
• любое знание есть добро;
• любое зло, порок совершается от незнания.
Основной теоретический интерес у Сократа сосредоточен на человеке. Широко известен его афоризм: «Познай самого себя».
Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которой - установить истину. Истина – объективное, не зависящее от мнения людей знание, полученное в процессе диалога, беседы. Сократ первый указал, что знание носит понятийный характер. Широко использовал метод индукции. По отношению к материальному миру считал, что его познать невозможно (агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть. Познать самого себя - означает найти общие для всех людей нравственные качества
Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбиваю¬щий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.
Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;
• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;
• открыл метод майевтики, широко применяемый в современ¬ном образовании;
• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;
• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на¬пример, Платона), стоял у истоков целого ряда так называе¬мых "сократических школ".
"Сократические школы" — философские учения, сложившие¬ся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу "сократических школ" относятся:
• Академия Платона;
• школа киников;
• киренская школа;
• лигарская школа;
• элидо-эритрийская школа.
6. Объективный идеализм Платона. Теория идей.
Платон (широкоплечий) 427 – 347 г. г до н. э. – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии – основоположник Идеалистического направления в философии.
Главные положения учения Платона:
- Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
- Окружающий мир (мир вещей) также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
- Реально существует лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдоса);
- Любая вещь является лишь материальным отражением первоначальной идеи (эйдоса) как в зеркале данной вещи. Кони например рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна;
- Весь мир является отображением чистых идей (эйдосы)
- Предметом познания должны стать, прежде всего, чистые идеи;
- Чистые идеи невозможно познать с помощью чувственного познания, их можно познать только разумом через идеалистическое познание;
- Только философы, как самые образовательные люди способны увидеть и осознать «чистые идеи»
Cвойства идей:
1. Прежде всего, надо хорошо понять, что речь идет не о наших, человеческих мыслях, а о космических, мировых идеях, идеях Мирового Разума. Эти идеи объективны – существуют вне и независимо от человеческого сознания.
2. Любая идея есть единое во многом, нечтообщее для данного класса вещей
3. Идеи – это совершенные образцы вещей, предельно, максимально лучшее в своем роде.
4. Идеи нематериальны, невещественны. Их нельзя постигать при помощи обычных органов чувств. Они сверхчувственны ипостижимы только разумом.
5. Поскольку идеи совершенны, они неизменны. Они вечно пребывают за пределами пространства и временив особом идеальном мире.
6. Идеи вносят в мир целостность и осмысленную упорядоченность. Благодаря им все вещи и существа разделяются на виды и роды. У каждого класса предметов есть своя идей(эйдос) как образец.
Все сущее по Платону состоит из трёх субстанций: Единое; Ум; Душа
Единое – есть ничто не имеет никаких признаков ни начала ни конца, оно выше всякого окружения, оно первоначало всех идей, всех вещей, явлений, как хороших так и плохих
Ум– происходит от единого, но разделен с еденным противоположен единому, является сущностью всех вещей есть обобщение всякого живого на Земле.
Душа - представляет собой подвижную субстанцию, которая объединяет и связывает единое и ум. Связывает между собой все вещи и явления. Душа может быть мировой и душой отдельного человека, душу могут иметь вещи и неживая природа. Душа человека (вещи) есть часть мировой души. Душа бессмертна. При смерти душа в подземном царстве отвечает за свои поступки, приобретает новую телесную оболочку.
Проблема государства. Понятие государства делится на 3 сословия:
Философы;
Воины;
Работники.
Не существует брака — все дети и жены общие. Допускается труд рабов. Оптимальная форма государства — Аристократия и монархия.
Академия Платона – религиозно-философская, школа созданная Платоном в 387 г и просуществовала 1000 лет. В академии учились — Аристотель, Филон, Ксенокрит и многие другие.
Основа платонизма – идеализм.
7. Философские идеи Аристотеля.
Аристотель (384 — 322 г.г. до н. э) древнегреческий философ, ученик Платона воспитатель А.Македонского. Родоначальник психологии.
Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой.
Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.
Аристотель разделял философию на виды:
- Теоретическая, изучающая проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений;
- Практическая — о деятельности человека, устройство государства;
- Поэтическая;
- Логика, как часть философии.
Историческое значение философии Аристотеля:
- Внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «Чистых идеях».
- Дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека. Выделил 10 философских категорий.
- Дал определение Бытия через категории.
- Определил сущность материи
- Выделил шесть типов государства (монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии)) и дал понятие идеального типа — политии.
-Внёс существенный вклад в развитие логики, дал понятие дедуктивного метода (от частного к общему)
Категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности без которых немыслимо само бытие. 10 категорий: Сущность (субстанция), Количество, Качество, Отношение, Место, Время действие, Положение, Страдание, Состояние, Действие.
Бытие— это сущность, обладающая свойствами количества, качества — страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность
Душа — является носителем сознания в тоже время ведает функциями организма.Три вида души:
- Растительная — отвечает за функции питания, роста и развития (вспомните вегатативную нервную систему)
- Живая душа + функции ощущения и желания.
- Разумная (человеческая) охватывает все вышеизложенные функции, ведает еще функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Государство — Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).Наилучшей формой государства по Аристотелю является Полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии государство «среднего класса» (идеал Аристотеля)
8. Этические учения эллинистической философии.
В эпоху эллинизма (IVвек до н.э. – V век н. э.), в эллинистических монархиях связи между человеком и государством ослабели, ибо власть исходила от одного или немногих. С разъединением человека и гражданина отделились друг от друга этика и политика.
В этих условиях особую актуальность приобретает этическая проблематика, разрабатываемая киниками, стоиками, эпикурейцами. Общая установка этих направлений состояла в отвержении и разоблачении великих иллюзий, двигавших поведением людей: 1) погони за удовольствиями; 2) очарованностью богатством; 3) страстного желания власти; 4) жажды славы, блеска, успеха – всего того, что ведет к несчастью.
Основоположниками философии кинизма были Антисфени Диоген Синопский. Философия, по мнению киников, должна заниматься не отвлеченным умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. А для этого надо «повергнуть в прах ложные ценности», как писал Диоген. К ложным ценностям киники относили имущество, телесные удовольствия, зависимость от общественного мнения. Они проповедовала нищету и полный отказ от удовольствий, поскольку сама природа определила тот минимум, который необходим человеку.
Этика киников наполнена пафосом освобождения: от телесных потребностей, сведенных к минимуму, от людских пороков, от тщеславия, гордыни, алчности, от условностей общепринятых норм поведения. Достижение такой свободы было возможно только на путях строжайшего самоограничения и самопринуждения.
Этическая проблематика находится в центре исследований школы стоиков, к которым принадлежали Зенон из Китиона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Философия для стоиков – не просто наука и сумма знаний, но жизненный путь, мудрость. Только философия может научить сохранять самообладание и достоинство в сложных непредсказуемых ситуациях эллинизма и поздней Римской империи, где разложение нравов достигло апогея. Сила человека в том, что он не раб собственных страстей. Мудрец не стремиться к чувственным удовольствиям, он не боится смерти. Образцом мудреца стоики считали Сократа, который рассматривал философию как науку умирания. Однако стоики ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безразличия ко всему, не зависящему от человека. Мудрец способен достичь состоянияапатии, т. е. научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не чувствами, эмоциями, а только разумом. Требования разума соответствуют требованиям природы и составляют рок, судьбу. Человек должен познать свою судьбу и примириться с ней.
Философ Эпикур(342–271 до н. э.) распространил идеи атомизма на общество. Ценностью выступает не общественное целое, а конкретный человек, индивид. Философия, по мнению Эпикура, должна указать человеку путь к счастливой безмятежной жизни, свободной от страданий. Цель счастливой жизни – в душевном спокойствии, в «безмятежности души» (атараксии). Достигнув состояния атараксии, мудрец обретает свободу от всяких страстей – и от чрезмерных радостей, и от чрезмерной скорби.
Счастье Эпикур связывал с наслаждением: «когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждение чувственности или распутства, как те, кто не знают, не разделяют или плохо понимают наши учения, – нет, мы разумеем свободу от страданий тела и смятений души».
Мудрец преодолевает страх перед смертью. Смерть, по мысли Эпикура, не имеет к нам никакого отношения, поскольку, «когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».
Основным принципом индивидуалистической этики Эпикура является принцип «живи незаметно», мотивирующий уход от общественной жизни.
9. Возникновение, основные этапы и характерные черты средневековой философии.
Становление средневековой философии, нового типа религиозной веры и культуры происходил в I–IVвв. н. э. В это время соперничали между собой философские учения поздней античности с многообразными религиозными верованиями Ближнего Востока. В результате причудливого синтеза греческой философской мысли и религиозных чувств древних иудеев возникло христианство, под знаком которого развивалась философская мысль средневековой Европы.
Средневековое мировоззрение теоцентрично:реальностью, определяющей все сущее, выступает не космос, не природа, а единый всемогущий Бог. Бог сотворил мир из ничего благодаря своему всемогуществу и продолжает каждый миг сохранять бытие мира – это основной тезис христианской религии и философской мысли средневековья. В основе учения о бытии (онтологии) лежит идея творения, а в основе гносеологии (учения о познании) – идея откровения.
В развитии философии Средних веков можно выделить несколько основных этапов:
1) апологетика (II – IV вв., крупнейшие представители – богослов и юрист Тертуллиан, Тит Флавий, Ориген и др.) – период создания произведений апологетов (защитников) христианства, изложивших основы христианского вероучения. В этот период не было создано философских систем, но был намечен круг вопросов, ставших центральными в средневековой философии: о Боге и соотношении Бога и мира, о сотворении мира и структуре мироздания, о сущности человека и его месте в мире;
2) патристика (V – IX вв., крупнейшие представители – Григорий Нисский, А.Аврелий) – создание учений «отцов церкви» (лат. pater – отец) – христианских мыслителей, заложивших основы религиозной философии. Основная задача философии этого периода – систематизация и толкование христианского вероучения, которое велось с опорой на античную философию, прежде всего идеи Платона;
3) схоластика (досл. с лат. «школьная философия») (X – XV вв., крупнейшие представители – Пьер Абеляр, Альберт Великий, Ф.Аквинский) – период распространения этих учений в общественном сознании и духовной культуре общества.
Характерные черты средневековой философии:
1) теоцентризм – философский принцип, согласно которому высшей реальностью признается Бог - сверхъестественная и всемогущая сила, являющаяся источником и основой всего сущего;
2) умозрительный характер: философское мышление основано на отвлеченных логических построениях, не связанных с опытными данными;
3) креационизм – идея сотворенности мира Богом из ничего, лежавшая в основе средневековой онтологии;
4) идея откровения, т.е. познания мира через изъявление божественной воли путем приобщения к христианскому вероучению, изучения христианской литературы, составляющая основу гносеологии;
5) дидактизм, т.е. назидательный, поучительный характер;
6) экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.
10. Проблемы бытия в средневековой философии. А. Августин о Боге и человеке.
Наиболее яркий представитель патристики – Августин Аврелий (Блаженный) (354 – 430 гг.). Его главные труды: «Исповедь», «О граде Божьем». В произведениях Августина мифологические и библейские сюжеты сочетаются с религиозно-философскими размышлениями.
Августин – крупнейший систематизатор христианского вероучения, стоявший на позициях неоплатонизма.
Учение о Боге и мире. Бог рассматривается им как начало всего сущего, как единственная причина возникновения вещей. Бог вечен и неизменен, он есть нечто постоянное. Мир созданных богом вещей изменчив и пребывает во времени. Мир представляет собой лестницу, где есть высшее (бестелесное и божественное) и низшее (телесное и материальное). Т.е. в мире существует иерархия – жесткий, установленный Богом порядок.
Учение о познании. Внешний изменчивый мир не может быть источником истины, таковым может быть только вечное, т.е. Бог. Познание Бога должно составлять смысл и содержание всей жизни человека. Постичь истину можно только путем откровения. Таким образом, Августин выдвигает тезис о превосходстве веры над разумом («верить, чтобы понимать» – суть теории познания Августина). Разум постигает явления видимого мира, а вера приводит к осознанию вечного.
Учение о душе. Душа, по августину, есть только у человека – это ставит его выше всех живых существ. Душа бессмертна, она бестелесна, нематериальна и рассеяна по всему телу. Ее важнейшие способности – разум, воля и память.
Проблема свободы воли. Августин развивал идею божественной предопределенности. Но в мире существует добро и зло, поэтому возникает вопрос о природе зла. Августин утверждал, что Бог творит только добро, зло – это отсутствие добра и возникает в результате человеческой деятельности, т.к. от рождения человеку дана свобода воли.
Взгляды на общественную жизнь. Социальное неравенство августин рассматривает как результат грехопадения человечества и считает его основным принципом бытия общества. Государство должно носить теократический характер и служить интересам Церкви. Историю человечества Августин представлял как борьбу двух царств – Божьего и земного. В Божье царство входит меньшая часть человечества – это люди искренне верующие, живущие «по духу». Град земной составляют люди, живущие «по плоти» (неверующие, язычники). Представителем града Божьего на земле является церковь, следовательно, ее власть выше светской
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней