Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы
1.Характеристика основных средств словарной работы.
Ответ:
Важным средством обогащения словарного запаса дошкольников является использование художественной литературы. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. В художественном тексте слова и их сочетания создают яркие образы.
Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями: «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит».
В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом:
- накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения;
- акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку;
- лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста);
- объяснение педагогом значений слов;
- проговаривание слов детьми;
- замена авторских слов словами, близкими по значению;
- подбор слов для характеристики героев;
- употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
Н.А. Стародубова замечает, что детский сад не ставит перед собой цель дать дошкольникам теоретические знания о средствах образной выразительности языка, поэтому вся работа носит практический характер. Основными приемами работы над изобразительными средствами языка являются:
- обнаружение в тексте «образных слов»;
- объяснение педагогом значение слов и оборотов речи;
- специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов и т.д.;
- воссоздание образа по вопросу педагога: «Какую картину ты себе представляешь?»;
- словесное рисование;
- подготовка к выразительному чтению стихотворений (отработка интонаций, силы голоса и т.д.)
2. Лингвистические и педагогический аспекты проблемы детского словотворчества.
Ответ:
Без специальной организации педагогического процесса освоение детьми способов словообразования встречает определенные трудности. У многих детей к концу старшего дошкольного возраста происходит снижение поисковой активности в сфере словообразования, объем активно используемых детьми производных слов ограничен, самоконтроль еще недостаточно сформирован. Производные слова, в основном, осваиваются в общем контексте словарной работы с детьми, без детализации на грамматических свойствах и особенностях.
Распространены задания, связанные с нюансами смысла слов(домик, дом, домище; крохотный, маленький, небольшой; большой, огромный, громадный), добавление придаточных предложений, упражнения на точность номенклатуры(одеть платье вместо надеть), составление предложения с