Фрагмент для ознакомления
2
1. Футурологический прогноз братьев Вачовски: фильм «Матрица».
1. Какой по вашему мнению, общий смысл фильма?
Общая картина, которую пытаются нарисовать авторы, по-моему мнению такова: человечество безвозвратно утеряно в самом себе, укрывая полноценное бытиё за ширмой технического прогресса и механических машин, которые эту ширму обслуживают. Человек забившийся в повседневной рутине и страстях мира сего, теряет связь с экзистенцией смерти и полноценного онтологического бытия, становится животным в иллюзиях пост-реальности.
2. В чём причина того чудовищного состояния, в котором оказалось будущее человечество? Какие отношения складываются в этом фильме между человеком и техникой? В чём их драматизм?
Причина такой человеческой заброшенности внутрь иллюзии в самом же человеке, отдалившимся от себя и своей жизни, нашедшем в этом отдалении благо и удовольствие. Желая сохранить и защитить мир в грёзах «реальности» мирской жизни (заработка, работы, отношений), он проклинает и пугается до самого дикого инфернального ужаса настоящего живого мира, который существует вне «матрицы». Отношение между человеком и машиной соответствующие. Машина поддерживает состоятельность «реальности», которая втягивает в себя человека и в которой он вынужден жить. Человек прозябает в прагматиченом наращивании капитала и материальных ценностей, не понимая ни себя ни жизни. Эта реальность болезненна и конвульсивна, она имеет претензию на универсализм и истинность. Именно эту истинность и защищают машины, ограждая людей от альтернатив и способствуя их возвращению в «матрицу».
3. Как герои картины борются с этой угрозой и чего ждут от Нео?
Важно понимать, что не «матрица» - есть порождение машин, но машины – порождение «матрицы». Это концептуально важно. Ведь реальность материальная и действительная агрессивна и настойчива, она не оставляет человека и объявляет на него свою монополию. Машина это просто конструктор деталей, у неё нет воли, мышления, души и сознания. Она не способна спланировать и развит мысль долгосрочного плана на человека. Однако же, погружение в «матрицу» полностью доказывает нам, что самодостаточна и оригинальна именно пост-реальность «матрицы», в которой машина – лишь орудие «матрицы». Герои фильма борются с реальностью своего мира, стремясь выйти за пределы навязанного рока и проклятого вездесущего иллюзорного фатума, который даже после момента выхода агрессивно и кроваво нападает на них. От Нэо же, как от Избранного ждут самого прямого и активного создействия как от человека с неординарными и выдающимися способностями.
4. В фильме три главных героя. Почему именно они на ведущих ролях? Какова функция каждого?
Морфеус определенно являет собой фигуру мастера и учителя, человека, который предводительствует горстке уникальных выходцев за пределы иллюзорного мира. Его задача – обучение и наставление. Это сильная архитипическая фигура Отца. Тринити в свою очередь занимается уже прямым обучением, содействием и введением в курс дела человека, вышедшего из «матирцы». Она сопутствует герою Нэо на всех этапах и является его спутницей. Её фигура – это одновременно фигура Матери и Спутницы. Нэо же христоматийная Героическая фигура, обладающая властью над роком, который призван сломить. Пройдя через множество этапом, он обречен на победу над поставленной целью.
5. Какие имена даны героям и почему? Объясните, что связывает имена «Нео», «Морфиус», «Тринити» и др. с происходящим в этой картине?
Имена «Морфиус», «Нэо» и «Тринити» наделены определенной нагрузкой. Семантически, в имени Нэо напрямую заложен его статус Избранного. Морфиус – греческое божество сновидений. Это отсылает нас к иллюзорности привычного мироздания героев. «Матрица» являет собой адскую и инфернальную структуру, агонизирующую фатальностью и ужасом перед полным забвением бытия. Морфиус же представлен как хранитель царства снов – не лихорадочных обманов, а добрых и благостных сновидений, раскрывающихся человека в пределах полноценного бытия. Имя Тринити является обозначением триединства данных трёх фигур, раскрывая их полноценное функционированием непосредственно в своей группе.