Фрагмент для ознакомления
2
Взаимосвязь налогового и управленческого учета наиболее полно проявляется при планировании, контроле и анализе налогового бюджета. Необходимость планирования налогового бюджета определяется ограниченностью финансовых ресурсов и требованием их эффективного использования. Налоговый бюджет является важным элементом системы бюджетов.
Есть связь планирования налогового бюджета с планированием бюджета доходов, бюджетов закупок материалов, работ и услуг и сметой использования материалов, бюджета расходов на оплату труда, инвестиционного бюджета. Налоговый бюджет является составной частью финансового бюджета организации, состоящего из прогнозного Отчета о прибылях и убытках, прогнозного Бухгалтерского баланса и Бюджета движения денежных средств. Показатели налогового бюджета - суммы планируемых к начислению налогов и страховых взносов, отражаются в Производственном бюджете и прогнозном Отчете о прибылях и убытках.
22. Налоговый календарь предприятия: понятие, сущность
Налоговый календарь представляет собой план годовых платежей, предусматривающий не только календарные сроки уплаты налогов, но и наличие денежных средств, необходимых для осуществления платежей.
Налоговый календарь предназначен для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налогов, а также недопущения нарушения сроков предоставления отчетности, влекущих штрафные санкции.
Последовательность расчетов плана налоговых платежей может быть представлена следующим образом:
Расчеты налогов, облагаемой базой для которых является выручка от реализации.
Расчет налогов, облагаемой базой для которых является фонд оплаты труда.
Расчет налогов на основании заявок на расходы:
Налог на рекламу;
Налог на приобретение транспортных средств.
Плановые платежи.
Расчет налога на прибыль на основе утвержденного финансового плана.
Для своевременного исполнения налоговых обязательств рекомендуется провести следующее:
1. В соответствии с налоговым календарем накануне платежа установить лимиты неснижаемых остатков на расчетном счете.
2. Оценить динамику прироста остатка денежных средств.
3. При возникновении угрозы неисполнения обязательства прекратить все платежи.
4. Платежи по другим направлениям расходов осуществлять только в пределах превышения денежных средств над неснижаемым остатком.
5. За 2 дня о платежа подготовить платежные поручения на оплату налогов.
6. При разноске банковских документов целесообразно формировать данные об уплаченных налогах.
7. Сформировать сальдо отклонений от плановых значений соответствующих показателей.
23. Принципы налогового планирования
Под принципами налогового планирования понимаются основные правила, лежащие в его основе. Ниже приведены принципы, в соответствии с которыми, следует осуществлять налоговое планирование:
1. Принцип законности – соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования.
2. Принцип выгодности – снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования.
3. Принцип реальности и эффективности – использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением.
4. Принцип альтернативности – рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации.
5. Принцип оперативности – корректировка процедуры налогового планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.
6. Принцип понятности и обоснованности – требование, чтобы схема была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование.
24. Планирование расходов по налогу на прибыль
Налоговое планирование по налогу на прибыль можно рассматривать с точки зрения краткосрочного планирования (планирование авансовых платежей по налогу на прибыль), среднесрочного планирования (планирование на период от трех месяцев до одного года), долгосрочного планирования (планирование от одного года до пяти лет).
Планирование налога на прибыль осуществляется при:
1. Международном налоговом планировании.
2. При разработке учетной политике организации.
3. При заключении различных видов договоров.
Основные направления оптимизации данного налога включают:
1. Обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции и внереализационного дохода.
2. Максимально возможное отнесение расходов к текущим.
3. Включение в текст договоров формулировка по расходам в соответствии с гл 25НК РФ.
4. Включение в договор штрафных санкций в соответствии со ст. 317 НК РФ
5. Создание резервов при необходимости, учитываемых с НК РФ.
Внешнее планирование может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.
1. Метод замены налогового субъекта - основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения.
2. Метод изменения вида деятельности налогового субъекта- предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись.
3. Метод замены налоговой юрисдикции - заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение.
25. Способы налоговой экономии при организации нового бизнеса
1 способ. Использование налоговых режимов. Этот способ является самым популярным среди всех возможных. Он эффективен тогда, когда у компании есть покупатели, которым не нужен НДС — физлица либо организации или ИП, использующие УСН. Как в данном случае можно оптимизировать налоги? Распределить потоки реализации: либо создать компанию, которая будет применять УСН или ЕНВД, либо воспользоваться услугами индивидуального предпринимателя с патентом. Тогда все договоры с покупателями, которым не нужен НДС, будут переводиться на другое юрлицо или ИП, а на основном юрлице останутся контракты с крупными оптовиками или покупателями, которым НДС нужен. В результате можно минимизировать как НДС, выплачиваемый с наценки, так и налог на прибыль.
2 способ. Использование давальческой схемы – толлинг. Региональное законодательство устанавливает для определенных видов деятельности, в частности, для производства, пониженную ставку налога, взимаемого в связи с применением УСН. Все производственные акты перевести на организацию, применяющую УСН. Сделать это можно путем выделения, разделения организации или, если выручка позволяет, просто написать заявление в налоговую инспекцию и начать применять УСН.
26. Этапы оценки налогового потенциала России
Налоговый потенциал в широком смысле определяется как совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через систему налогообложения. Это максимум налоговых поступлений, которые может — при идеальных условиях — обеспечить страна. Налоговый потенциал в узком смысле представляет собой финансовые ресурсы, которые через систему налогообложения и в соответствии с действующим законодательством должны поступить в бюджет.
Оценка налогового потенциала должна учитывать еще и фактор налоговой политики — как важнейший комплексный способ регулирования налоговых отношений. Данный постулат подтверждается следующим, наиболее удачным определением налоговой политики, которая «представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти в сфере налоговых отношений с организациями и налоговыми органами.
При оценке налогового потенциала необходимо учитывать следующие основные институциональные ограничения:
· совокупный объем финансовых ресурсов;
· действующее правовое налоговое поле;
· действующую систему налогообложения;
· избранную налоговую политику.
При оценке налогового потенциала необходимо учитывать его тесную взаимосвязь с налоговым бременем.
Предлагаем осуществлять планирование по вертикали в три этапа:
1. Расчет на уровне местных органов власти, которые прогнозируют поступления всех налогов во все уровни бюджетов.
2. Данные сведения суммируются в финансовых органах субъектов Федерации, в результате чего определяются налоговый потенциал региона в целом и его структура по отдельным налогам и сборам.
3. Региональные данные суммируются в Минфине РФ и с учетом данных по ЗАТО (закрытым административно-территориальным образованиям) определяются общий налоговый потенциал страны и его структура.
27. Налоговый календарь предприятия: понятие, сущность
Налоговый календарь представляет собой план годовых платежей, предусматривающий не только календарные сроки уплаты налогов, но и наличие денежных средств, необходимых для осуществления платежей.
Налоговый календарь предназначен для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налогов, а также недопущения нарушения сроков предоставления отчетности, влекущих штрафные санкции.
Последовательность расчетов плана налоговых платежей может быть представлена следующим образом:
Расчеты налогов, облагаемой базой для которых является выручка от реализации.
Расчет налогов, облагаемой базой для которых является фонд оплаты труда.
Расчет налогов на основании заявок на расходы.
Плановые платежи.
Расчет налога на прибыль на основе утвержденного финансового плана.
Для своевременного исполнения налоговых обязательств рекомендуется провести следующее:
1. В соответствии с налоговым календарем накануне платежа установить лимиты неснижаемых остатков на расчетном счете.
2. Оценить динамику прироста остатка денежных средств.
3. При возникновении угрозы неисполнения обязательства прекратить все платежи.
4. Платежи по другим направлениям расходов осуществлять только в пределах превышения денежных средств над неснижаемым остатком.
5. За 2 дня о платежа подготовить платежные поручения на оплату налогов.
6. При разноске банковских документов целесообразно формировать данные об уплаченных налогах.
7. Сформировать сальдо отклонений от плановых значений соответствующих показателей.
28. Формирование резервов для целей планирования налога на прибыль
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль по различным причинам может неравномерно распределяться в течение года, что отрицательно влияет на деятельность хозяйствующего субъекта. Добиться более равномерного учета расходов с начала налогового периода, а также увеличить расходы и соответственно снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, налогоплательщик может за счет создания различных резервов. В соответствии с положениями главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики, использующие в целях налогообложения метод начисления, вправе создавать следующие виды резервов:
- резерв по сомнительным долгам, отчисления в который включаются в состав внереализационных расходов (подпункт 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ). Порядок создания такого вида резерва определен статьей 266 НК РФ «Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам».
- резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, отчисления в который включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подпункт 9 пункта 1 статьи 264 НК РФ). Порядок создания такого резерва определен статьей 267 НК РФ.
- резерв на ремонт основных средств. Отчисления в этот резерв включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, работ и услуг. Порядок создания такого резерва определен статьями 260 НК РФ «Расходы на ремонт основных средств» и 324 НК РФ «Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств».
- резерв на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. Отчисления в эти резервы включаются в состав расходов на оплату труда. Основанием для создания этих резервов являются статьи 255 НК РФ «Расходы на оплату труда» и 324.1 НК РФ «Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет».
- резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Создавать указанный резерв имеют право общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидов, при условии, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не