Фрагмент для ознакомления
2
4. Конспекты занятий с дошкольниками с ОНР 1 уровня
Конспект занятия по развитию понимания речи
Тема занятия: «Игрушки».
Возраст детей: 3-4 года.
Цель занятия: развитие понимания обращенной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
формирование пассивного словаря по теме «Игрушки»;
усвоение понятий «большой», «маленький»;
дальнейшее усвоение простых геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат);
обогащение глагольного словаря;
развитие понимания простых фраз и инструкций взрослого.
Коррекционно-развивающие:
развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления;
развитие представлений о величине, форме, цвете;
развитие тактильного восприятия, сенсорных ощущений;
развитие пространственных представлений.
Коррекционно-воспитательные:
активизация интереса и положительного настроя к занятию;
воспитание бережного отношения к игрушкам;
воспитание самостоятельности при выполнении задания.
Оборудование: мешочек для игрушек; игрушки разного размера (большие и маленькие): мишка, машинка, кукла, мяч, кубик, поезд, самолет; картинки (пособие «От слова к фразе» Т.Н. Новиковой-Иванцовой); большие вырезанные геометрические фигуры из цветного картона: квадрат, треугольник, круг; игрушечные монетки.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Учитель-логопед и ученик здороваются. Логопед сообщает ребенку, что все игрушки спрятались в «волшебном мешочке» и предлагает ребенку узнать на ощупь и достать определенную игрушку.
2. «Магазин». Когда ребенок достал все игрушки, логопед предлагает поиграть в «магазин», где ребенок – продавец, а логопед – покупатель. Логопед предлагает для начала расставить на «витрине» (геометрические фигуры цветного картона) все игрушки и дает следующую инструкцию: «Машинку поставь на красный квадрат, а куклу на желтый круг» и так далее.
Далее, когда все игрушки расставлены, логопед описывает игрушку ребенку, чтобы ее купить, например: «Я хочу купить что-то квадратное, синее и маленькое (кубик)». За каждую покупку логопед дает ребенку игрушечную монетку.
3. «Расставим покупки по местам». Логопед сообщает ребенку, что нужно навести порядок и все покупки расставить по местам и дает инструкцию, например: «Положи паровоз в коробку; мячик в корзинку; убери пирамидку на стол; машинку под стол» и так далее.
4. «Слушаем историю от куклы Маши». После того, как все игрушки расставлены, логопед предлагает взять с собой поиграть куклу Машу, которая хочет рассказать про свои приключения с друзьями. Логопед выкладывает картинки из пособия «От слова к фразе» Т.Н. Новиковой-Иванцовой) и начинает рассказывать, что кукла и ее друзья делали, а ребенок показывает соответствующую картинку. Инструкция может звучать следующим образом «Маша позвала всех своих друзей на обед. Найди картинку, кто как добирался? Миша в гости бежит. Покажи, где миша бежит? Зая в гости плывет. Петух в гости летит. Хрюшка в гости едет. Киса в гости идет. А Маша сидит и всех ждет». Картинки выкладываются по очереди в соответствии с каждым героем, на каждого героя по 3-6 картинок в соответствии с объемом внимания ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред пед. учеб. заведений // М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – [3-е изд., стереотип.] – Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. – ISBN 5-7695-0106-5. – Текст : непосредственный.
2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – Москва : Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с. : ил. – ISBN 5-699-13728-9. – Текст : непосредственный.
3. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова. – Москва : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2006. – 112 с. – Текст : непосредственный.
4. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – [5-е изд. (инновационное), испр. и доп.] – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 c. – ISBN 978–5-4315-1576-7. – Текст : непосредственный.
5. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников: материалы о детском саде / Е.И. Удальцова. – Минск: Изд-во «Народная асвета», 1976. – 128 с. – Текст : непосредственный.
6. Филичева, Т.Б. Коррекция нарушений речи : программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / [авторы программ: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина ; автор-составитель: Г.В. Чиркина]. – [6-е изд.] – Москва : Просвещение, 2017. – 204 с. – ISBN 978-5-09-052594-7. – Текст : непосредственный.