Фрагмент для ознакомления
2
2. Развитие психических процессов у детей с ОНР.
Ответ: У детей с общим недоразвитием речи в анамнезе, как правило, отмечаются: задержка развития сенсорной и слухомоторной речевой функции, нарушение общей и мелкой моторики, гипердинамический синдром, мало контролируемые поведенческие реакции, отсутствие или слабое развитие чувства дистанции, плохая концентрация вни-мания, особенности развития высших психических функций мозга.
Дети в подавляющем большинстве эмоционально лабильны и гипервозбудимы. О.В. Хапецкая и В.М.Трошин в своей брошюре дали следующее описание гипердинами-ческого ребенка: «Сказать о гипердинамическом ребенке, что он непоседлев – значит не сказать ничего. Он подвижен как ртуть. Ребенок все время торопиться, суетиться; недо-слушав инструкции, делает много ошибок и не исправляет их. Гипердинамическому ре-бенку грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одергивают, наказывают. В конце концов, ребенка убеждают, что не способен ни на что и бестолковее его нет на всем белом свете. В результате ребенок ожесточается. Такие дети склонны к агрессивной реакции на непрестанные одергивания и подавления их активно-сти…»
Реже встречаются с гиподинамическим синдромом. Они очень вялы, малоподвиж-ны, их поведение монотонно, ответы односложны. Их трудно чем-либо заинтересовать, увлечь. Они очень медленно выполняют задания, долго приступают к работе, обычно не укладываются в любых своих действиях в отведенные для этого временные границы. Вдобавок к выше сказанному дети с речевым недоразвитием к 5 годам, как правило, не-правильно произносят группы звуков, не различают на слух близкие по звучанию звуки: мягкие-твердые; звонкие-глухие. Большинству из них недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой (водопроводчик, перекресток, регулировщик и т.д.)
У таких детей в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь их беден. Рассказы схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Часты неточности в согласовании слов, пропуски и заме-ны предлогов. Другими словами – присутствует нарушение всех составных частей язы-ковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и название дефекта – ОНР.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток и на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дети отстают в разви-тии словесно-логического мышления, без специального обучения им недоступны сравне-ние и обобщение. Устойчивость внимания недостаточна, вербальная память снижена, страдает продуктивность запоминания.
Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они труд-но восстанавливают порядок предметов или картинок после их перестановки, не замеча-ют неточности в рисунках – шутках, не всегда выделяют предметы, геометрические фи-гуры или слова по заданному признаку.
Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Например, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовать и это сохраняется в течение длительного времени. Или ребенок значи-тельно легче воспроизводит названия пяти подарков, полученных им на его день рожде-ния, чем пять спрятанных предметов, картинок на занятии.
Дети имеют нарушения и недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук неловки (держат ложку в кулаке, неправиль-но берут кисточку, с трудом обучаются завязыванию шнурков), несогласованные; часто не выделяется ведущая рука. Порой дети не в состоянии одновременно действовать двумя руками. Связь пальцевой моторики и речевой функции подтверждена исследованиями ученых института физиологии детей и подростков (А.В. Антакова-Фомина, М.И.Кольцова, Е.М.Исенина). Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке таких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у таких детей улучшается внимание, память, слух, зрение. Поэтому в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо использовать игры, объединяющие памятно мышечные и осязательные ощущения вызываемых движением.
Психическое развитие - на каждом возрастном этапе отличается особенностями, которые накладывают отпечаток на специфику всех структур деятельности ребенка, на образное видение мира. Формирование образа мира начинается с построения отношений ребенка с ним. В младшем и старшем дошкольном возрасте этот период «базового дове-рия», чувства эмоционального благополучия, когда оценка окружающего мира, собствен-ные действия строятся в совместной деятельности с взрослыми. Знания усваиваются ак-тивно, добываются в процессе мотивированной деятельности, ярко окрашенной эмоция-ми, т.е. в общении и игре.
В дошкольном возрасте у детей происходит становление всех видов восприятия, формируется представления о предметах и явлениях окружающего мира.
ВОСПРИЯТИЕ – Необходимый этап познания, тесно связанный с мышлением, памятью и вниманием. Восприятие предметов, движений, пространства, времени, людей, отношений, умения выявлять взаимосвязь ощущений и восприятия, понимать соотноше-ние объективного и субъективного в восприятии. Формируется осмысленность, обоб-щенность, предметность, быстрота и правильность, избирательность.
ВНИМАНИЕ - Психическое явление, характеризующееся сосредоточенностью субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте: об-разе, предмете, событии. Формируется избирательность, объем, устойчивость, возмож-ность распределения, переключаемость, умение концентрироваться на одном объекте, удерживать в поле зрения несколько идей и действовать одновременно в каждом из направлений.
ПАМЯТЬ – Развитие способности сохранять прошлый опыт, дающий возможность его использования в разнообразной деятельности. Формируется словесно-логическая, об-разная, эмоциональная. Имеет формы: долговременная и кратковременная.
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фун-дамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, вообра-жения.
Развитие восприятия не происходит, само собой. Очень велика в этом процессе роль взрослого, который может специально организовать деятельность детей по восприя-тию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
Зрительное восприятие – психический процесс построения зрительного образа и оперирования этим образом. В процессе восприятия во внутреннем плане выполняются перцептивные действия, осуществляемые с помощью сенсорных эталонов, овладение ко-торыми происходит в дошкольном возрасте. Именно поэтому стоит уделять особое вни-мание в работе с дошкольниками играм, способствующим развитию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
Не меньшее значение имеют игры, способствующие развитию слухового вос-приятия. Подобные игры помогают сформировать у ребенка умение ориентироваться в окружающем пространстве, создают возможность действовать по звуковому сигналу, раз-личать многие важные объекты. Другая сторона слухового восприятия непосредственно связана с развитием речи, так называемого «речевого слуха». Трудности здесь связаны, в первую очередь с состоянием фонематического слуха, со способностью ребенка различать и воспринимать фонемы родного языка, с усвоением системы фонем, которая тоже слу-жит сенсорным эталоном, и, без чего невозможно овладеть фонетической стороны речи.
Развивая восприятие ребенка, мы способствуем и развитию внимания - важнейше-го и необходимого в развитии процесса. Поскольку внимание, это способность выделять сознанием главного объекта и отвлечение от другого.
Наблюдение за детьми в играх показывает, что успешность тех или иных действий зависит от уровня таких качеств, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение внимания. Внимание является одним из основных условий, обеспечива-ющие успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и уста-новления контакта с взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться, ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Для тог, чтобы ребенок запоминал информацию более продуктивно, необ-ходимо развивать его внимание, а по мере развития он становиться более длительным. Для формирования устойчивого внимания способного обслуживать ту или иную деятель-ность, необходимо вводить такие задания, которые требуют внимательного детального рассмотрения предмета, его свойств, положения в пространстве, так как эти действия необходимы для дальнейшей ориентировки в пространстве.
Развитие внимания тесно связано с развитием запоминания. Для того, чтобы пси-хическое развитие ребенка проходило полноценно, мало научить его правильно воспри-нимать окружающий мир. Необходимо закрепить полученные образы восприятия, сфор-мированные на их основе представления. Этого можно добиться, предлагая ребенку вспомнить через некоторый промежуток времени (игры с отсрочкой) тот или иной пред-мет, его свойства. Однако, по- настоящему четкими, подвижными представлениями ста-новятся только тогда, когда они объединены со словом – названием данного предмета (качество, признак, действие). Слово, вызывающее в памяти ребенка нужное представле-ние, может стать в дальнейшем основой понимания рассказов, сказок, стихотворного тек-ста, словесных инструкций независимо от ситуации, а в дальнейшем и самостоятельного чтения ребенком книг не механически, а понятийно.
Для формирования гармоничной личности должное внимание необходимо уделять и развитию другого психического процесса - памяти. Поскольку память – необходимое звено всякой познавательной деятельности. Но и она в свою очередь зависит от деятель-ности ребенка, от ее цели, задачи, мотивов и конкретного содержания. Направленность на точность или длительность запоминания имеет решающее значение. Примером может послужить подготовка детей к празднику: дети заучивают перед праздником стихотвор-ные тексты, а после праздника их через довольно короткое время забывают. Но если де-тям дается установка запомнить стихи еще и до последующего вечера досуга, то они пом-нят их до заданного срока.
По продолжительности закрепления и сохранения материала существует несколько видов памяти – мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетиче-ская.
Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой-либо переработки полученной информации. Это лишь непосредственное отражение информации органами чувств. Длительность мгновенной памяти от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Память – образ.
Кратковременная память – способность хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания не превышает нескольких десятков се-кунд, в среднем около 20. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщённый образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта вид памяти работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но с установкой на последующее воспроизведение материала Оперативная память рассчитана на хране-ние информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от не-скольких секунд до нескольких дней. Срок хранения информации этой памяти определя-ется задачей, вставшей перед ребенком, и рассчитан только на решение данной задачи. После чего информация из оперативной памяти может исчезать.
Долговременная память - способность сохранения информации в течение практи-чески неограниченного срока. Информация, попавшая в долговременную память, может воспроизводиться сколько угодно раз без утрат каких-либо элементов. Более того, много-кратное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее в хранении. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требу-ется мышление и усилие воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связа-но с двумя этими процессами.
Генетическая память - хранение информации в генотипе, передается и воспроизво-дится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
3. Особенности обучения и воспитания детей с ОНР школьного возраста
Ответ: Обучение детей первого уровня речевого развития предусматривает: раз-витие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражательной дея-тельности; формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения эле-ментарных словообразований.
Работа по расширению понимания речи базируется на развитии у детей пред-ставлений о предметах и явлениях окружающей действительности, понимания конкрет-ных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.
Дети усваивают в импрессивной речи названия предметов, действий, совершае-мых самим ребенком, постепенно приучаются различать признаки предметов. Материа-лом для проведения таких занятий являются игрушки, одежда, посуда, продукты питания и т. д.
Одновременно дети обучаются пониманию некоторых грамматических значений. Особое внимание обращается на умение различать грамматические формы единственного и множественного числа существительных и глаголов; обращения-повеления к одному или нескольким лицам (сядь — сядьте); глаголы, близкие по звучанию (везут — несут; купается — катается); действия, близкие по сходству ситуации (шьет, вяжет, вышивает, лежит, спит), а также противоположные по значению (надень — сними, включи — вы-ключи) и т. д. Формирование пассивной речи способствует преодолению конкретности и недифференцированности словесных понятий. Точное понимание речевых инструкций контролируется ответным действием ребенка. Важно правильно организовать предмет-ную ситуацию, подобрать соответствующий дидактически и игровой материал. При этом необходимо использовать музыкальные занятия, изобразительную деятельность, экскур-сии, прогулки и т. д. Упражнения проводятся при хорошем эмоциональном контакте с ребенком, устойчивости его произвольного внимания.
Развитие самостоятельной речи является необходимым условием для формиро-вания активного лексического запаса у детей. Логопед называет те слова, словосочетания и фразы, которые хотел бы включить в экспрессивную речь ребенка.
Создается ситуация, которая вызывает коммуникативно-познавательную потреб-ность в речи. Появившиеся звуковые комплексы или лепетные слова в игровой форме нужно неоднократно повторить в разной тональности, темпе, с разной интонацией.
Перед ребенком не ставится задача правильного фонетического оформления. На этом этапе детей учат называть: близких людей (мама, папа, баба); простые имена (Тата, Ната, Коля, Оля); выражать просьбы (иди, на, да) в сопровождении жеста и т. д.
После того как у детей появилась возможность подражать слову взрослого, доби-ваются воспроизведения ударного слога, а затем ритмико-интонационного рисунка одно-двух-трехсложных слов (мак, киса, машина). Детей учат приращивать одинаковые слоги из доступных звуков в конце слова (ру-ка, нож-ка, пап-ка).
Лепетные слова необходимо использовать в простых предложениях, содержащих обращение и повеление (мама, дай); указательные слова и именительный падеж суще-ствительного (тут киса); повеление и прямое дополнение (дай мяч).
Логопед вовлекает детей в речевое общение и приучает к пользованию такой эле-ментарной формой устной речи, как краткий ответ на вопрос. Это является переходной ступенью к овладению простым диалогом.
Работа по формированию звуковой стороны речи в этот период заключается преж-де всего в развитии восприятия речи. Рекомендуются различные специальные упражне-ния:
• выделение заданного слова в ряду других слов. Логопед называет: машина, соба-ка, кошка, а ребенок должен поднять флажок, если услышит слово собака;
• различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу (уточка — удочка); различение сходных по звуковому составу предложений (показать картинку: то купается, а кто катается).
Для расширения объема слуховой памяти и удержания последовательности слов детям предлагается ряд занятий на выполнение двух-трехступенчатых инструкций, запо-минание ряда из 3—4 картинок и т. д.
Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Однако отдельные артикуляционные упражнения, уточнение правильного про-изношения имеющихся у детей звуков позволяет создавать благоприятные условия для вызывания отсутствующих. Формирование произношения тесно связано также с усвое-нием слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается от-хлопыванием с соблюдением соответствующего ритма. Проговариваются прямые одина-ковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными согласными звуками (ма-па, па-ма), закрытые в обратные слоги (пап-ап).
В результате многоаспектного воздействия на речевую деятельность дети перехо-дят на новую ступень развития. Они начинают использовать начатки разговорной речи в различных ситуациях в связи с разными видами деятельности. Заметно повышается их познавательная и речевая активность.
Основные задачи обучения детей второго уровня включают:
• интенсивную работу по развитию понимания речи, направленную на различение форм слова;
• развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения сло-варного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий;
• овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова.
Материалом для обогащения речи детей служит окружающая действительность, изучение которой происходит на основе тематического цикла. Уточняются и накаплива-ются конкретные понятия, формируется предметная соотнесенность слова, выделение и называние действий, признаков и называние действий, признаков, качеств и т. д.
Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря, развитие сознательного восприятия речи позволяет наращивать и обобщать языковые наблюдения над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи.
В целях дальнейшего развития понимания речи детей учат различать значение приставок в страдательных причастиях; по окончанию глагола прошедшего времени определять лицо, к которому принадлежит совершаемое действие; определять взаимоот-ношения действующих лиц по синтаксической конструкции (например, предъявляются парные картинки, на одной из которых изображена «нестандартная» ситуация: «заяц убе-гает от девочки», «девочка убегает от зайца»); понимать пространственные отношения предметов, выраженных предлогами; объединять предметы по их общему назначению (отбери все, что тебе нужно для шитья); различать падежные окончания (покажи книжку карандаш-ом, карандаш, — ручкой), существительные в уменьшительно-ласкательной форме (себе возьми гриб, дай мне грибок).
Вводятся вопросы, требующие понимания изменения форм слов и их связей в предложении.
Развитие элементарных форм устной речи на данном этапе предусматривает прак-тическое употребление предложений из нескольких слов.
Обязательным условием успешного обучения детей на данном этапе является по-нимание ими значения каждого члена предложения.
Детей учат отвечать на вопросы, составлять предложения по моделям.
Их учат слушать и сопоставлять существительные винительного, творительного (с ударными окончаниями), дательного падежей с именительным. Предложения с данными формами слов четко произносит сначала логопед, а затем неоднократно повторяет ребе-нок. В это время в речь детей вводятся простые определения, обозначающие признаки предметов по величине, цвету, вкусу и т. д.
Организуются вопросно-ответные беседы по поводу знакомых ситуаций и предме-тов.
Практическое усвоение грамматических форм подготавливается развитием слухо-вого восприятия, пассивного и активного словаря, звукопроизношения.
Как только дети научатся отвечать на вопросы, составлять предложения по демон-страции действий к картинкам, можно приступить к воспитанию умения объединять предложения в маленький рассказ. Широко используется заучивание коротких стихов.
Овладение правильным произношением включает использование разнообразных упражнений по развитию артикуляции, вызыванию звуков, различению на слух постав-ленных фонем.
Дети третьего уровня речевого развития в настоящее время составляют основ-ной контингент специальных дошкольных и школьных учреждений
Основными задачами коррекционного обучения данной категории детей являются:
• практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
• формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляцион-ных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
• подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты;
• дальнейшее развитие связной речи.
Формирование речевой практики как основы усвоения элементарных закономер-ностей языка осуществляется на базе развивающегося фонематического восприятия, пра-вильного произношения звуков и правильного восприятия структуры слова; практиче-ского умения различать, выделять и обобщать значимые части слова; на основе наблюде-ний над связью слов в предложении.
Путем планомерного накопления наблюдений над смысловыми, звуковыми, мор-фологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутье языка и про-исходит