Фрагмент для ознакомления
2
Диспозиционная теория личности Г.Олпорта
«Личность — это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление»- считал
Г.Олпорт.Он обращал большое внимание на проблему общего и индивидуального в
личности, обособляя общие черты и личностные черты (диспозиции, от лат. disposition —расположение). Личные диспозиции помогают нам создать полную
картину поведения личности, её индивидуальность и своеобразие.
Г. Олпорт не использует в своей теории личности понятие самость как таковое, а
оперирует понятием проприум (proprium от лат. личная собственность). Проприум
— это совокупность всех сторон личности, ее внутреннее единство. Введя понятие
проприум в теорию психологии личности, Г.Олпорт не открыл нового феномена, а
только расширил понятийный аппарат. Другие теоретики психологии,
занимающиеся изучением личности, для определения ощущения «своего
собственного» (проприум) используют термины «я» (self) и «эго», предполагая их
взаимосвязь. Г. Олпорт выделяет ряд аспектов «самости», которые участвуют в
развитии проприума на протяжении всей жизни индивида. Он назвал их
проприативными функциями. Конечным результатом их развития становится
сформировавшееся,зрелое «Я» как объект субъективного познания и ощущения.
Теория черт личности Р.Кеттелла
Среди многофакторных теорий личности концепцию Рэймонда Кеттелла относят
к наиболее комплексной системе воззрений в современной персонологии. Р.Кеттелл
является представителем диспозиционального направления изучения личности.
Основу этого блока типологий составляют две основные идеи.
•Люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать
определенным образом в разных ситуациях (т.е. черт личности). Другими
словами, люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках,
мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий, жизненного
опыта. Суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят
через всю жизнь, принадлежащими им и неотъемлемых от них
• Нет двух людей, похожих друг на друга, поэтому необходимо
рассматривать проблему различий между индивидуумами
Ядром теории Г.Айзенка является разработанная им концепция того, что
элементы личности располагаются иерархически. Г. Айзенком была построена
четырехуровневая иерархическая система организации поведения.
Четвертый, высший уровень организации поведения, — это уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт.
Третий уровень иерархии занимает черта. Г.Айзенк определял черту как «важное, относительно постоянное личное свойство».
Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций
Второй уровень - привычки (действия или мысли),то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются. В отличие от специфических реакций, привычные реакции должны появляться достаточно регулярно или быть последовательными.
Нижний уровень - специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности.
Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл
термин «акцентуированная личность». По К. Леонгарду акцентуации – это
индивидуальные человеческие черты обладающие тенденцией к переходу в
патологическое состояние. При большей выраженности этих черт они накладывают
отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический
характер, разрушая структуру личности. Личности, обозначаемые Леонгардом как
акцентуированные, не являются патологическими.
2. Теория Дж. Уотсона.
Основные идеи бихевиоризма Дж. Уотсона
Предпосылки для возникновения бихевиоризма (от англ. behaviour – «поведение»):
• Необходимость пересмотра предмета психологии. Занимаясь изучением сознания психология является недостаточно экспериментальной и слишком умозрительной наукой и не решает жизненно важные человеческие проблемы.
• Психология сознания дискредитировала себя, психология должна стать естественно-научной дисциплиной и изучать поведение человека.
• Несостоятельность метода интроспекции и необходимость ввести в психологию научный объективный метод эксперимента.
Дж. Уотсон отрицал существование сознания как представитель научной психологии. Он утверждал, что сознание не существует для психологии. Как ученый-
психолог, он не позволял себе думать иначе. То, чем должна заниматься психология,
требует доказательств существования, а такие доказательства получает только то, что доступно внешнему наблюдению - поведение. Как писал Дж.Уотсон, бихевиоризм – это экспериментальная и объективная область естественной науки.
Естественнонаучная материалистическая традиция, которую вводил бихевиоризм в
психологию, требовала причинных объяснений. А что значит причинно объяснить
какое-либо действие человека? Для Дж. Уотсона ответ был ясен: это значит найти
внешнее воздействие, которое его вызвало. Нет ни одного действия человека, за
которым не стояла бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего он использует понятие стимула и предлагает следующую знаменитую формулу: S – R (стимул – реакция).
3. Теория Б. Скиннера.
Основные положения теории оперантного научения Б. Ф. Скиннера1
Б. Ф. Скиннер рассматривал организм человека как «черный ящик». Поведение
является только функцией его последствий или правомерных отношений «S(стимул) –R(реакция)».
Стимул
(S)
Реакция (R)
Б.Ф.Скиннер рассматривал личность только как набор форм реакций, которые характерны для
данного поведения.
Личность индивида состоит из относительно сложных, но независимо приобретенных реакций. Чтобы понять поведение, нужно только понять опыт прошлого научения человека.
4. Теория А. Бандуры.
Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры
А. Бандура полагает, что психологическое функционирование личности лучше
понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия – это взаимно зависимые детерминанты. Разработанная А. Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, что, хотя на поведение человека влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности самого человека, то есть, люди могут оказывать какое-то влияние на свое собственное поведение.
Открытое поведение