Фрагмент для ознакомления
2
Особенности бухгалтерского учета в организациях оптовой торговли
1. Структура оптового оборота и товарных запасов.
Торговля - отдельная отрасль хозяйства, связанная с процессом передачи товарно-материальных ценностей, изначально купленных для последующей перепродажи, за плату от продавца покупателю и включающая в себя совокупность специфических операций, производимых при этом.
Выделяют два вида торговли: оптовую и розничную. Оптовая торговля- передача товарно-материальных ценностей (ТМЦ) за плату от производителя (продавца) другому продавцу для последующей розничной реализации. Осуществляется крупными партиями, как правило, по более низкой цене, чем в розничной торговле.
Товарные запасы (ТЗ) представляют собой определенное количество товаров, находящихся в собственности торговой организации и предназначенных для последующей продажи. Они образуются на всех этапах товародвижения: на складах выпускающих их компаний, в пути, на складах оптовых посредников и при магазинах розничной торговли. Любой товар до момента его реализации относится к категории товарного запаса.
С точки современных ученых-экономистов такая форма существования товара является статичной. Ведь товар может не просто лежать на складе, а находиться в движении при его перемещении. Из этого следует, что товарные запасы являются величинами моментными. Товарные запасы постоянно изменяются в размере и структуре- они с течением времени поступают в товарооборот, реализуются и перестают быть запасом. Но так как осуществляется постоянный кругооборот товаров, то есть товарный запас заменяется другой партией товара, происходит его регулярное возобновление, то он является постоянно существующей величиной, размер и состав которой меняется в зависимости от конкретных условий финансово-хозяйственной деятельности компании и спросом на отдельные виды товаров.
Существование товарных запасов обосновано наличием следующих факторов:
- необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи время, включая их погрузку и разгрузку;
-сезонные колебания в потреблении и производстве товаров;
-несоответствие между торговым и производственным ассортиментом товаров, что требует необходимость дополнительной сортировки, упаковки и маркировки;
-особенности в территориальном размещении сбыта и производства отдельных видов товаров;
-условия транспортировки товаров, где очень важным элементов является расстояние между поставщиком и покупателем;
-возможности хранения товаров при разных условиях.
Создавая и поддерживая товарные запасы, торговая организация стремиться к образованию определённого буфера между двумя поставками товаров, чтобы исключить необходимость непрерывных поставок.
Структура товарных запасов-это показатели удельного веса объема запасов отдельных товаров, товарных групп в. натуральном или стоимостном измерении, в процентах к общему итогу. Также рассчитывается доля неходовых и залежалых товаров (низкокачественных, потерявших товарный вид).
Ассортимент – это совокупность товаров, выделенных по какому-либо признаку или совокупности признаков (сырье, производитель, вид и прочее). Ассортимент делится на несколько подгрупп. Чем больше таких однородных подгрупп, тем шире ассортимент. У него есть не только широта, но и глубина – это количество наименований в каждой подгруппе. Еще одна характеристика ассортимента – высота, которая определяется средней ценой продукции в подгруппе. К ассортименту торговли относится и термин «номенклатура». Это полный набор продукции, которая имеется в ассортименте торгового или производственного предприятия.
Ассортимент торговли характеризует непостоянство, поскольку товар в нем регулярно меняется. Например, компания-производитель начинает выпускать новую продукцию. Или торговое предприятие включает в ассортимент новые товары, одновременно убирая с хранения те, которые не пользуются спросом или перестают соответствовать концепции торговли фирмы.
Оптовый товарооборот- товары, которые покупаются для дальнейшей продажи. Обязательный признак – наличие счета-фактуры. Оптовый товарооборот – это один из важнейших показателей, который отражает деятельность предприятий оптовой торговли. Его объем и структура характеризуют степень развития производства и уровень народного потребления.
Товарооборот следует отличать от выручки. Выручка, помимо непосредственного дохода от оптовой торговли, может включать другие виды поступлений и доходы от реализации имущества торговой компании. Таким образом, выручка может быть либо больше товарооборота, либо равна ему. Также немаловажное значение имеет метод расчета выручки: по методу начисления или кассовым методом. В первом случае доход или расход учитываются в том периоде, к которому они относятся, во втором – когда они непосредственно оплачены. Если продажа оформляется в рассрочку или отложенным платежом, то, в случае расчета кассовым методом, выручка и товарооборот также могут различаться.