Фрагмент для ознакомления
2
Билеты по психологии развития и возрастной психологии
2 курс
1. Общая характеристика этапа новорожденности. Значение беспомощности новорожденного. Безусловные врожденные рефлексы.
Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность (не целенаправленная, импульсивная, толчкообразная). Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. [2]
Новорожденный спит 17—20 часов в день. Лишь малая часть этого времени приходится на глубокий сон, 75% — на неглубокий. Сон новорожденного часто прерывается короткими периодами бодрствования, которые могут вызываться болью, голодом или каким-то внутренним дискомфортом. В среднем новорожденные бодрствуют 4—7 часов в сутки, 2—3 часа из них они пассивны, оставшееся время — активны.
Приспособиться к этим новым условиям существования ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. У новорожденного очень много рефлексов.
- Рефлекс Бабинского;
- Рефлекс Бабкина;
- Хватательный рефлекс;
- Рефлекс Моро;
- Поисковый рефлекс;
- Плавательный рефлекс;
- Рефлекс ходьбы;
- Сосательный рефлекс;
- Тонический шейный рефлекс;
- Рефлекс отдергивания.
Простейшие рефлексы исчезают на первом году жизни, однако некоторые из них, например, рефлекс вздрагивания, мигания, коленный, зевания, кашля и чихания, остаются на всю жизнь. [4]
2. «Комплекс оживления» и развитие первых форм общения со взрослыми.
Комплекс оживления — это особая эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого в поле зрения ребенка. Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10–12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе. [2] Становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период — период младенчества. [4]
3. Основные линии психического развития и новообразования младенчества.
Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте — ситуация связанности, единства ребенка и взрослого. Основной, ведущий вид деятельности — эмоциональное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Возникшая в период новорожденности потребность в общении интенсивно развивается. К 4—5 месяцам малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг, т.е. его общение со взрослыми приобретает избирательный характер
В младенческом возрасте идет быстрое формирование двигательных навыков детей, особенно сложных, сенсорно-скоординированных движений рук и ног. Активность рук ребенка отмечается уже в первые недели его жизни: это размахивание руками, хватание, движения кистей рук. В 3—4 месяца ребенок начинает тянуться за предметами, захватывает предметы рукой. Акт хватания — это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Благодаря хватанию возникает и восприятие пространства — это пространство вытянутой руки, и его протяженность еще мала. Но с 6 месяцев ребенок начинает сидеть на стуле, его пространственные возможности увеличиваются, и к 7 месяцам движения рук младенца начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, приобретают предметный характер. Возникают результативные действия: перемещение предмета, извлечение из него звука и т.д.
Со второго полугодия жизни у ребенка появляется новый способ воздействия на взрослого — указательный жест, который возникает из протянутой к недосягаемому предмету руки.
Большое значение в совместной деятельности ребенка и взрослого имеет развивающаяся на протяжении младенчества способность подражать действиям взрослого. Она открывает широкие возможности для обучения через подражание.
В 7—10 месяцев ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослого, хотя чаще всего воспроизводит показанное не сразу, а спустя некоторое время и после многократного показа.
К концу первого года жизни у ребенка появляется новая важная особенность в манипуляции с предметами: дети не только повторяют движения, показываемые родителями, но и пытаются видоизменить их. [4]
4. Кризис одного года, его причины, симптомы и их значение.
Самые главные приобретения — ходьба и первые слова. К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъекта действия. В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития. Появление первых слов, имеющих характер указательного жеста, понятных только близким, представляет новый прогрессивный способ общения со взрослым.
Возникновение мотивирующих потребностей превращает ребенка в субъект действия. Увеличение двигательных возможностей (сначала ползание, затем ходьба) приводит к возрастанию доступности многих вещей, часто небезопасных для ребенка. Со стороны родителей вынужденно возникает запрет. Регулярно сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации некоторых своих устремлений, ребенок начинает понимать, что его желания не всегда совпадают с желаниями и чувствами другого человека. Из спокойного и уступчивого ребенок превращается в невероятно активного, своевольного, пытающегося добиться выполнения своего желания. Поведенческим симптомом наступления кризиса одного года Выготский считал появление особых аффективных состояний — гипобилических реакций, протекающих по типу эмоционального взрыва. Ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, заливается слезами, бросается на пол. Ребенок обнаруживает собственное желание, становится его субъектом; появляется Я желающий. [1]
5. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущая в раннем возрасте. Ее значение для психического развития ребенка.
После младенчества начинается новый этап развития человека -раннее детство (от 1 года до 3 лет). Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Предыстория психического развития теперь уступила место его подлинной истории. Следующие два года - период раннего детства - приносят ребенку новые принципиальные достижения. [3]
Психическое развитие ребенка раннего возраста происходит в постоянном общении со взрослым. В этом непосредственном общении идет развитие ведущей деятельности этого периода — предметно-манипулятивной. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними.
Игрушка — это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними, игрушки полифункциональны, с ними можно делать все что угодно.
На втором году дети начинают осознавать связи между различными предметами и их функциями. Все предметы в окружающем ребенка мире приобретают для него новое значение. Интерес к связи причины и следствия способствует тому, что дети учатся заводить, поворачивать, открывать и т.д. игрушки, чтобы получить какой-то результат: звук, прыжки, стук и прочее. [4]
6. Становление личности и развитие самосознания в раннем детстве.
Отличительная особенность психики ребенка раннего возраста - единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка Ситуативно - каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, притягателен. Наглядная ситуация часто «руководит» и восприятием, и поведением ребенка. Когда появляются личные, собственные желания ребенка, они часто имеют форму аффекта (владеют ребенком). Одновременно с обособлением личных желаний происходит и обнаружение взрослого как важнейшего действующего лица ситуации. К трем годам ребенок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, обобщает действие, сравнивает его с действием взрослого. Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми. [1]
7. Развитие речи как центральная линия развития в раннем возрасте. Основные этапы и закономерности развития речи.
В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. [3]
Первые настоящие слова появляются обычно у годовалых детей. Их появление ученые рассматривают как важную веху в развитии ребенка. Теперь дети могут строить одно-, двухсловные предложения.
Однословные предложения, которые называют также односоставными, появляются в бормотании годовалых детей, когда они стараются назвать то, что видят в окружающем мире, или хотят выразить какие-то свои желания.
В возрасте 1 года и 3 месяцев ребенок называет главным образом те предметы, которые так или иначе связаны с его желаниями и поведением.
Двусловные предложения, которые называются еще двусоставными, характерны для речи полуторагодовалых детей: «Машина сломалась!» Это так называемый телеграфный стиль, который предполагает употребление главным образом существительных и глаголов, и лишь изредка — прилагательных, причастий и наречий.
Словарный запас детей в 1,5 года обычно содержит около 10 слов. К 1 году и 8 месяцам он увеличивается до 50, а к 2 годам насчитывает более 200 слов. Двухлетние дети понимают гораздо больше, чем могут сказать сами.
К 2 годам словарный запас ребенка состоит из 300 слов, а к трехлетнему возрасту составляет 1200—1500 слов. [4]
8. Кризис трех лет. Основные симптомы и их психологическое значение.
Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые 3 года, столь значительны, что наступает так называемый кризис 3 лет.
Кризис 3 лет есть ломка взаимоотношений, до сих пор существовавших между ребенком и взрослыми. Это кризис социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Д. Б. Эльконин выделяет четыре основных «симптома возраста»: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и три второстепенных признака: протест-бунт, обесценивание взрослых, детский деспотизм
Первый симптом — возникновение негативизма. Такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
Второй симптом кризиса 3 лет — упрямство. Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением.
Третий симптом — строптивость. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни. Она выражается в своеобразном детском недовольстве. Строптивая установка сказывается не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3 лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам.
Четвертый симптом кризиса 3 лет — своеволие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности. Ребенок хочет все делать сам.
Кризис 3 лет — явление преходящее, но связанные с ним новообразования — отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми — важный шаг в психическом развитии ребенка. [4]
9. Игра в отечественной и зарубежной психологии. Игра как фактор психического развития в дошкольном возрасте.
Сюжетно-ролевые игры детей глубоко изучены в исследованиях отечественных (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эль конин) и зарубежных психологов (Ж. Пиаже, В. Штерн и др.).
Сущность этих игр состоит в том, что в них отражаются различные стороны жизни, особенности деятельности и, что очень важно, взаимоотношения взрослых. Игра в этом смысле дает ребенку возможность отреагировать на ситуации, которые для него неприятны, запутаны, сложны. Таким образом, ребенком приобретаются и уточняются знания об окружающей действительности, сначала эмоционально, а потом интеллектуально осваивается система человеческих отношений. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире — мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь.
По мысли В. Штерна, изменчивость сюжетов игр под влиянием условий жизни — лишь проявление неизменной биологической, инстинктивной природы игры. Такова точка зрения не только В. Штерна. Многие исследователи придерживались позиции биологического происхождения игры. Различия лишь в том, какие инстинкты или глубинные влечения проявляются в игре: инстинкты власти, борьбы и попечения (В. Штерн, А. Адлер) или сексуальные влечения (З. Фрейд).
В отечественной психологии игра понималась как деятельность, социальная по происхождению, структуре и содержанию.
По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме: ребенок использует одни предметы в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию. [4]
10. Особенности детского мышления. Эгоцентризм и его следствия.
На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.
Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками - словами, числами и др. [3]
Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста — ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Но это мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм, т.е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения. Причина познавательной центрации — недостаточная дифференцированность между Я и внешней реальностью, восприятие собственной точки зрения как абсолютной и единственно возможной. Другие особенности детского мышления производны от эгоцентризма и связаны с ним; это синкретизм, «несохранение количества», артификализм, анимизм, реализм. Одна из основных линий развития мышления в дошкольном возрасте – преодоление эгоцентризма и достижение децентрации. [1]
Эгоцентрическая речь — разговор вслух с самим собой без попытки передать информацию кому-либо. Сначала эта речь обслуживает всю автономную деятельность ребенка по решению практических задач и во внешней, словесной форме способствует сосредоточению внимания дошкольника на отдельных моментах деятельности, служит средством управления кратковременной и оперативной памятью. Постепенно эгоцентрические высказывания ребенка переносятся на начало деятельности и начинают выполнять функцию планирования. В старшем дошкольном возрасте, когда этап планирования переходит во внутренний план, эгоцентрическая речь постепенно исчезает, сменяясь внутренней речью (речью про себя), которая, собственно, и является «носителем» понятий. Развивается и диалогическая речь ребенка. [4]
11. Личность дошкольника: особенности самосознания, усвоения нравственных норм, формирование соподчинения мотивов.
В личности ребенка дошкольного возраста получают развитие активность и направленность, формируются первичные этические инстанции и моральные чувства. Чувство долга зарождается в самом начале возрастного периода под влиянием оценки, которую дает взрослый, совершенному поступку. Исходя из этой моральной оценки, дети устанавливают связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своими действиями и на этой основе относят свои поступки к хорошим или плохим — первичное чувство удовольствия получает новое содержание, становясь чувством, связанным с оценкой «хорошо». Под влиянием взрослых происходит не только обогащение положительных чувств, переживаемых ребенком, но перестройка отрицательных переживаний. Положительная моральная оценка со стороны взрослого придает позитивную оценку даже тем действиям, которые обычно совершаются ребенком с полным равнодушием.
Самооценка формируется к концу дошкольного возраста, и ее содержанием является состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности, и моральные качества, выражающиеся в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе.
Как особый психологический феномен самооценка является условием и средством формирования таких итоговых продуктов самосознания, как «образ Я» и «Я-концепция».
«Образ Я» есть некоторая система многообразных знаний субъекта о себе, имеющих разную степень осознанности, дифференцированности, обобщенности, функционирующих в неразрывном единстве. В качестве генетически исходной формы «образа Я» в исследованиях рассматривается «образ самого себя», репрезентирующий целостное отношение ребенка к себе.
«Я-концепция» рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе на более высоком уровне — как сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, носящая вместе с тем динамический характер; в «Я-концепции» исследователи видят константный компонент самосознания, определяющий общее самочувствие личности.
Структура самооценки представлена двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным:
Когнитивный компонент отражает знания человека о себе различной степени оформленности и обобщенности — от элементарных представлений до концептуально-понятийных.
Эмоциональный компонент отражает отношение человека к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализаций намечаемых целей.
Основу когнитивного компонента самооценки составляют интеллектуальные операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других.
Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенными способами самооценивания, с расширением и углублением знаний о себе, с их обобщением и наполнением «личностными смыслами», с усилением их побудительно-мотивационной роли. Эмоционально-ценностное отношение к себе с возрастом также постепенно дифференцируется и обобщается. [4]
12. Воображение - основное психологическое новообразование дошкольного возраста. Его функции и значение в освоении ребенком социокультурного опыта.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. [2]