Фрагмент для ознакомления
2
.Предмет истории как науки. Проблемы периодизации исторического процесса. Основные тенденции современных исторических исследований.
История (др.-греч. — расспрашивание, исследование) — наука о человеке и человеческом обществе во времени и пространстве.
В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характери¬зующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.
Предметом истории является изучение развития человеческого общества как еди¬ного противоречивого процесса.
История - наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятель¬ных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.
Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины: источни¬коведение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом
Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания
Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.
На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим. Главное отличие цивилизационного подхода - отсутствие решающей детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает постижение общества "снизу", выдвигая на первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории "сверху", т.е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.). И здесь важно, избегая жесткой привязки к способу производства, не упустить из виду опасность другого монизма - не менее жесткой привязки к духовно-религиозному или психологическому началу. Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби. Этот подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, господствующих над людьми, принимается во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в реальной деятельности людей, провозглашается право каждого народа на собственный социально-исторический эксперимент, на реализацию своей культурной программы.
Основные тенденции современной исторической науки
1) «Новая историческая наука» (30-е гг. французская «школа анналов», Л. Феври М. Блок) – тотальная(«глобальная») история, т. е. история целостная, синтетическая, нацеленная на изучение истории людей и отдельных человеческих сообществ, всех аспектов их жизни и деятельности. Основные методы (методологическая революция) – междисциплинарный (привлечение к совместной исследовательской работе представителей других общественных наук) и компаративный (сравнительно-исторический, М. Блок) подходы. Характерная черта (Ф. Бродель)– в противовес событийно-описательной истории и объяснения событий прошлого действием универсальных закономерностей, главное внимание уделялось отбору и интерпретации таких источников, которые позволяют изучать все, из чего складывается жизнь человека («история ментальностей»).
2) «новая социальная история» (80-е гг.) – история понимается как социальное взаимодействие людей. Субдисциплины – «новая рабочая история», «история женщин» (гендерная история), «крестьянские исследования», «локальная» и «устная» истории.
3) историческая антропология – историческая действительность показывается через состояние и развитие человеческого сознания.
4) «новая культурная история» - описание исторической реальности через применение культурологического или социокультурного подхода, методов культурной антропологии, социальной психологии, лингвистики.
5) «история повседневности» – ее предметом исследования является частная жизнь в самых разных проявлениях.
2.Современные представления о происхождении человека в исторической науке (антропогенез).
Антропогенез (греч. antropos – человек, genesis - происхождение, развитие) – процесс историко-эволюционного формирования человека как вида. Существует несколько предположений о его происхождении, но наиболее обоснованной на сегодняшний день является эволюционная теория: человек появился на Земле в результате сложной и длительной эволюции живого вещества. В ее основе лежат труды Ж.Б. Ламарка, К.Ф. Рулье, Ч. Дарвина, Я.Я. Рогинского и др.
Конечно, и в этой теории есть много темных пятен и провалов, но антропологические исследования стоянок древнейших людей, исследование их останков и результатов жизнедеятельности - простейших орудий труда являются серьезным ее подтверждением. Свою окончательную завершенность эта теория получила, объединившись с молекулярной биологией, генетикой, этологией, психологией и другими науками.
• Дальние предшественники человека
Выделение предшественников человека из животного мира и движение к вершине эволюционной пирамиды сопровождалось одновременным изменением биологических, психических и социальных характеристик вида. Однако скорость и глубина этих изменений на разных этапах его становления была разной. На самых ранних - доминировали (от лат. dominantis - господствующий) преимущественно морфологические (от греч. morphe - форма; строение) изменения, которые сопровождались лишь небольшими сдвигами со стороны психики и социальности. На более поздних - когда вид оформился внешне, начался период интенсивного развития психики и общественных отношений. Активизировались процессы усложнения структуры и функций головного мозга, совершенствовались механизмы опережающего отражения, формы мышления, способы общения и кооперации, что переводило этих созданий на более высокую ступень социального развития и существенно отличало их от животных.
Одновременно существовало довольно много форм этих древнейших существ, стоявших на разных ступенях развития и эволюционировавших в разных направлениях. Но наиболее перспективным неизменно оказывалось то, которое было связано с дальнейшим увеличением головного мозга и совершенствованием его работы. Какой из факторов «запустил» этот процесс и стал ведущим в «очеловечивании» вида, наука пока не может ответить однозначно. Вернее, всего, это был комплекс условий космического, геофизического, биологического и социального планов, которые действовали одновременно.
На эволюционном древе человечества можно выделить несколько наиболее важных для развития вида точек бифуркации, в которых кардинально менялась его жизнь. Причиной этих перемен были резкие, периодические изменения геофизических и связанных с ними природно-климатических условий. Они были своеобразными регуляторами, которые приостанавливали разбушевавшийся рост множества одновременно существующих разнообразных популяций предшественников человека. Это разнообразие в сочетании с их внутренним единством и генетическим сходством являлось дополнительным резервом устойчивости поступательного движения вида к совершенствованию.
В неблагоприятных условиях неумолимо и жестоко действовал естественный отбор: выживает лишь тот, кто не просто приспособится к суровым условиям, но и выстоит в конкурентной борьбе с другими видами. Большей частью выигрывал тот, кто сумел подняться на более высокую ступень интеллектуального развития и социальности. Конечно, зачатки интеллекта имеются и у высокоорганизованных животных. По мере восхождения видов к вершине эволюционной пирамиды совершенствуются структура и функции головного мозга, система работы нейронов. Элементы мышления зарождаются уже у птиц - первых организмов, у которых появляется тончайшая, в несколько микрон, кора больших полушарий. Наиболее совершенно оно у шимпанзе, которые достаточно легко осваивают язык жестов. У животных, проживающих группами, выстраиваются и определенные социальные отношения, и иерархии. Как правило, они строятся по принципу: более сильный физически, имеет больше преимуществ и занимает более высокую ступень. В сообществах предшественников человека все более настойчиво прорастает другой принцип: на более высокую ступень продвигается более сообразительный и более творческий. И теперь уже судьбу начинают решать не клыки и когти, а смекалка, опыт, умение действовать коллективно.
Из борьбы за существование вид выходил с огромными потерями. Но как могучая сила жизни заставляет траву пробиваться сквозь асфальт, так же она заставляла каждый нарождавшийся новый вид приспосабливаться к изменяющимся условиям, вырабатывать новые механизмы адаптации, улучшать работу органов чувств, менять образ жизни. Однако еще важнее было оставить после себя более жизнеспособное и более адаптивное потомство. А это значит - помочь ему не только освоить опыт предков, но и в чем-то превзойти их, подняться на более высокую ступень развития. Отчаянная борьба за жизнь, развитие интеллекта, накопление информации и совершенствование средств коммуникации, случай и стечение обстоятельств позволили человеку сохранить себя как вид и сделали его таким, каков он сейчас есть.
Около 40-45 млн. лет назад, в период палеогена (от греч. palaios - древний, genos - рождение, возраст), приматы разделились на две ветви - широконосых и узконосых. Широконосые дали начало практически всем популяциям обезьян. Узконосые в дальнейшем дали начало популяциям гоминоидов (от лат. homo - человек), результатом эволюции которых стало появление на Земле гоминид, затем человека разумного (hоmo sapiens) и, наконец, - человека современного (hоmo sapiens sapiens). Вполне очевидным оказывается утверждение, что человек и человекообразные обезьяны имеют общие корни, но это разные ветви эволюции. Совершенно особое место среди них занимает существо, останки которого найдены английскими антропологами Л. и М. Лики в 1948 году на острове Рузинга (озеро Виктория) в слоях вулканического пепла, возраст которого около 25 - 40 миллионов лет, и названное ими «проконсулом». В строении этого четвероного угадывалось нечто от человека: округлый лоб, лишенный характерных для обезьян надглазных валиков, строение зубов, близкое к человеческим, отсутствие в нижней челюсти так называемой «обезьяней полки».
Большинство антропологических находок говорит о том, что первые дальние предшественники человека появились около двадцати миллионов лет назад. Ученые активно обсуждают вопрос, где и как происходило зарождение человечества - на просторах саванн или по берегам водоемов? Однако пока не могут дать однозначного ответа. По первой версии в конце палеогена из популяций гоминоидов выделился рамапитек, который, как полагают многие, и является древнейшим нашим предшественником. Его останки найдены в северо-западной индии и восточной Африке. Челюсть и зубы рамапитека явно человеческого типа.
Он вел древесный образ жизни и питался растительной пищей. Важнейшим результатом его эволюции стало прямохождение. Можно лишь предположить, как это происходило. Случившееся на Земле около пятнадцати миллионов лет назад резкое похолодание привело к сокращению тропических лесов и появлению на их местах обширных, жарких саванн, покрытых высокой травой. Нужно было постоянно приподниматься на задних лапах, чтобы обнаружить врагов или искать пропитание. Такой способ перемещения постепенно закреплялся, а мозаика лесов и саванн была идеальной средой для его совершенствования. Прямохождение было связано с совершенствованием опорно-двигательного аппарата (подвижность конечностей, форма стопы), мышечной системы (необходимость удерживать кости таза, черепной коробки, предохранять внутренние органы от излишнего давления друг на друга), Хождение на двух ногах, хотя и утомляло, но давало множество преимуществ - расширяло обзор пространства, позволяло быстрее бегать, высвобождало передние конечности для каких-либо действий. Вместе с тем, это снижало степень защиты внутренних органов от повреждений, делало их более уязвимыми, требовало выработки механизмов устойчивости на двух ногах, совершенствования опорно-двигательного аппарата, мышечной системы (необходимость удерживать кости таза, черепной коробки, предохранять внутренние органы от излишнего давления друг на друга), формы стопы и руки и т.д. Эти проблемы наш предшественник успешно преодолевал. Изменение строения позвоночника и расширение позвоночного канала способствовало увеличению объема спинного мозга, модификации его структуры и функций. Благодаря этому становится более тонкой регуляция дыхания, что является важнейшей предпосылкой для развития звуковой коммуникации. Обращение «лицами» друг к другу создавало для ее совершенствования наилучшие условия, способствовало синхронизации эмоций и чувств, выражаемых мимикой, и издаваемых звуков.
С развитием прямохождения изменяется работа всех анализаторов - системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и распознающих внешние раздражения и обеспечивающих приспособительные реакции организма. Совершенствуется орган слуха. Появляется специальный орган равновесия - вестибулярный аппарат. Зрение становится бинокулярным (от лат. bini – два, oculus - глаз; зрение двумя глазами, при котором создается объемное восприятие) и цветным. Все это происходит одновременно с изменением структуры и функций коры больших полушарий, коррекцией синхронности их взаимодействия. При этом эволюционировал не только мозг, но и вся система нейроэндокринной регуляции, которая тесно связана с активностью генов и их изменчивостью.
Около 5 миллионов лет назад среди множества популяций этих животных выделяется новый вид - гоминиды или пралюди, начальной точкой отсчета которых является австралопитек (от лат. australus - южный, pithekos - обезьяна; ископаемые высшие человекообразные приматы; их останки найдены в юго-восточной Африке) - прямоходящий всеядный хищник, ростом 120-150 см, массой - 30-50 кг и мозгом около 550 г. австралопитеки стали регулярно использовать камни, палки и кости в качестве орудий труда. Они были преимущественно правшами. Среди них был широко распространен каннибализм (франц. cannibale - людоед).
Антропологические характеристики его останков указывают на большее сходство австралопитека с людьми, нежели с человекообразными обезьянами. Мозг его, хотя и был значительно меньше мозга современного человека, но уже содержал объем информации, соизмеримый, а возможно и превосходящий заложенный в геноме этого существа. На ранних этапах развития его рацион составляла в основном растительная пища. Он стал активно и регулярно использовал камни, палки и кости для защиты и нападения, жил в группах со сложной социальной структурой, но формы его общения с сородичами не отличались существенно от общения животных.
Среди множества его популяций выделяют две основные линии эволюции. Один вид «байсеи», питавшийся растительной пищей, шел в направлении мощного развития существ с грубыми чертами. Однако, несмотря на свою физическую силу, он в дальнейшем оказался неспособным противостоять суровым условиям жизни. И был вытеснен другим, более изящным и уступавшим ему в общем физическом развитии, но который стал употреблять мясную пищу. Усложняются и формы его поведения. А это требует совершенствования контролирующей, координирующей и управляющей функций мозга, который у ближних предшественников человека станет основным объектом естественного отбора.
Австралопитек был уже почти человек не только по внешнему виду - он уже мог производить орудия труда, хотя и самые примитивные. Изготовление орудий труда и использование их в совместной трудовой деятельности стало важнейшим поворотным пунктом в эволюции человека, которая с морфологического уровня переходит на уровень совершенствования его как существа с высокоразвитой психикой.
• Ближние предшественники человека
Около 2-3 млн. лет назад среди множества популяций гоминид окончательно выделяется форма - homo erectus - человек прямоходящий. Его следы были обнаружены в ущелье Олдовай, среди неприветливых ландшафтов Юго-Восточной Африки.
Из множества сообществ этих пралюдей около 1,5-2 млн. лет назад отпочковалась ветвь прямых предков современного человека, внутри которой сформировался человек умелый - homo habilis. Его появление открывает одну из самых первых страниц книги истории «настоящего» человека - ранний палеолит (греч. palaios - древний, lithos - камень) или древний каменный век. С ним связан начальный период становления материальной протокультуры (греч. protos - первый).
Это очень важная ростовая почка на эволюционном древе человечества. У человека умелого активизируется процесс совершенствования головного мозга. Его стимулятором становится совместная трудовая деятельность. Усиливается тенденция перехода от стада к роду, которая определяет направленность движения дикого сообщества к новой, более высокой ступени социальности.
Человек умелый был и похож, и не похож на своих животных предков. У него была человекообразная внешность, он уже умел изготавливать примитивные орудия труда, обрабатывать разные материалы, осваивал охоту. В ущелье Олдовай в слоях пород, датируемых от 1,5 до 1 млн. лет, было найдено свыше десятка типов каменных орудий, среди которых топоры и рубила, скребла, резцы, шила. Изготовление и использование орудий труда, совместная деятельность требовали тонкой координации движений, создавали благоприятные условия для развития способов передачи информации, стимулировали развитие мыслительных операций. Мозг его хотя и увеличился в объеме, однако по структуре и функциям еще мало отличался от мозга человека прямоходящего. Он еще не обладал членораздельной речью и умел общаться лишь на уровне современных шимпанзе - жест, мимика, поза оставались доминирующими средствами коммуникации. Инстинктивная деятельность у него преобладала над разумной. Об этом говорит то, что на протяжении долгого времени он почти не совершенствовал своих орудий труда. Но с появлением человека умелого вектор эволюции неуклонно разворачивается в сторону активного развития головного мозга. Зарождаются и совершенствуются творческие способности. Конечно, элементы творчества не чужды и многим животным. В книге «Бегство от одиночества» Е.Н.Панов описывает опыты французского энтомолога Даршена, который наблюдал элементы рационализма и импровизации у пчел при построении сот, когда в этот процесс вмешивался человек. Орел-стервятник проявляет чудеса творчества, когда, захватывая в клюв специально найденный заостренный камень, пробивает его острым концом страусиное яйцо, чтобы добраться до его содержимого.