- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Психолого-педагогическое направление в социальной сфере
- Готовые работы
- Ответы на билеты
- Психология и педагогика
Ответы на билеты
Хотите заказать работу на тему "Психолого-педагогическое направление в социальной сфере"?160 страниц
0 источников
Добавлена 27.06.2023 Опубликовано: studservis
1224 ₽
2448 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
Среди основных тенденций в развитии школьного образования на рубеже XX–XXI вв. исследователи выделяют расширение дифференциации образования и обучения, ориентацию на многопрофильность и вариативность образования, увеличение возможностей выбора моделей образования, модернизацию всех ступеней образовательной системы в связи с изменяющимися требованиями общества и др.
Школьные реформы 1960-1980-х гг., коренным образом изменившие облик образовательной практики во всем мире, позволили сделать среднюю ступень образования общедоступной и бесплатной, в связи с чем остро встал вопрос дифференциации среднего образования. Глобальная тенденция развития современной школы проявляется в усилении и усложнении дифференцированной подготовки соответственно склонностям, интересам, успеваемости учащихся. Сегодня основными формами дифференциации являются распределение по разным типам учебных заведений, на профили и потоки внутри одной школы. Как правило, дифференциация происходит на этапе окончания начальной школы, осуществляется в учреждениях различного типа и ее главным критерием служит содержание образовательных программ. Широко распространена дифференциация в пределах одного учебного заведения.
В процессе осуществления дифференциации важным аспектом становится ориентация учащихся – распределение их по разным направлениям общего образования (учебная ориентация) и приобретение образования для определенной деятельности (профессиональная ориентация). Во многих странах ориентация учащихся – предмет специальных систематических мероприятий, в которых стремятся учитывать новые социальные реалии и потребности развития личности школьника. В ориентации активно участвуют средства массовой информации, общественные организации, предприниматели. Проблема дифференциации иногда решается неоднозначно, вызывая ряд негативных моментов. Например, разделение учащихся на группы или уровни производится на основе тестов или экзаменов, которые не всегда объективны; иногда средствами отбора становятся социальные факторы, например плата за обучение.
В рамках развития многопрофильности и альтернативности образования возникают новые типы школ. Как правило, в большей степени это относится к сфере среднего и профессионально-технического образования. Один из путей развития образования в этом направлении заключается в интеграции общего и среднего образования в рамках полной средней школы (например, в Англии по окончании городского технологического колледжа можно сразу приступить к профессиональной деятельности или поступить в высшую школу).
В современном мире предоставляются все более широкие возможности для выбора моделей образования. Помимо государственных учебных заведений, в образовательной практике представлен целый ряд частных учебных заведений, в которых учебно-воспитательный процесс отличается от традиционного. В последние годы число подобных школ растет. Частные учебные заведения могут решить проблемы учащихся, выход из которых сложно найти в рамках официальной образовательной системы. Например, это положение относится к детям, плохо адаптирующимся в традиционной школе, плохо переносящим регламентацию учебного процесса, конкуренцию, второгодничество. Частные школы, нацеленные на высокие образовательные стандарты, помогают развивать способности одаренных детей, нуждающихся в особой атмосфере обучения и воспитания и специальной программе обучения.
Поиски путей развития образования осуществляются на базе экспериментальных учебных заведений. Эти школы предназначены для эмпирической проверки, выработки и обоснования основных педагогических идей с учетом опыта лучших педагогов. Опыт экспериментальных учебных заведений не всегда определяет будущие тенденции в развитии образования, но их деятельность является заметным фактом обновления школьного дела.
Главным фактором, обусловливающим тенденции развития современного образования, становится потребность человека в высоком качестве образования.
2. История развития гуманистических идей педагогики.
Историю развития педагогической мысли можно рассматривать как историю непрерывной борьбы двух полярных педагогических течений - гуманистического и авторитарного. Гуманистическая педагогика основывалась на понятии личной свободы ученика, авторитарная же - на послушании личности.
Учитывая исторические периоды в становлении и развитии гуманистически направленной педагогики, важно отметить, что феномен гуманного воспитания появился еще в первобытном обществе. Можно констатировать, что в доисторическое время гуманность педагогики была фактом, т.к. существовала определенная потребность в репродуктивной передаче социального опыта старших поколений младшим, который представлялся как мудрость предков и закреплялся в традициях. При этом наблюдалось отсутствие антисоциальных импульсов и разногласий между воспитанниками и воспитуемыми. Отсюда практически абсолютная ненасильственность воспитания.
Направленность на развитие личностной свободы более характерна для западного типа цивилизации, восточная цивилизация ориентировалась в целом на послушание и поэтому была лишена многих черт гуманистической направленности. Это объясняется традиционным характером восточных обществ и преобладанием коллективного над индивидуальным, религиозным характером общественного и индивидуального сознания.
Однако в основе системы образования в Древнем Китае в этико-политическом учении под названием «конфуцианство» можно обнаружить ростки гуманизма. Положительными чертами конфуцианства на ранней степени его развития был призыв к нравственному совершенствованию, критика жестокого отношения к народу, провозглашение принципов человечности (жень), а также норм, правил поведения, определяющих отношения между людьми в обществе и семье, основанные на гуманности (ли).
Интерес к педагогическим идеям Древневосточной цивилизации объясняется также тем, что в наследии некоторых мусульманских мыслителей - представителей Ближневосточной цивилизации - обнаруживаются проникнутые высоким духом гуманизма идеи о том, что все люди равны от рождения в своем стремлении к счастью, что они активны и свободны в своих действиях и способны создать общество на началах справедливости, чему призваны способствовать воспитание и обучение. Многие активно выступали против наказаний, которые, по их мнению, подавляют энергию, приучают к рабству. Люди, получившие авторитарное воспитание, теряют инициативу, т.к. привыкают определять свое поведение, исходя из чужих распоряжений. Но, несмотря на протесты лучших педагогов, в мусульманских школах царил авторитаризм, зубрежка и палочная дисциплина. Само слово «ислам» означает покорность богу, а «мусульманин» - покорный. Однако, в целом, мусульманские традиции не способствовали воспитанию человека с точки зрения его самобытных творческих потенций как свободной, независимой и критически мыслящей личности.
С точки зрения гуманистических тенденций в образовании в Западной цивилизации большую роль сыграла эпоха Античности.
Вклад софистов (мудрецов, которые учили и воспитывали от своего имени, свободно за плату) определяется тем, что на первый план они выдвинули проблему воспитания независимого свободного человека, ориентированного на достижение личного жизненного успеха и не обремененного никакими иными ценностями и идеалами.
Яркими представителями древнегреческой традиции являются Сократ, Платон, Аристотель. Сократ обратился к нравственной сфере человека и пониманию личности с точки зрения ее внутреннего мира. Придавая особое значение человеческому разуму, Сократ считал, что, воздействуя на него посредством слова, можно воспитать человека.
Платон большое значение придавал развитию у человека воли, что должно достигаться не только путем познания, но и посредством упражнения.
Гуманистический принцип Аристотеля строился на природосообразности воспитания. Воспитание, считал он, должно восполнить то, чего не достает человеку от природы, но и не возникает помимо природы. Целью воспитания он определил развитие высших сторон души разумной и животной.
Цицерон, представитель древнеримской педагогической теории и практики, впервые вводит термин «гуманизм». Гуманизм в педагогическом процессе, по его мнению, - это, прежде всего, признание самостоятельного права учащегося на раскрытие и проявление собственных природных дарований, его превалирующей самоценности в учебно-воспитательном процессе. При этом весь образовательный процесс должен быть соподчиненным принципу гуманизма. Квинтилиан расширил понимание термина «гуманизм», который представляется для него не только педагогической дефиницией, но целостной общественной, политической и социальной категорией утверждения человеческой личности, высшим творением природы, а потому и наивысшей этической ценностью.
Эпоха Античности сменяется эпохой Средневековья. В этот период воспитание решало задачи нравственного совершенствования личности в духе христианских ценностей. Важнейшим средством совершенствования личности в то время считалось приобщение к духовному знанию, что представляло собой односторонний подход к формированию личности, а, следовательно, противоречило гуманистическому принципу, провозглашающему поиск путей и средств разностороннего развития. В условиях монополии церкви на образование основными средствами воспитания стали телесные наказания, в школах царила суровая дисциплина. Таким образом, Средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания и схоластического знания с опорой на традицию, волю и авторитет. В XIV - XVI столетиях ясно наметилась тенденция к ее переосмыслению. Гуманистические идеи античности находят свое развитие в философии и педагогике Возрождения.
В эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, как культурное движение в Западной Европе. Это самый значительный этап в развитии гуманизма. В этот период происходит расцвет многих областей человеческой жизни: науки, искусства, литературы, совершаются великие географические открытия. Название эпохи Возрождения означает преемственность сс идей с античной культурой, ее возрождение на новых основаниях. Ее называют также эпохой гуманизма, т.к. ее деятели утверждают ценность человека, право его на счастье, на земную любовь, право на радость. Не только выдающиеся философы, но и писатели, художники, скульпторы (Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Данте, Шекспир и многие другие) показали живой мир нового человека его физическое и нравственное совершенство, стремление бороться за утверждение подлинно человеческих идеалов. Гуманизм определял ценность гуманитарного знания, особенно образцов античной культуры. В обучение включаются предметы, связанные с изучением природы, которая рассматривается как сфера жизни и развития подрастающего поколения. Гуманистические идеи реализуются отказом от жестокости в воспитании, как в школьном, так и домашнем. Вводятся такие средства воспитания как игры, прогулки, развлечения.
Сохраняя преемственность с гуманистическими идеями античности, мыслители Возрождения создали достаточно целостную концепцию человека, привели прежде разрозненные гуманистические идеи и традиции в стройную систему мировоззренческих взглядов. Педагогами Возрождения был выдвинут качественно новый идеал образовательного процесса: формирование всесторонне развитой человеческой личности, гармонично сочетающей в себе лучшие качества, свойственные человеческой природе: благородство, патриотизм, трудолюбие, нравственность и др. средства, для достижения которых выступали гуманистически ориентированные формы и методы учебного и воспитательного воздействия.
Вместе с тем, гуманистам этого периода были свойственны непоследовательность и противоречивость, которые нашли отражение в том, что гуманистическая проблематика носила в определенной степени аристократический характер. Выступая против духовной диктатуры церкви, мыслители Возрождения в то же время попытались гуманизировать религиозные идеи и обряды. Наконец, их идеи гуманности, свободы, творчества, всеобщего образования были абстрактными, поскольку не соотносились с конкретными социальными условиями. Наиболее известен среди педагогов-теоретиков и педагогов-практиков того времени итальянский педагог-гуманист Витторино да Фельтре по деятельности основанной им «Школы радости». По его представлениям, целью педагогического процесса является выработка «гуманистической личности», т.е. высоконравственного, всесторонне развитого человека, который воплощает в себе гуманистические идеалы. Представление о гуманистической личности этого ученого включало в себя 3 качественных состояния: 1) состояние высокой образованности и нравственности, своеобразный гуманистический идеал высокого уровня интеллекта; 2) высокой степени гражданской активности; 3) постоянного стремления к добродетельной, высоконравственной жизни. Важнейшим методологическим принципом, на котором строилась вся педагогическая деятельность Витторино да Фельтре, было положение о том, что не все люди в равной степени подготовлены от рождения к определенным занятиям, природа перераспределяет способности человека таким образом, чтобы в обществе в нужной пропорции имели место быть крестьяне, воины, ученые и люди других профессий, и поэтому важнейшая цель школьного образования - в это вовремя определить и раскрыть заложенные способности и талант учащегося, заранее подготовить его к нужной и необходимой для него профессии.
Необходимо отметить, что подобные представления были свойственны в той или иной степени практически всем виднейшим представителям педагогики эпохи Возрождения.
Педагоги-мыслители Нового Времени внесли огромный вклад в педагогику и историю развития педагогической мысли. Их идеи использовались на протяжении веков в обучении и воспитании и продолжают использоваться в настоящее время. Я.А. Коменский осуществил радикальный переворот в содержании и организации образования, Джон Локк отстаивал приоритет естественного разума. Наконец Ж.Ж. Руссо последовательно отстаивает интересы и свободу индивида, которому самому виднее, чему и как обучаться, а задача учителя - помогать ему в этом. Идеи этих выдающихся педагогов являются своеобразными смысловыми полюсами, организующими пространство философско-педагогической мысли не только XVIII, но и XIX и XX вв.
В конце XIX - начале XX века в Западной Европе и США происходит зарождение экспериментального направления в педагогике, которое послужило открытию школ нового типа, основанных на новых гуманистических принципах воспитания, образования и развития. Особенно ярко идеи гуманистической педагогики были реализованы в конце XIX - начале XX века в педагогике Марии Мантессори. Организовав в Риме свою первую школу (дом для детей), она в качестве девиза взяла слово «свобода». Основополагающее положение педагогической концепции Марии Мантессори можно сформулировать следующим образом: ребенок - это целостная личность, единство физического и духовного; ребенок - это активное существо, обладающее внутренней мотивацией к саморазвитию. Никакая работа не может принести радости, если она совершается насильственно. И, наоборот, работа не может не принести большей радости удовлетворения тому, кто ее делает по своему внутреннему побуждению. Единственным внешним наказанием в школах Монтессори было отсаживание ученика, мешающего остальным, отдельно от других детей.
Таким образом, гуманизм как система воззрений, основывающаяся на общечеловеческих ценностях и отстаивающая свободу личности, имеет многовековую историю своего развития и является неотъемлемой частью социальной, политической, религиозной жизни человека. В современную эпоху обострения глобальных проблем человечества, связанных с его выживанием, традиции, идеи и принципы гуманизма приобрели особую актуальность, стали жизненной необходимостью для каждого народа и человечества в целом. Необходимо соотносить все виды человеческой деятельности с гуманистическими идеалами и нравственными принципами, формировать жизненную позицию человека как свободной, критически мыслящей, творческой личности.
3. Психология в сфере бизнеса.
Психология бизнеса — это современная отрасль психологии, сформированная на пересечении нескольких дисциплин, в первую очередь –психологии, социологии и экономики. Она возникла под воздействием процессов социально-экономического развития общества.
Становление психологии бизнеса в психологической науке явилось реакцией на большое количество проблем, которые стояли перед представителями малого и среднего бизнеса. Они требовали участия профессиональных психологов.
В стране происходило развитие новых социальных и экономических отношений, что способствовало активному включению практической психологии в сферу бизнеса. В частности, стала расти востребованность некоторых направлений психологической работы, связанных с психологическим сопровождением работы соответствующих структур бизнеса.
Среди бизнесменов появляется все большее число сторонников профессионального регулирования и учета психологических процессов и проблем, характерных для любой организации бизнеса.
Выражение «бизнес — это психология» можно воспринимать в качестве тезиса, который принимают многие представители отечественного бизнеса. Сегодня многие компании, которые ведут продажу и производство товаров и услуг, нуждаются для повышения эффективности своей деятельности в специалистах-психологах. Именно они способны наилучшим образом понимать особенности современного бизнеса и значение человеческого фактора в процессе достижения поставленных целей.
Специалисты в области психологии могут направлять активность руководителей и сотрудников компании на преодоление трудностей, рост конкурентоспособности и развитие. Для специалистов-психологов, осуществляющих психологическое сопровождение работы, характерно видение всей многоплановости, сложности и противоречивости бизнеса.
Анализ необходимо проводить на нескольких уровнях: психологический, социально-психологический, социологический.
На психологическом (личностном) уровне анализа исследователи должны интересоваться личностью лиц, которые ведут предпринимательскую деятельность. В нашем государстве до настоящего времени так и не сформировалось единое и точное понимание профессий, которые однозначно относятся к бизнесу. Часто категории «предприниматель» и «бизнесмен» употребляют в качестве синонимов. В любом случае психологически происходит исследование деятельности, сконцентрированной на получении прибыли, что и представляет собой сущность бизнеса.
На социально-психологическом уровне анализа в первую очередь рассматриваются особенности организаций и групп, которые осуществляют бизнес-деятельность. Здесь происходит изучение закономерностей возникновения и работы бизнес-организаций, влияние разных аспектов взаимодействия людей на результат совместной деятельности, особенности поведения и коммуникации индивидов в бизнес-сообществе и бизнес-среде и др.
Современное направление исследований в этой сфере представлено изучением компаний как инструмента бизнеса, то есть особенностей координации деятельности людей: руководство, лидерство, стимулирование, разрешение конфликтных ситуаций и др. Все эти проблемы возникают в процессе работы компании.
На социологическом уровне бизнес необходимо рассматривать как социальный институт, играющий большую роль в общественной жизни. Социология не предусматривает единого понимания категории «социальный институт», но бизнес — это организованная система связей и социальных норм, объединяющая значимые ценности и процедуры бизнес-организаций, удовлетворяющие основные потребности общества.
Бизнес необходимо рассматривать в разных аспектах. Это может быть особая деятельность, направленная на получение прибыли, которая предъявляет определенные требования к личности руководителя. Бизнес представлен и организацией (группой людей), которая обладает своими закономерностями возникновения и функционирования.
Наконец, бизнес — это своеобразный социальный институт, который оказывает существенное воздействие на социальные структуры и порядок в обществе, социализацию граждан и стандарты поведения в обществе.
Все перечисленные стороны бизнеса (деятельность, организация, социальный институт) тесно взаимосвязаны, взаимно дополняя и обогащая друг друга. По этой причине представителями различных областей знаний должны учитываться эти стороны бизнеса в качестве сложного общественно-психологического явления.
Современная психология бизнеса — это молодая наука, начинающая свое развитие. Она опирается на все 3 уровня анализа бизнеса. Подобный многоплановый подход к бизнесу дает возможность с большим вниманием учитывать разные аспекты этого сложного явления в процессе подготовки и практической работы психологов в бизнес-компаниях. Это сложный путь, предполагающий адаптацию академического научного аппарата к решению задач практической психологии.
Еще одна особенность состоит в том, что бизнес нельзя рассматривать, не касаясь личности его создателя — субъекта бизнеса. Психология бизнеса большое внимание уделяет становлению и самоопределению личности в бизнесе.
Важное место также должен занимать анализ той стороны, ради которой и происходит возникновение бизнеса. Эта сторона представлена потребителями, механизмами и методами продвижения продукции.
Таким образом, в рамках психологии бизнеса как прикладного направления психологической науки выделяют несколько разделов: психология бизнеса в качестве деятельности, психология личности в бизнесе, организацию в качестве формы существования бизнеса. Отдельное внимание психология бизнеса уделяет психологии потребителя и продвижению товаров и услуг.
4. Теории организации и основы менеджмента.
Теория организации – это область научного знания, изучающая общие закономерности устройства, функционирования и развития различных типов организаций как имеющих цель сложных динамических систем.
Предмет теории организации – как общие, так и частные закономерности, действующие в сложных организационных системах, организационные отношения, закономерности, формирующие связи и взаимодействия между различными целостными образованиями и их структурными составляющими.
Теория организации предполагает макроисследование организаций, поскольку здесь за единицу принимается организация в целом. Нахождение оптимального варианта координации ее ресурсов было и остается основной целью науки управления.
Слово «организация» имеет латинское происхождение – от organizo, что переводится как «устраиваю, стройный вид». Следует отметить, что слово «организация» в русском языке может рассматриваться с двух позиций: как процесс: под организацией как процессом понимают совокупность действий, которые ведут к возникновению или совершенствованию связей между элементами системы; и как явление: под организацией как явлением понимают объединение компонентов, направленное на реализацию программы или достижение цели, функционирующих в соответствии с определенными процедурами и правилами.
Теория организации представляет собой совокупность идей и принципов, систематизирующих практический опыт человечества в вопросах процессов и явлений организации. Теория организации тесно связана с различными науками: экономикой, менеджментом (из которого она и выделилась), философией, кибернетикой, теорией систем, теорией управленческих решений, психологией, социологией, антропологией.
Так, психология позволяет выявить условия, сопутствующие или мешающие рациональным действиям индивидов. Социологические исследования расширяют возможности теории организации за счет изучения выполнения индивидами своих ролей и процессов их взаимоотношений. Социальная психология позволяет ответить на вопрос о причинах того или иного поведения в групповой деятельности. Антропология рассматривает деятельность и поведение людей в контексте общественной жизнедеятельности, исследуя культуру общества в целом.
Связь теории организации с экономикой обусловлена необходимостью формирования целей функционирования организации, ее стратегии для определения наиболее эффективной структуры. Вообще проблемы экономического стимулирования и оценки эффективности пронизывают все аспекты функционирования организаций.
Что касается менеджмента, связь столь тесна, что некоторые исследователи даже не выделяют теорию организаций в самостоятельную область знаний, определяя ее как часть менеджмента. Критика этой позиции основывается на том, что менеджмент ищет ответ на вопрос «как и зачем влиять на объект управления», а теория организаций – «чем управлять».
Теория организаций отличается от организационного поведения предметом изучения. Если теория организаций проводит исследования на макроуровне, воспринимая организацию как целое, имеющее составные части, то организационное поведение – на микроуровне, концентрируясь на поведении групп и отдельных индивидов, их мотивах и ценностях.
В рамках теории организации организация рассматривается как социальное образование, для которого характерны сознательная координация и конкретные границы (отделяющие ее от внешней среды), действующее для достижения определенной цели на постоянной основе. Организация состоит из людей и их групп.
Элементы организации могут быть разделены на две категории: элементы, которые определяют технико-производственную структуру организации. К ним относятся технологии, орудия производства, элементы, которые определяют социально-экономическую структуру организации. К ним относятся отдельные личности, имеющие интересы и предпочтения, а также социальные совокупности и связи между ними, в частности, по вопросам распределения полномочий и ответственности.
Организация представляет собой сложный организм, который не может быть понят на основе одного анализа формальной структуры и выделения ее частей. Поэтому структурный подход дополняется поведенческим, отводящим ключевую роль исследованию человека и системы человеческих отношений. Причиной возникновения организаций представляется физическая и биологическая ограниченность отдельных людей, желание достигать целей, которых можно достичь только коллективными усилиями. Поэтому перед теорией организации стоят следующие вопросы:
Как возникают и работают организации?
В чем причина видоизменений организаций?
Почему люди поступают определенным образом?
Получив ответы на эти вопросы, можно обоснованно подойти к формированию организаций, регулировать ориентированные на достижение поставленных целей процессы. Используя понимание сущности организаций и закономерности их трансформаций, их можно использовать во благо людей.
Основные задачи теории организаций в менеджменте:
изучить принципы построения организации как системы, структуру ее элементов и их взаимосвязи,
изучить сферу организационной деятельности, складывающуюся в производственных системах,
изучить организационные отношения, являющиеся основой функционирования организации,
выработать научно обоснованные подходы к формированию функциональных систем управления,
ознакомиться с формами и характеристиками существующих организационных структур,
выработать рекомендации по практическому применению закономерностей, законов и принципов деятельности организации,
изучить теоретические основы и сформировать практические навыки проектирования организационных систем,
изучить субъекты организационной деятельности, выделить их функции, проявляющиеся на различных уровнях управления,
изучить организационные структуры,
изучить современные виды организации хозяйствующих субъектов, форм ассоциации и интеграции производственных систем,
выделить проблемы реорганизации, трансформации и изменения организаций.
Особое место в теории организаций занимают проблемы доверия людей к организации, принимаемым в ее рамках решениям, проводимым реформам и действиям руководителей.
5. Право в сфере образования.
Образовательное право - это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между различными субъектами системы образования.
Источниками образовательного права выступают нормативные акты и договоры, содержащие нормы, направленные на регулирование отношений в области образования. В системе источников образовательного права особое место занимают международно-правовые акты универсального и регионального характера, а также международные договоры и соглашения.
Предмет образовательного права сложно структурирован, многофункционален и представляет собой совокупность образовательных отношений и общественных отношений в сфере образования, возникающих в связи с реализацией права на образование.
Метод образовательного права – это совокупность способов, средств, приемов регулирования отношений, входящих в предмет образовательного права. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль.
Под системой образовательного права понимается расположение в особой структурной последовательности первичных элементов, обусловленных содержанием образовательных отношений и отношений в сфере образования, которые выступают предметом образовательного права.
Образовательные правоотношения в собственном смысле слова - особый вид общественных отношений, возникающих на основе норм образовательного права между обучающимися (или их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) определенного уровня и направленности.
Принципы государственной политики в области образования
– гуманистический характер образования с приоритетом таких общечеловеческих ценностей, как жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; привитие черт трудолюбия, гражданственности, уважения прав и свобод человека, патриотизма, любви к природе, семье;
– единство федерального образовательного и культурного пространства; защита и развитие национальных, региональных культурных традиций и особенностей в многонациональном государстве;
– общедоступность образования, соответствие его системы уровню и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;
– светский характер образования, получаемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
– свобода и плюрализм;
– демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;
– толерантность по отношению к социально незащищенным группам населения.
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие:
- обучающиеся;
- родители обучающихся;
- образовательные учреждения;
- учредители образовательных учреждений;
- органы управления образованием;
- органы управления образовательным учреждением;
- работники образовательного учреждения (педагогические работники, административные работники, учебный и технический вспомогательный персонал);
- трудовой (педагогический и административный) коллектив образовательного учреждения;
- общественные организации, действующие в образовательной сфере;
- государство как субъект определения и осуществления образовательной политики.
Основными объектами образовательного правоотношения выступают:
а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обучающимся (учащимися) и передаваемых обучающими (педагогами) в ходе образовательной деятельности (образовательном процессе) или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков (ЗУН), соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта и образовательным программам соответствующего уровня и направленности образования;
б) условия, обеспечивающие качество и эффективность образовательного процесса, т.е. учебной работы самого учащегося, труда педагога, организации учебно-воспитательного процесса со стороны образовательного учреждения и др.;
в) качество обучения, выражающееся в соответствии установленным правовым требованиям процессу и результатам учебной работы учащихся и педагогическому труду учителя (преподавателя);
г) качество воспитательной деятельности, выражающееся в обеспечении соответствия содержания и характера таких личностных черт учащихся, в частности, их социально-ценностных и правомерно направленных ориентаций и установок.
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Виды общеобразовательных организаций:
1. дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
2. общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования
3. профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения
4. образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Применительно к сфере образования целями правового регулирования отношений в сфере образования законодатель определил:
- установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;
- создание условий развития системы образования;
- защиту прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Целями правового регулирования становятся, как правило, упорядочение общественных отношений и их охрана. Правовое регулирование нацелено на формирование вариантов правомерного поведения и защиту от возможных правонарушений.
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования названы следующие:
- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
- создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
- создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
- определение правового положения участников отношений в сфере образования;
- создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
Методы регулирования в образовательном праве.
1. Императивный метод регулирования образовательных отношений на уровне усвоения обучающимися образовательных программ начального общего и среднего общего образования присущ не только образовательному праву. Это основной метод и административного права. И все же метод образовательного права отличается от метода административного права тем, что для образовательного права он не является всеобщим. Образовательные отношения на уровне освоения образовательных программ среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования регулируются при помощи диспозитивно-императивного метода.
Императивный метод образовательного права сохранятся в отношениях обучающихся и образовательными учреждениями, обучающимися и педагогами. От обучающихся, как известно, требуется своевременное выполнение учебного плана, посещение занятий, выполнение устава образовательного учреждения и правил внутреннего распорядка. Ненадлежащее исполнение этих правил образует состав дисциплинарного проступка, влекущего за собой применение мер дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из образовательного учреждения. 2. Диспозитивность метода образовательного права выражается в праве граждан Российской Федерации по своему желанию решать вопрос о продолжении образования после освоения программы основного общего образования, об уровне и форме образования. Свободный выбор уровня и формы обучения сохраняется и для обучающихся, успешно освоивших программу среднего (полного) общего образования, чему во многом способствует общедоступность среднего профессионального и высшего профессионального образования.
6. Психология общения.
Потребность в общении - это одна из базовых потребностей человека, по мнению психологов. Общение - это необходимое условие развития человека в качестве члена общества, его личностного развития. Общение также является способом познания окружающих людей и себя. Не смотря на то, что человеческое общение всегда было базовой основой социальной жизни людей, объектом психологического и социопсихологического анализа оно стало только в двадцатом веке.
Социальные контакты внутри человеческой группы представлены в первую очередь деятельностью и общением.
Общение и деятельность как виды человеческой активности, различаются между собой. Результат деятельности представлен каким-либо материальным или идеальным продуктом. Результат общения выражается во взаимном влиянии индивидуумов друг на друга. При этом деятельность и общение - взаимосвязанные стороны социальной активности человека. Деятельность возникает и осуществляется в результате интенсивного общения. Общение, в свою очередь, является специфическим видом деятельности человека. В реальной жизни общение и деятельность существуют в единстве, но при этом в определенных ситуациях могут реализовываться независимо друг от друга.
Общение - это сложный процесс, который включает в себя:
формирование образцов и поведенческих моделей;
взаимодействие между людьми;
взаимное влияние одного человека на другого;
взаимообмен информацией;
формирование межличностных отношений;
взаимное переживание и стремление к взаимопониманию;
формирование внутреннего «Я» индивидуума.
В психологии понятие общение - это взаимодействие между людьми, которое заключается в обмене информацией познавательного, эмоционального и оценочного характера, в ходе которого формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, переживаниями, чувствами.
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней