Фрагмент для ознакомления
2
5. Проанализируйте предложенную ситуацию:
В ходе непосредственной образовательной деятельности дети с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста демонстрировали разный уровень успешности в отгадывании загадок. Дошкольники успешно справились с загадкой о еже: «На спине иголки, длинные и колкие, а свернется в клубок, - нет ни головы, ни ног», но в тоже время загадку «Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят» отгадать не смогли. В загадке о петухе: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время считает» - дошкольники предложили отгадку «Кот в сапогах».
Выполните следующие задания:
1. Назовите, какие трудности испытывали дошкольники с задержкой психического развития при отгадывании загадок. Объясните причины возникновения данных трудностей. Предложите содержание диагностической работы для выявления названных трудностей.
Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что влияет на правильность отгадывания. Условиями, обеспечивающими правильное понимание и отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ЗПР.
При обследовании таких детей выяснилось, что основной причиной их не успеваемости и отклонений в поведении являются небольшие органические поражения в головном мозге. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, эмоции, память и т. п. формируются не только позже, но и несколько иначе.
Методики применяются для исследования особенностей мышления его уровня, целенаправленности и критичности.
1. Осмысленное истолкование метафор и пословиц. Испытуемому называют несколько часто употребляемых метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл. Можно предложить испытуемому привести соответствующие примеры из своей жизни или из прочитанного. Буквальное истолкование пословицы или метафоры свидетельствует недостаточности уровня обобщения. Если испытуемый верно объясняет переносный смысл пословицы, это еще не означает, что мышление у него совершенно не нарушено, так как при объяснении пословиц испытуемый репродуцирует имеющиеся у него знания - в этом случае не требуется обобщения нового материала.
· Золотые руки. - Настоящий умелец, мастер, каких поискать.
· Железный характер. - Волевой, стойкий в своих убеждениях человек.
· Каменное сердце. - Бесчувственный, не способный к состраданию.
· Глухая ночь. - Тихая, темная непроглядная ночь.
2. Сравнение пословиц. С помощью этой методики исследуется процесс обобщения нового материала. Испытуемому дают карточки, на которых написаны специально подобранные пословицы, и предлагают сгруппировать аналогичные по смыслу. При этом испытуемые обнаруживают не только понимание переносного смысла отдельных пословиц; сопоставляя их, они отделяют существенные признаки от второстепенных, случайных. Результаты исследования с помощью этого варианта методики в определенной мере свидетельствуют об особенностях ассоциативных связей, в частности, способствуют выявлению ассоциаций по «слабому» признаку.
· Что посеешь, то и пожнешь. - Как аукнется, так и откликнется. Каков поп, таков и приход.
· Не в свои сани не садись. - Руби дерево по себе. По Сеньке и шапка. Всяк сверчок знай свой шесток.
2. Формирование каких умственных действий затруднено у дошкольников с задержкой психического развития? Какие задачи необходимо решать, преодолевая подобные трудности. На примере одного из умственных действий предложите серию игровых заданий с учетом их усложнения.
У дошкольников с ЗПР недостаточная сформированность словесно-логического мышления, в результате чего происходит не понимание загадок, поговорок и пословиц. Дети не улавливают скрытый смысл, содержащийся в тексте. Так же отмечаются нарушения мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и так далее. В результате, в предложенной ситуации дети не поняли смысл «иголки и булавки выползают из-под лавки», «хвост с узорами, сапоги со шпорами».
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.
1. «Разрезные картинки». Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей. Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем 6-7 частей и т.д.
2. Игра «Геометрическая мозаика». Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого цвета.
Затем выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем усложняя задание: рядом с картинкой, а затем – по памяти.
3. «Подбери отгадку». Детям предлагаются картинки-отгадки (они могут быть по одной лексической теме). Педагог читает загадку, дети должны отгадать и подобрать соответствующую картинку-отгадку, а также объяснить, почему они так решили.
Можно учить детей составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной. Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по плану-схеме. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, одежду, мебель и другие предметы.
4. Игра «Логический поезд». Детям раздаются маленькие карточки. В центр ставится паровоз. Дети начинают собирать длинный поезд, но он не простой, а «логический», поэтому вагончики цепляются друг за другом не просто так, а их соединяет какая-то связь: например, первый вагончик – сапоги, значит за ним можно поставить тучку, потому что сапоги носят в дождливую погоду; или мячик, потому что он резиновый как и сапоги; или кита, потому что он тоже синего цвета, как и сапоги. Главное, чтобы ребенок мог объяснить, почему он поставил именно эту картинку, если ребенок не сможет найти логическую связь, помогите ему.
3. Составьте план-конспект непрерывной образовательной деятельности, включающий решение задач по преодолению названных трудностей у дошкольников с задержкой психического развития.
Цель: развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Формировать словесно-логическое мышление.
2. Уточнять навыки ассоциативного мышления, а также способности к классификации предметов.
3. Развивать способности анализа, синтеза, понимания, обобщения.
Развитие ассоциаций. Педагог дает следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, какое вспомнишь (или какое придет в голову)». Слова называются по одному.
Примерный перечень слов:
— стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет;
— стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать;
— желтый, большой, высокий, толстый, хороший, серди¬тый, лисий, деревянный;
— быстро, высоко, весело.
Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки, и дается задание разло¬жить их на две группы (критерий классификации не назы¬вается). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например: овощи и фрукты; домаш¬ние и дикие животные; домашние и дикие птицы; посуда и мебель; одежда и обувь; птицы и насекомые.
Игра «Найди «лишний» предмет».
Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображен-ные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» кар¬тинку и объяснить, почему она «лишняя».
«Объясните, чем отличаются предметы» (с использованием картинок).
Примерные пары: чашка и стакан; яблоко и груша; по¬мидор и яблоко; тарелка и миска; кофта и свитер; стул и кресло; грузовик и легковая машина; самолет и птица.
Назвать одним словом серию картинок.
После воспроизведения обобщающего слова предлагает¬ся назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.
«Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних жи-вотных»:
— лиса, волк, собака, заяц;
— лошадь, теленок, лось, медведь;
— белка, кошка, петух;
— сарай, корова, коза, овца.
«Послушайте слова. Какие из них обо¬значают транспорт?»:
— грузовик, метро, самолет, скамейки
— трамвай, водитель, троллейбус.
«Отгадай предмет по названию его частей».
— кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
— ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);
— подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом);
— крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
— глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо);
Отгадывание обобщающего слова по фун¬кциональным признакам, по ситуации, в которой чаще все¬го находится предмет, называемый этим словом. Например:
— Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
— Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную. Например:
— маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки;
— хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;
— зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам;
— он большой, серый и злой.
8. Проанализируйте предложенную ситуацию:
Ребёнку шести лет с диагнозом «сходящееся содружественное неаккомодационное косоглазие, первичное, постоянное с амблиопией высокой степени, острота зрения ОД – 0,2; ОS – 0,04, характер зрения монокулярный» на занятии по развитию зрительного восприятия было предложено задание на сравнение предметов, изображенных в разных масштабах. Девочка была очень рассеянна, невнимательна, долго не понимала, что нужно было делать. Ей требовался показ и объяснение, однако результат достигнут не был.
Выполните следующие задания:
1. Опишите причины, вызывающие данную проблему. Приведите в качестве примера комплекс диагностических заданий, позволяющих вскрыть возможные причины её возникновения. Опишите их в соответствии с предъявляемыми требованиями к педагогической диагностике, указав цель, материал, процедуру проведения, критерии оценки.
Причина нарушения зрительного восприятия или осциллопсии кроется в утрате вестибуло-окулярного рефлекса.
Существуют два механизма возникновения подобных симптомов:
1. В результате повреждения вестибулярного аппарата.
2. Вследствие патологического спонтанного движения глаза.
Причиной осциллопсии может быть гиперактивновсть вестибулоокуляного рефлекса при центральных нарушениях, которые захватывают мозжечок. Нарушение зрительного восприятия характерно при поражении заднего отдела мозга. При изолированной зрительной агнозии нарушено визуальное распознавание предметов, тогда как при ощупывании или звучании узнает эти предметы. Заболевание наблюдается при поражении теменно-весочных областей мозга.
Методики диагностики. Примеры тестов для выявления особенностей зрительного восприятия:
1. «Овощи и фрукты» для детей 5-7 лет.
Цель: проверка ассоциативного различия цветов разного качества-тона.
Материалы: таблица с 5 изображениями фруктов и овощей, разноцветные карточки.
Инструкция ребенку: подбери подходящую карточку.
2. «Найди одинаковые фигуры» для детей 6-7 лет.
Цель: определение способностей зрительного различия форм.
Материал: бланк с различными геометрическими фигурами.
Инструкция ребенку: поставь на одинаковых фигурах точки разных цветов. Назови их.
2. На основе описанной ситуации определите и обоснуйте направления коррекционно-развивающей работы, которые можно рекомендовать для данного ребенка; подробно опишите содержание работы одного из них.
Работа по развитию сенсорных эталонов проводится через следующие приемы:
– обследование макетов, контурных изображений формы, выделение параметров величины с подключением мануальных действий;
– выделение заданного цвета, формы, величины из множества других вблизи и на расстоянии;
– формирование понятий “цвет”, “форма”, “величина”, называние эталонов цвета, формы, величины точным словом;
– группировка эталонов и предметов;
– соотнесение эталонов и предметов по цвету, форме, величине;
– дифференциация сходных форм.